Анализ того, кто для России "друг", кто "враг", а кто "и не друг, и не враг, а так" велся в пространстве двух факторов: индекс агрессивности и число публикаций в месяц. Индекс агрессивности показывает, во сколько раз число негативных публикаций по России превышает число нейтральных. Принято считать, что информационную войну ведут те страны, у которых на 1 нейтральную публикацию приходится 5 и более негативных материалов.
Первенство по недружелюбному отношению к России по итогам 2014 года принадлежит Германии, она является безусловным лидером: на 1 нейтральную статью приходится 7,5 негативных, а число негативных публикаций в месяц зашкаливает за 500. Если индекс агрессивности Германии с 2010 по 2012 год не выходил за пределы 1, а это нормальное явление для Запада, т.е. можно сказать, что отношение Германии к России было достаточно лояльным, то в 2013-м году произошел заметный сдвиг в политике Меркель. Мы видим небывалый взлет негатива и прокомментировать это иначе как то, что началась полномасштабная война СМИ Германии против России нельзя. Какие же темы интересуют наших геополитических оппонентов? На первом месте — украинский вопрос; в безумном отрыве от него - экономика и инвестиционный климат в России. Германия значительную часть своего ВВП формирует за счет экспорта в страны южной Европы и неимоверно заинтересована в том, чтобы нарастить экспортную базу за счет Украины (это 40 миллионов потребителей). Поэтому экономисты "волком воют", что сужается экспорт и пеняют, что Меркель портит им всю игру. Тема Крыма в Германии не очень активно звучала, но очень жестко и очень зло. Еще надо сказать, что если раньше российско-германские отношения были маргинальной темой на информационном поле Германии, то сейчас они очень активно обсуждаются во внутреннем пространстве.
Меркель как-то заявила Путину, что не может в отношениях с Россией не учитывать общественное мнение в своей стране, которое настроено резко против России по вопросам ЛГБТ сообществ. Наверное, хотят, чтобы гей-парады проводились у нас каждый день и непременно на Красной площади. Интересно, что на 8-м месте среди 15 авторов, которые наиболее активно писали по России, оказалась наша Юлия Смирнова. Она сливала в основном в германскую прессу свои исключительно злобные материалы.
В небольшом отрыве от Германии находится США: на 1 нейтральную статью приходится 6 негативных. Канал CNN выпускает о России по 362 репортажа в год. Это очень много. В 2013 г. между нами вроде бы как бы намечалось какое-то сближение, но как только возник украинский вопрос, моментально США, которые действуют в рамках доктрины Бжезинского о том, что ни в коем случае нельзя допустить воссоединения России с Украиной даже в рамках первичных процессов, рьяно взялись за формирование внутреннего общественного мнения в том, что Россия — агрессор, Украина должна оставаться независимой и т.п. Используя СМИ, ведется пропаганда, и когда достигается некий эффект, проводится опрос общественного мнения, сначала в массовке, потом среди элиты. Докладчиком был приведен такой интересный пример: в 1993 году США интересовались у своих респондентов, стоит ли им заниматься физическим устранением Фиделя Кастро? Фактически 100 % населения США ответило - да, этого зверя надо загнать, наконец, в тюрьму. Но американская элита сказала - нет, ни в коем случае. По Украине в том же 1993 году было с точностью до наоборот: никто не знал, где эта Украина находится (то в Канаду ее засунут, то в Индию отправят) и народу США было все равно, существует Украина или нет, но 100 % американской элиты считали, что надо начинать войну с Россией, если она каким-либо способом попытается не то, чтобы оккупировать, но даже посмотреть в сторону Украины. Нельзя дать возродиться Великой России, поэтому можно и нужно делать все что угодно, вплоть до ядерного удара, только чтобы этого не случилось.
По результатам анализа видно, что украинская тема с гигантским отрывом находится от следующей, интересующей американцев темы - российско-американских отношений. Проблема Крыма на 3-м месте. Дальше - Олимпийские игры. Кстати, США — единственная страна, которая так высоко подняла тему Олимпийских игр в Сочи, т.е. шельмовала их. Это обусловлено тем, что американцы любят спорт, любят читать про спорт, поэтому это очень удобно для шельмования России: тема якобы существующей коррупции при строительстве олимпийских объектов эксплуатировалась больше, чем санкции; и если в России будет какое-нибудь крупное спортивное мероприятие, то врагом номер один на этом информационном поле окажется США.
Если сравнивать с 2013 годом, существенно нарастили свой негатив к России Япония и Австрия. Австрия "скакнула" с 7 места (2013 г.) сразу на 3-е. Австрия - немецкоговорящая страна, бывший центр Австро-Венгерской империи, очень заинтересована в Украине, поскольку являлась ранее хозяйкой Галичины. Поэтому она помогает Германии установить контроль над украинской элитой. Огромная разница между украинской темой и темой санкций. Но именно в Австрии звучит недовольство австрийского населения антироссийскими и соответственно ответными санкциями.
Японию Украина интересует только в том ракурсе, чтобы можно было бы зацепиться и поднять вопрос о возвращении островов. На этом фоне Япония вернула антироссийскую риторику.
Франция. Темы, муссируемые во французских СМИ - это, конечно же, Украина (Франция пытается удержаться в лидерах Евросоюза, поэтому поддерживает Германию во всем) и ситуация вокруг вертолетов "Мистраль". Это оказалось настолько острой темой, что развитие ситуации вышло на 2 место, чуть-чуть уступив проблеме Украины. Докладчик назвал ситуацию с "Мистралями" "безобразной политической комедией", аналогов которой не было в истории. Грубейшее нарушение правил торговли оружием. Был приведен такой исторический факт: в момент подготовки Второй мировой войны Гитлер продал недостроенный крейсер СССР и не выдвигал при этом никаких политических требований. Торговля оружием — это специфический сегмент в международных отношениях, и грубое и беспрецедентное нарушение этих правил Францией, по словам докладчика, "будет ей аукаться еще очень долго". Сейчас, мы знаем, Индия отказалась от закупок французских истребителей "Рафаль". Что сейчас Франция способна поставить на экспорт? Вино? Так аргентинские красные вина и чилийские рислинги гораздо лучше по качеству и дешевле, чем французские. У Франции уже два урожая непроданных вин, которые ей приходится перерабатывать в технический спирт и брать у Евросоюза деньги на поддержку своей агросферы.
Великобритания. Мониторинг СМИ показывает, что на 1 нейтральную публикацию в качественной прессе (Файнэ́ншел-таймс, например) приходится 86 (!) негативных. Но это связано с делом Литвиненко: Украина Великобританию не очень волновала, реакция очень вялая, поэтому общая картина ровная. На Крым Великобритания также почти не отреагировала.
Польша: 4 негативных статьи на одну нейтральную. Пишет по России мало, но исключительно зло: этакий злобный информационный карлик. У меня нет намерения оскорбить соседей-поляков: информационные карлики - это те страны, у которых медийные машины маленькие, не могут давать большого числа публикаций. А злобный, потому что все его немногочисленные публикации окрашены исключительно крайне негативно. В 2014 году Польша резко подняла индекс агрессивности по отношению к России. Украинская тематика, естественно, на 1 месте, потом идет общая оценка внешней политики РФ, российско-польские отношения. Бесконечно муссируется тема страданий от России с первого и до последнего дня своего несчастного существования (после того, видимо, как Сталин после войны помог ей образоваться как независимому государству).
Швецию мало интересовала Украина, поэтому и степень недружелюбных публикаций невысока. Очень волнуют СМИ российско-шведские отношения. В 2013 г. они были лидерами по нагнетанию негатива по таким темам, как Пусси Райт и нарушение прав человека в России (в первую очередь сексуальных меньшинств — это их тема, прямо скажем). Что интересно, шведские корреспонденты, пишущие о России, в основном имеют польские фамилии...
Чехию в основном интересует: будут ли русские покупать недвижимость в Карловых Варах? Украина в Чехии отсутствует. Исторически Чехия была частью Австро-Венгерской империи, это с одной стороны. С другой стороны, Советский Союз много сделал для того, чтобы Чехословакия стала независимой. Поэтому элита раскололась пополам, и хотя тут много негативных статей, но много и позитивных.
Скандинавские страны: кто-то нарастил негатив, кто-то напротив. Норвегия, например, улучшила свое отношение к России.
Саудовская Аравия - темы, которые использовались генератором для нагнетания негатива в отношении России (Украина, Олимпийские игры), не очень интересовали саудитов. Вообще, арабские страны пишут о России очень мало - это не их тема, коэффициент индекса агрессивности у них низкий.
Страны Прибалтики также вяло отреагировали на Украину.
Украинские СМИ выстроились в негативный ряд только к сентябрю 2014 г. До этого на Украине негатива относительно России было сравнительно немного: 2,5 негативных статьи на одну нейтральную. Пресса по отношению к России занимала относительно спокойную позицию, видимо, потому, что не было выработано консолидированного мнения.
Бразилия и Швеция напротив резко нарастили дружелюбность. Бразилия начала тесное сближение с Россией по линии БРИКС, здесь активно вели работу наши дипломаты.
В Швейцарии немного нагнетают обстановку немецкоговорящие СМИ.
Явно выделяется по дружелюбию к нашей стране Италия. Надо отметить, очень много зависит от дипломатии: там, где послом являлся Сергей Сергеевич Разов, пресса всегда относилась к России хорошо.
Канада и Австралия благожелательно нейтральны.
Турция, Иран - это фактически наши старые друзья. Как заметил докладчик, свобода слова, по всей видимости, есть только в Турции: ей гораздо дороже иметь хорошие экономические и политические отношения с Россией, чем попытаться спеть очередную партию в общей антироссийской опере.
Страны СНГ в докладе не рассматривались, поскольку в рейтинге и по индексу агрессивности не занимали первые 15 позиций.
"В целом можно сказать, что информационная обстановка в 2014 году существенно ухудшилась", — говорится в исследовании.
Было отмечено, что все СМИ работают в заданных правящей государственной элитой рамках, журналисты не обязательно являются русофобами, они пытаются соблюдать какие-то объективные параметры, они профессионалы своего дела, но то, что, нагнетая негатив против России, все они выполняют некий заказ, это однозначно.
Правительство той или иной западной страны начинает антироссийскую, или анти еще какую-то кампанию, для того, чтобы обосновать во внутриполитической борьбе свои позиции по внешнеполитическим вопросам и получить поддержку населения. Как только власть меняется - меняется и риторика СМИ. Например, провели мониторинг в Грузии: как только произошла смена режима Саакашвили, в течение 3-х дней закончилась и вся антироссийская риторика.
Другой пример, когда за какие-то очень большие деньги западные газеты готовы выполнять поручения тех, кто имеет в отношении России какие-то свои намерения. Был проведен мониторинг ведущей английской и американской качественной прессы с тем, чтобы понять, имел ли Березовский влияние на нее. Оказалось, что на следующий же день после смерти Березовского индекс агрессивности (и относительно Путина в т.ч.) у всех английских СМИ, кроме Файнэ́ншел-таймс (эта газета очистилась от всяких подозрений), упал. А американские газеты как стояли на своих значениях, так и остались стоять, ничто на них не повлияло. Явно прослеживаются прямые инвестиции в английские СМИ.
В заключение было сказано, что такой накат на Россию, такое нагнетание негатива, такие демонстративно вызывающие нарушения журналистской этики по отношению к России привели к эрозии доверия читателя к своим СМИ в западных странах. Началось разрушение представления о СМИ, как о незыблемом институте демократического общества. СМИ стали терять читателя, в их адрес стали поступать гневные письма. Например, МИД ФРГ ежедневно получает от 10 до 15 писем-протестов своих граждан в связи с антироссийской кампанией в прессе. Западный читатель прочувствовал, что то, что пресса независима, все время говорит правду и прочее - это красивая сказка. Пока нет еще широких и действенных гражданских акций в этом направлении, но то, что они начинают проявляться и развиваться — несомненно. Цитируя докладчика, скажем: "Потребитель информации сегодня отворачивается от ее отравленных источников". Такого не было никогда.
Вот такой качественный анализ, который обрисовал сложную ситуацию в мире в отношении информационной политики Запада к России, был подготовлен и преподнесен нам в очень доступной форме старшим научным сотрудником, экспертом-аналитиком РИСИ Николайчуком Игорем Александровичем.
Российский институт стратегических исследований, учрежденный Президентом Российской Федерации, является ведущим научно-исследовательским и аналитическим центром. Институт изучает проблемы внешних и внутренних взаимоотношений России, ее национальной безопасности, составляет прогнозы, экспертные оценки, рекомендации, готовит аналитические материалы для Администрации Президента, премьер-министра, Государственной Думы и Совета Федерации России. Институтом ведется активная работа по противодействию фальсификации истории в странах постсоветского пространства, что особенно актуально, т.к. не является секретом, что главной доктриной, прежде всего США и иже с ними является не дать возродиться Великой России. На расшатывание отношений между бывшими союзными республиками, нагнетание негатива против России, представление ее в виде врага номер один, агрессора и т.п. брошены сейчас глобальные средства и силы, т.к. все понимают, что в случае возрождения России, она будет иметь уже совсем иное, качественно новое геополитическое значение. Такого антироссийского накала, и такого накала против руководства РФ, какие мы сейчас видим в зарубежной прессе, даже близко никогда не было. Даже во время холодной войны против СССР на два порядка меньше было негатива, чем сейчас со стороны зарубежных СМИ на Россию и ее лидера. Такой антироссийской риторики, как сейчас, не было никогда. Дестабилизация России до ее распада - вот главная цель т.н. мировой элиты. Киссинджер, американский политик: "Надо прекратить пытаться превратить русских в европейцев, у них другой менталитет. А что же делать с таким фактором, как Россия? - Надо разделить ее на 15 государств".
В одном из своих интервью директор РИСИ Леонид Петрович Решетников отметил: "Мы должны осознать, почему нам так трудно договариваться с Европой. Во-первых, они полностью контролируются США, целые десятки стран - это просто управляемые протектораты". Не только Прибалтика, Польша, Словакия, Чехия, Румыния, Болгария и т.п., но и "ведущие западноевропейские страны тоже находятся под большим политическим и экономическим контролем США. И они, несмотря на желание того же Берлина или того же Парижа, не говоря уже о Риме или Мадриде, которые очень сильно недовольны вот этим диктатом в отношении России, вынуждены выстраиваться в эту колонну и маршировать за США".
По словам Решетникова, сейчас Европа возглавляется полу-чиновниками, полу-политиками, полу-интеллигентами, полуобразованными. Все они исполняют роль марионеток. Как только появляется более-менее самостоятельный политик, его тут же начинают шельмовать, дискредитировать, высмеивать, малейшая попытка самостоятельности пресекается, лидер устраняется. Можно привести пример Берлускони, Саркози, Стросс-Канна. Путин также мешает. Что касается нынешней политкампании против России, то на примере США отметим, что на сегодняшний день 19 % американцев считает, что Россия является врагом номер один, далее уже идет Северная Корея - 18 %. А три года назад только 2 % так считали. Еще хуже статистика по Путину. Три года назад - 14 %, а сейчас — 85 % американцев настроены против Путина негативно. Т.е. если у нас 85 % населения поддерживают Путина (особенно после Крыма), то те же самые 85 % американцев, накаченных антипутинской и антироссийской пропагандой, поддерживают свое правительство по организации у нас что-то вроде майдана, Болотной площади-2.
Задумайтесь здесь те, кто пытается развернуть программу "Россия без Путина"! Американскому правительству необходимо опираться на общественное мнение в этой антироссийской кампании. И не Украина им нужна, а создать у своего населения предпосылки, чтобы, опираясь на общественное мнение, дестабилизировать Россию и добиться ее распада по сценарию распада Советского Союза. Здесь как нельзя уместно привести слова руководителя РИСИ: "Я думаю, что сейчас в этой обстановке, в которой оказалась Россия, в обстановке, в которой оказалось наше руководство, нужны митинги, прежде всего под одним лозунгом: "Сплотимся в борьбе против США и Запада, пытающегося разрушить Россию и свергнуть нашего Президента!" На другие темы сейчас митинговать не надо. Этим мы открываем противнику наш фронт, растягиваем наши силы в цепочку, которую легко прорвать".
Войдя в здание института, сразу обращает на себя внимание качественно подобранная галерея картин с русскими мотивами, пейзажами русской природы и быта. Колокольня Ивана Великого, устремляющаяся к небу.... Сразу располагает, видно, чем здесь живут, какой здесь дух. В иных учреждениях холодом веет от различных элементов чуждых нам культур - многоруких и многоногих статуэток, абстрактных картин и т.п. Вспомнила недавно прочитанную книгу Леонида Петровича Решетникова "Вернуться в Россию", в которой автор задается вопросом национальной идеи России, поиском пути для нее, возможно ли вообще возвращение в Святую Русь? Он показывает, что нашим врагам не важно, какой будет Россия — коммунистическая, социалистическая или демократическая. Самое главное, чтобы она не стала монархической, Святой, а значит сильной. По словам Леонида Петровича, он уже с 80-х годов жил "Россией, которую мы потеряли", "убежденный советский патриот превратился в сторонника "проклятого самодержавия"" и не скрывал этого (и это в советское время, работая в органах разведки, где практически все были приверженцами делу Ленина!). Можно быть спокойным за то, что такой стратегически важный центр, как РИСИ, возглавляемый Леонидом Петровичем Решетниковым, выполняет свою миссию, руководствуясь исключительно интересами России.
ссыль