Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда для борьбы с ересью и свободомыслием было положено в 1198 папой Иннокентием III. Начал Иннокентиий III с того, что в 1204 г. в борьбе с язычниками поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции.Позже в 1209 году он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей альбигойцев. Истребления людей на севере Франции учиненные этой "карательной бригадой"продолжались с 1209 по 1229 год.Это было начало.Официально по всей Европе инквизиция получила добро на Вселенском (IV Лютеранском) соборе в 1215 г. Христианская инквизиция действовала более шести веков и была отменена папой в 1835 году.
В 1327 году за мнение о том, что земля круглая инквизицией был сожжён на костре итальянский астроном Чекко д'Асколи.
В 1553 году на костер был отправлен великий испанский мыслитель и врач Мигель Сервет. Его вина заключалась лишь в том, что он посмел выдвинуть идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. В некоторых источниках и сейчас можно найти информацию, о том что Мигель Сервет был сожжён за то, что вступил в острую полемику по богословским вопросам с Ж. Кальвином. Но факт остаётся фактом: пока Сервет вёл богословскую полемику с Кальвином, церковь это раздражало, но его не трогали. Казнили его лишь тогда, когда стало широко известно о его физиологической теории.
В XV веке испанская инквизиция казнила математика Вальме-са только за то, что тот решил уравнение невероятной сложности. А это, по мнению церковных властей, было "недоступно человеческому разуму".
В 1600 году в Риме по приговору инквизиции за пропаганду гелиоцентрической теории Коперника был сожжён на костре знаменитый итальянский философ, астроном, математик и поэт Джордано Бруно.
Позорные для церкви случаи с Коперником, Бруно и Галилеем являются лишь вершиной айсберга драматического противостояния науки и религии. А сколько было менее известных случаев преследования ученых, которые в ходе научных исследований и экспериментов невольно опровергали тот или иной религиозный догмат?
27 лет провел в тюрьме итальянский писатель и философ, автор знаменитой утопии "Город солнца" Томмазо Кампанелла. Его "Философия, доказанная ощущениями" признана "вредной ересью" и запрещена к печати. Великий медик Парацельс последние десять лет своей жизни был вынужден скрываться под чужими именами. Церкви не нравилась его идея внедрения в медицину химических препаратов. Ему не помогло даже заступничество высокопоставленных пациентов. Умер Парацельс в 1541 году в полной нищете.В 1733 году инквизиция вынесла приговор историку Беландо, чьими трудами до сих пор пользуются в высших учебных заведениях Испании. Его преследовали за составление гражданской истории Испании, в которой он изложил все события, произошедшие в этой стране со дня восшествия на престол Филиппа V (1700-1733 годы). Ватикану не понравился взгляд историка на святую инквизицию, и даже заступничество монарха не помогло. "У Рима другое мнение", - гласил приговор, и Беландо заключили сначала в тюрьму, а затем в монастырь под строжайшим запретом что-либо писать. Там же вскоре оказались и те, кто пытался за историка вступиться.
Считается, что только в XVII и XVIII веках по решению "церковного трибунала" было подвергнуто заточению более тысячи писателей, историков и философов, чьи труды были признаны не соответствующими официальной доктрине. Все это церковь делала спасая псевдонаучное христианское учение. Хотя раскопки показывают, что ещё в древние века славяне и скандинавы занимались астрономией и астрологией, знали что в солнечной системе 9 планет. Древнегреческий философ Платон в уже IV веке до н.э.предположил, что Земля вращается и имеет форму шара. Во времена инквизиции только предположение о том, что Земля круглая, неминуемо приводило смутьяна на костер.
Так в 1327 году оказался на костре астроном Чекко д'Асколи. Поэтому памятуя об этом Коперник(1473-1543),замаскировал свою так называемую гелиоцентрическую систему построения планет, по которой центром Вселенной являлась не Земля (что еще хоть как-то соответствовало церковным канонам), а Солнце. В 1530 году он завершил свой труд "Об обращении небесных сфер", в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, под давлением церкви публично от него отказался и таким образом избежал костра инквизиции. Теория великого польского астронома наносила удар по основам христианского учения. Идеологи католицизма и протестантизма встретили книгу Коперника отборными ругательствами. Так Лютер писал: "Публика прислушивается к голосу нового астролога, который старается доказать, что вращается Земля, а не небеса или небосвод, не Солнце и Луна Этот глупец хочет перевернуть все наши представления по астрономии." Труды Коперника были изъяты из библиотек, о них не разрешалось упоминать на лекциях. Затем в течени более ста лет книга Коперника не была опубликована и тайно расходилась в рукописях.
Если Коперник отказался от пропаганды своих идей и соблюдал негласные правила сосуществования с церковной догмой, его не трогали и даже способствовали светской карьере, то Джордано Бруно открыто выступил против антинаучных христианских догматов, а потому вынужден был бежать из Италии. Когда же Джордано Бруно на публичных лекциях в Европе стал популяризировать труд Коперника ,церковь смолчать не смогла.На лекциях в Женеве и в Аксфорде он подверг критике учение Аристотеля, являвшееся в средние века основой высшего образования. Джордано Бруно пошел и того дальше - предположил, что Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа миров подобных нашему. Обманным путем свободолюбца завлекли обратно в Италию и сожгли на костре.
Конечно всем известно, каким гонениям со стороны церкви подвергся Галилео Гилилей. В 1610 году он опубликовал многие свои открытия, стал придворным философом и математиком герцога Тосканского. Еще через три года он описал пятна на Солнце, форму Сатурна и фазы Венеры, что доказывало ее вращение вокруг Солнца. Это церковь еще терпела. Галилей сразу принял теорию Коперника, но, видя, как церковь обошлась с Джордано Бруно, не торопился во всеуслышание заявить о своих воззрениях. Только в 1613 году он осмелился написать Папе открытое письмо в защиту этой теории и почти сразу был вызван в Рим для дачи объяснений. Там Папа его еще раз выслушал, подтвердил неизменность позиции церкви по отношению к учению Коперника и запретил "обсуждать и преподавать подобную ересь". Галилей послушался, но в В 1632 году не выдержал и опубликовал известную книгу"Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой". Книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея. Каждый из собеседников старается понять точку зрения другого, допустив ее справедливость. В ней он убедительно доказал несостоятельность теории Аристотеля. Санкции последовали незамедлительно. Продажу "Диалога" запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд. Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. В последние годы жизни ему пришлось работать в тяжелейших условиях. На своей вилле в Арчетри он находился под домашним арестом. У него дома постоянно устраивались обыски, с целью изъятия научных книг, а сам он подвергался неимоверному психологическому давлению. Кстати сказать, приговор суда над Галилеем церковь отменила лишь в 1972 году!
Для того же чтобы защитить официальную христианскую доктрину, Папа Григорий IX в 1232 году в дополнение к уже действующему институту инквизиции создал постоянно действующую инквизицию из судей и монахов, специально следившую за деятельностью ученых. В обязанности инквизиторов входило "спасение заблудших душ" и искоренение на корню любых отклонений от официальной точки зрения как на духовное, так и на материальное построение мира. Естественно, что любое научное открытие, не укладывавшееся в рамки "папской" доктрины, признавалось вредным и преследовалось инквизицией с максимальной жестокостью.
Особенно жесткие формы борьба с наукой приобрела после выхода в 1252 году папской буллы "Об искоренении", разрешающей пытки. В 1163 году Римский Папа Александр III издал буллу о запрете изучения "физики или законов природы". Спустя столетие Папа Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов и химические опыты.Тех, кто игнорировал распоряжение Папы, лишали свободы и сжигали на кострах. И подобное положение сохранилось буквально по всем направлениям научной мысли вплоть до окончательного упразднения Святой инквизиции в XIX веке.
Доходило до полного абсурда. В XVIII в. математик и астроном Боскович должен был прибегать к таким уловкам: "преисполненный уважения к священному писанию и декрету святой инквизиции, я считаю Землю неподвижной; тем не менее, для простоты изложения я буду рассуждать так, как будто она движется".
Испанский священник Льоренте, историк испанской инквизиции писал:"Книги по математике, астрономии, физике и другим дисциплинам той же области знаний не пользуются милостью. Так как они содержат некоторые истины, доказанные в последнее время, то они являются предметом самых суровых квалификаций под пустым предлогом благоприятствования материализму, а иногда и атеизму. Я спрашиваю, каким образом при подобной системе испанцы могут стоять на уровне открытий, недавно сделанных в Европе, влияние которых так выгодно для благоденствия народов?" Одним из объяснений того, что Англия и Голландия были первыми странами, в которых произошла промышленная революция, является то, что в этих государствах инквизиция раньше остальных сдала свои позиции, в отличие от остальных стран Европы.
В XIII веке влиятельный тогда богослов Фома Аквинский выдвинул идею "гармонии веры и разума". Согласно ей, разум человека по своей природе божественен, а потому он должен, в первую очередь, обосновывать и подкреплять истины веры, а не ставить их еретической наукой под сомнение. Он писал, что научные книги можно было выдавать только тем ученым, которые занимались опровержением ереси. То есть наукой заниматься было нельзя, зато со всем усердием нужно было верить антинаучным религиозным догматам. Но даже после того, как официальная наука полностью реабилитировала учёных, подтвердив правоту их исследований, инквизиция отказывалась признавать собственные ошибки, оставалась далеко позади мира, вступившего в эпоху прогресса.
А сколько книг было сожжено. За один только 1490 год в Саламанке было сожжено шесть тысяч книг. Костры из книг пылали в Европе на протяжении нескольких веков. Уже в первые века христианства явилась мысль о составлении списка канонических книг, а в конце V века папа Геласий опубликовал от имени римского собора декрет, в котором перечислены те патристические сочинения, которые принимает церковь, а затем приведен список апокрифов и сочинений еретических. Последующие папы список запрещенных книг постоянно пополняли. Составленный испанской инквизицией список,в который одно время был включен даже "Дон Кихот" Мигеля Сервантеса. В разное время сжигали, или попадали под запрет книги таких великих авторов, как Виктор Гюго,Вольтер,Данте, Петрарки, Бокаччо, Бэкона, Дидро, Монтескье, Свифта, Жан-Жака Руссо, Мирабо, Дидро, Д'Аламбера, и многих других неверующих философов. Жертвами инквизиции стали писатель Франсиско Мельо, Франку, поэты Антониу Диниш, Мануэл Мария, Барбоза де Бокаже.В список запрещенных входили и такие авторы, как Гёттэ,Гейне,оба Дюма,Бальзак,Бароний, Александр Наталис, Мембург, Дюпень, Флери, Мабильон,Пихлер,Э.Сю, Жорж Санд,Флобер,Абеляр, Эккарт книги которых входят в мировую сокровищницу литературы. Кстати в этот список попал и Толстой с книгой "Римский католицизм в России", появившейся на французском языке в 1864 г. с занесенной в 1866 г. редкой аттестацией: opus praedamnatum - аттестация, которая выдается в лишь сочинениям самых страшных еретиков. Да что там для инквизиторов Гётте, или Бальзак, если они несколько раз подправляли Библию, Евангелия, творения св. Иоанна Златоуста, книги,которые казалось бы должны быть для них священными, но которые мешали самой инквизиции. Так например Фернандо Вальдес в 1551 г приказал отбирать у владельцев различные издания Библии, а подправив отдавать обратно.
После такого жестого обращения с учеными со стороны христианства, становится ясно почему Ньютон не просто пренебрегал обнародованием важных работ, но как правило выказывал к публикациям нескрываемое отвращение. А такая позиция ученого просто находка для церкви. Например основные математические труды Ньютона были созданы в 1664-1666 годах, но при этом они либо были опубликованы гораздо позднее, либо не опубликованы вообще. Джон Коллинз тщетно уговаривал его обнародовать их в начале 1670-х. Около половина трудов Ньютона не опубликована до сих пор. К значительной части обширного архива Ньютона историки получили доступ лишь в последние десятилетия. До сих пор остается неизвестным почему Ньютон вдруг оставил научную деятельность после глубокого психологического кризиса(причины которого неизвестны), пережитого в 1693 году. Он получает политические назначения: в 1696 году его выдвигают на пост смотрителя, а в 1699 начальника монетного двора. Как ученый мог так резко бросить науку - дело всей своей жизни? Его история подозрительно похожа на историю Коперника, которому церковь так же помогала в светской карьере в обмен на молчание.
Зная историю взаимоотношений христианства и церкви историки небезосновательно полагают, что для таких ученых, как Кеплер и Мендель, считавшихся христианами, христианство было только принятой из соображений безопасности и политических соображений официальной маской.
Такой крупный ученый, как Чарльз Дарвин избежал преследования инквизиции только потому, что он родился в 1809 году, а инквизиция была отменена 1835. Так что он просто не успел попасть под её огонь. Учение Ч. Дарвина, вызвавало ожесточенные нападки не только католической, но и правосланой церкви. Сторонников дарвинизма подвергали травли. Из-за гонений духовенства был вынужден покинуть Россию сторонник дарвинизма, выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии, И.И. Мечников.
Мнения независимых ученых относительно количества жертв инквизиции за шесть веков её существования разнятся от 6 до 12 миллионов человек. Это, если не считать тех, кто умер от болезней и эпидемий, которые спровоцировала инквизиция уничтожая, лекарей, целителей, ведьм, которые успешно "травами" (подразумеваются все лекарственные растения) лечили все острые и хронические заболевания, предупреждали и ликвидировали эпидемии холеры, чумы, брюшного тифа и других болезней. По официальной позиции церкви, раз Господь жизнь человеку дал, то он вправе и забрать ее у него когда угодно. Мешать ему в этом не следует, а значит, и лечить людей негоже. С 1347 по 1349, эпидемия чумы уносит треть!!! населения Европы. На протяжении столетий как католическая, так и православная церковь противились хирургическому вмешательству - в то время, как современные раскопки показывают, что уже доктора Древнего Рима с успехом проводили как полостные операции, так и тончайшие операции на сетчатке глаза. А химические соединения при лечении желудочных болезней с успехом применялись еще в Древнем Египте. Уже давно не для кого не секрет, что инквизиция запрещала людям даже мыться. Европа не мылась пять веков. "Водой грехов не смоешь"-так говорили христианские священники. Зато в 4 веке запретили Олимпийские игры, как проявление язычества. Город Олимпия разрушен, храмы древних богов - в руинах. Сила и здоровье христианству были не нужны.
Есть также и другие цифры отностильно количества жертв инквизиции. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приводятся цифры от 200 до 300 тысяч человек. Но тут стоит заметить, что словарь Брокгауза и Ефрона опирается(и там об этом написано прямо) на книгу "Критическая история испанской инквизиции" католического священника Хуана Антонно Льоренте, занимавшего в разное время посты в учреждениях инквизициии, в том числе пост первого секретаря инквизиции. Было бы наивно думать, что первый секретарь инквизиции рассказал об истинном числе жертв. В то время скрывать огромное число жертв инквизиции было уже невозможно, оставалось только преуменьшать их реальное количество. Приблизительно такие же цифры приводятся в монографии А.В. Амфитеатрова "Дьявол", М., 1912 г. Данная монография была написана под контролем православной церкви. Могла ли православная церковь допустить к печати реальные цифры преступлений церкви сестры?
В России таких преступлений со стороны церкви не было, поскольку университеты в России появились достаточно поздно. Официальная позиция церкви допетровских времён выглядела так: живёт Русь в светом неведении, и ни к чему науки ей, святому писанию противоречащие. После петровских реформ, в российских университетах, которые возглавляли преимущественно немцы, царила обстановка похожая на обстановку в Европе времен конца инквизиции. Если кортко говорить об отношении православной церкви перед лицом успехов в науке, то позиция церкви была выражена следующей формулой: если научные открытия опровергают религиозные догматы, то тем хуже для науки. Михаил Васильевич Ломоносов, раздраженный нападками церковно-служителей на свои исследования, потребовал, чтобы духовенство "не привязывалось к ученым" и "не ругало науки". Церковь запретила книгу И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863), сочтя ересью учение о естественной природе психики человека. Был запрещен кантемировский перевод сочинения Фонтенеля "О множественности миров"; синод в своем обращении к правительству по этому поводу требовал издать указ, "дабы никто отнюдь ничего писать и печатать не мог как о множественности миров, так и о всём другом, вере святой противном, под жесточайшим за преступление наказанием". Было запрещено сочинение Тредьяковского "Феоптия" на том основании, что там было сказано, "будто Земля вертится, а Солнце стоит, и будто Луна ходит вслед за Землею". Настаивая на запрещении книги Поупа "О человеке", духовная цензура мотивировала свое требование таким образом: автор "ни из священного писания, ни из содержимых в православной нашей церкви узаконений ничего не заимствуя, единственно все свои мнения на естественных и натуральных понятиях полагает, присовокупляя к тому и коперникову систему, також и мнения о множественности миров, священному писанию совсем не согласные".
Подводя итог взаимоотношений христианства и науки нельзя не отметить очевидный факт: тот технологический путь развития, который христианские страны прошли за 600-700 лет, языческая Япония прошла всего на 130 и обогнала их. Разница более, чем очевидна. Языческая Япония, как минимум в шесть раз быстрее достигла прогресса, чем христианская Европа. Прав был Лев Николаевич Толстой, когда писал: "Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем это ужасная книга, называемая "священной историей" ветхого и нового завета?" В 1868 году Синтоизм - национальная языческая религия японцев, получила статус государственной. В настоящее время Япония официально считается светской страной, однако более 80% населения исповедуют Синтоизм.
В последние десятилетия церковь постепенно стала признавать преступления совершенные ей во времена инквизиции. Еще в 1979 году Иоанн Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив Галилея отречься от теории Коперника, а в 1992 году глава Ватикана объявил решения суда инквизиции относительно Галилея и Джордано Бруно ошибочными и официально их реабилитировал.
"Всего четыре или пять веков понадобилось верховным представителям Римской католической церкви для того, чтобы набраться мужества и признать, что «святая инквизиция» грешила «перегибами». Правда, некоторые «отдельные» ошибки церковь признавала и раньше - например, еще в 1992 году Джордано Бруно, сожженный в 1600 году за ересь, был полностью реабилитирован. Однако сейчас Ватикан решил пойти еще дальше и объявил о том, что с документов, датируемых с 1542 по 1902 годы и касающихся деятельности инквизиции, будет снят гриф строгой секретности. Собственно, данные документы ныне представляют собой интерес только для историков, теологов и философов. Хотя жертвами преследований со стороны инквизиции стали не только отдельные личности и наиболее прогрессивные научные идеи, но и новые для того времени переводы Библии."
"В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
Только в ноябре 1979 года папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив отречься ученого от теории Коперника."
"Иоанн Павел II исправил "ошибки эпох", реабилитировал Галилео Галилея, Джордано Бруно, Чарлза Дарвина и других мыслителей."
"Благодаря папе католическая церковь пересмотрела отношение к инквизиции, учению Дарвина, реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса и Галилео Галилея. Утверждают, что теперь на очереди Мартин Лютер."
"Нужно было иметь незаурядное мужество, чтобы публично, несмотря на сопротивление многих князей Католической церкви, произнести в храме «Mea culpa! Mea maxima culpa!» (Моя вина, моя великая вина!») — покаяние за грехи сынов церкви в предыдущие столетия. Речь шла, в частности, об инквизиции и ее смертных приговорах, о сжигании запрещенных книг, о преследовании ученых и научных теорий, о гонениях на иноверцев и др."
"Тем не менее, Иоанн Павел II нашел в себе силы попросить прощения за все свои прегрешения и за все прегрешения Католической Церкви. Безусловно, покаяние - естественный шаг для любого христианина. Однако впервые накануне юбилея 2000-летия христианства в Соборе Святого Петра лидер миллиарда католиков от имени Вселенской Церкви попросил прощения за грехи, совершенные ее детьми на протяжении двух тысяч лет. Папа Римский не просто покаялся в тяжких грехах Церкви, но признал, что христиане, жизнь которых должна быть проникнута светлой любовью к ближнему, в прошлом не раз нарушали евангельский завет, утверждая величие своей веры жестокостью и насилием, которые несовместимы с учением Христа. Иоанн Павел II молился и молил о прощении за религиозные войны, крестовые походы и костры инквизиции, церковные расколы, "презрение, акты враждебности и умолчания" по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию женщин, некоторых рас и наций, проявления социальной и экономической несправедливости и, наконец, отход от самого духа Евангелия. Благодаря деятельности Войтылы, католическая Церковь пересмотрела отношение к инквизиции, учению Дарвина, реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса, Галилео Галилея. Мea culpa ("моя вина", т.е. покаяние) главы Ватикана венчает собой нынешний понтификат, а Кароль Войтыла убежден, что в третье тысячелетие Церковь сможет войти, лишь "очистив память" и покаявшись."
Бытует мнение, что преступления инквизиции были преувеличены советской пропагандой. Но это как-то не логично, поскольку во времена существования Советского Союза, западная пропаганда гнобила Советский Союз, как бездуховное безбожное государство и ставила в пример государства европейские, как государства духовной культуры. А потому им было бы совершенно не логично писать о преступлениях церкви, которых не было. Не будут же они сами на себя наговаривать. Тем не менее, именно во времена существования Советского Союза были написаны основные работы западных ученых о преступлениях инквизиции.