На днях ваш покорный слуга получил письмо, в котором меня приглашали на совещание по вопросам противодействия экстремизму в Сети, проводимое в министерстве образования и науки России. Ну, думаю, грех-то какой — упустить возможность послужить Родине. Пусть хотя бы и советом.
В тот день на 12.00 у меня был назначен арбитраж, но я рассудил, что до трех-то, когда открывалось совещание, я всяко успею. К сожалению, вечером накануне совещания выяснилось, что оно будет проводиться не в 15.00 и не в здании министерства, а в 13.00 на ВДНХ. Поскольку переносить заседание суда было уже поздно, на совещание я явился с получасовым опозданием.
Секретное собрание
Как выяснилось на совещании, чиновники министерства отлично знают, как бороться с экстремизмом в Интернете. Например, председательствовавший чиновник заявил, что его боятся все непатриоты: они опасаются даже выйти с ним в коридор. Его коллега напомнил присутствующим, что этим блогерам, которые выглядят как натуральный ужас, ни в коем случае нельзя повышать авторитет и делать из них лидеров. Также выступали представители различных российских вузов, которые боролись с экстремизмом в Интернете с помощью субботников и народных дружин.
Когда мне все-таки удалось завладеть микрофоном, чтобы произнести тщательно приготовленную речь, председатель снова вернулся к собственной персоне и своим заслугам в борьбе с непатриотизмом и настолько плотно это сделал, что проговорил до конца совещания. После чего у меня забрали микрофон, так и не дав сказать ни слова. Это исчерпывающе демонстрирует, как именно в ближайшее время чиновники будут изучать Сеть, чтобы найти какие-то сценарии взаимодействия с нею. Никак.
Не могу не восхититься умением чиновников Минобрнауки так замечательно выслушивать самих себя в присутствии специально приглашенных экспертов. Я очень благодарен, дорогие сотрудники министерства, за то, что именно мою фамилию вы выбрали для проставления в отчетности о проведенном мероприятии.
А теперь я все же выскажу то, с чем я к вам ходил.
Протоптанные тропинки
Уважаемые товарищи чиновники министерства образования!
Чтобы примерно, на начальном уровне определить, с чем мы имеем дело и как реагировать на изменившуюся обстановку, нужно понять следующее.
Сеть — это дополнительная среда обитания человека, где у людей возникают социальные контакты, а, следовательно, происходит социализация, воспитание и образование. Именно это должно быть интересно чиновникам министерства образования, и именно поэтому об этом, вероятно, так и не было ни разу здесь сказано.
Сеть является средой, в которой формируется мировоззрение человека. Люди в каком-то смысле скачивают его себе из Сети как последние версии операционных систем, красивых оболочек или даже «обоев». Как говорила российская актриса
Лия Меджидовна Ахеджакова: «Я читаю «Новую газету», я же должна знать, что я думаю». И это далеко не шутка. Разделение умственного труда стало настолько глубоким, что создание мировоззрения — это отдельная сфера деятельности с отдельными лидерами на рынке.
Получение мировоззрения в массе своей стало процессом потребления. Тут стоит вспомнить крылатую фразу министра образования
Ливанова о том, что мы должны выращивать грамотных потребителей. Достаточно ли потребитель, которого готовят современные школы и вузы, грамотен, чтобы разобраться в рынке мировоззрений? Чтобы понять, где ему предлагают настоящий продукт, а где он получает суррогат?
Я предлагаю посмотреть на то, как общество само реагирует на появление Сети в своей жизни. Я говорю о принципе «протоптанной тропинки», который гласит, что при планировании чего-либо нужно сначала посмотреть, не создан ли уже обществом стихийный способ решения проблемы, — подобно тому, как при планировке тропинок в новом парке, возможно, стоит просто изучить те тропинки, которые уже протоптали сами местные жители.
Итак, как же российское общество реагирует на появление Сети в своей жизни? У меня есть вариант ответа.
На запрещенном в России торрент-трекере, на который все как до запрета ходили, так и сейчас ходят, скачав дополнительный плагин для браузера, растет популярность «раздач» с советскими учебниками для школы. Особенной популярностью пользуются учебники «Логика» и «Психология».
Что это означает?
Это означает, что родители считают: современная школа не готовит детей адекватно той среде, в которой школьнику приходится обитать. Родители полагают, что у школьника не хватает знаний о самом себе — о процессе мышления, об искусстве принятия решений, о природе своих чувств, о том, для чего они вообще нужны и как их можно использовать во вред.
Мне всегда казалось, что именно образование должно быть тем лекарством, которое лечит предрассудки и дикость, жестокость и экстремизм. Кому, как не министерству образования, реагировать на подобные вызовы? Причем именно так, как оно и задумано, — то есть, реагировать образованием.
Я говорю о насущной необходимости возврата в школьную программу предметов «Логика» и «Психология». И, возможно, речь можно вести о более глобальных изменениях — о введении в школьную программу антропологии. Знание человека о самом себе, о своих сильных и слабых местах, о своем происхождении и предназначении, безусловно, повысит сопротивляемость общества вирусным, мусорным, суррогатным мировоззрениям.
Необходимо усилить гуманитарную подготовку учеников. В современном обществе, где инструментом власти являются информация и пропаганда, знания человека о мышлении и психике настолько же актуальны и даже более актуальны, чем знания о гигиене.
Верните в школьную программу логику и психологию. Это все равно придется делать. Лучше раньше, чем позже.
Спасибо за внимание.