Челябинское образование превратилось в уродливый механизм – полубюджетный, полурыночный
http://nr2.ru/chel/328801.html
Родители готовы доплачивать учителям, чтобы они не подходили к детям
19.04.11 15:27
Челябинск, Апрель 19 (Новый Регион, Алла Александрова) – Последние события, развернувшиеся вокруг образования в Челябинской области, лишний раз свидетельствуют о серьезном, давно назревшем кризисе системы.
Как передает корреспондент «Нового Региона», с одной стороны в последнее время активизировалась педагогическая общественность ряда муниципалитетов. В частности, в Снежинске педагоги выступили с открытым письмом к властям, в котором требуют достойной оплаты труда. Настроения учителей поддерживают и в обкоме профсоюзов: там провели эксперимент «Учительские дневники», в ходе которого выяснилось, что, например, некоторые педагоги живут за чертой бедности.
С другой стороны – зреет тихое недовольство и в рядах родителей, измученных многолетними поборами на нужды школ. Так, в Челябинске после обращения родителей в прокуратуру, всплыли нарушения в деятельности некоммерческого партнерства в школе №95, где директор и бухгалтер начисляли себе прибавку к зарплате за счет родительских средств. Эта история всколыхнула многолетнюю проблему, к ней подключились городские власти. Глава администрации Сергей Давыдов попросил родителей направлять обращения, в том числе анонимные, с жалобами на действия руководства школ, требующих взносы. Однако пока родители не торопятся строчить жалобы: например, с начала работы «горячей» телефонной лини по вопросам набора в первые классы, в управление образования поступило не более 60 звонков.
По цепной реакции отреагировали и местные СМИ: большая часть жалоб поступила к ним. Очевидно, горожане, по-прежнему, не доверяют власти, а также опасаются, что такая активность отразится на их детях.
Давыдов поручил начальнику управления образования города Светлане Портье проверить информацию о поборах при приеме в первые классы школ №104 и №54, озвученную в СМИ. «Людям нет смысла врать. Разбирайтесь! Больше всего мне понравился заголовок «Директора школ не испугались Сергея Давыдова»! – заметил глава администрации, – Меня не надо бояться, пусть директора не нарушают законодательство. Если же не хотят работать по правилам – будем с такими руководителями расставаться».
Реакция на волну разоблачений последовала и от самих школ. Глава администрации лично встретился с директорами образовательных учреждений и потребовал прекратить порочную практику.
В ответ руководство школ провело работу с педагогами, а те, в свою очередь, «насели» на родителей. Однако об оздоровлении ситуации речи не идет. С одной стороны, в управлении образования советуют родителям брать ситуацию в свои руки, контролировать расходование внебюджетных средств. С другой стороны, родители, желающие разобраться в финансовой кухне школы, столкнулись с глухой стеной: администрация учреждений не идет на диалог, не соглашается вступать в переговоры. Передавать финансовый контроль в руки родителей в школах не спешат. Директора только заявляют: бюджетного финансирования катастрофически не хватает, поэтому платить придется в любом случае. В ряде школ, помимо общешкольных взносов, требует «скидываться» на нужды класса: на бумагу, принтеры, часы, веник, тряпку, кулеры и стаканы. Дошло до того, что в одной из школ потребовали даже купить комплект учебников для учителя.
Недовольные родители пытаются жаловаться в надзорные инстанции: прокуратуру, Роспотребнадзор. В ответ дирекция только усиливает психологическую атаку: прекратите жаловаться, вам же будет хуже. Так, в одной из школ родителям заявили: теперь из-за активности некоторых «жалобщиков» учителя не смогут даже принимать деньги за обеды, в итоге дети будут сидеть голодными. А если после вмешательства прокуратуры, не дай бог, отменят взносы, в школе закроют «продленку». Короче говоря, в любом случае, пострадают только родители и ученики.
Если кто-то вздумает «накатать» жалобу в Роспотребнадзор, накажут классного руководителя, и как это отразится на ребенке жалобщика, никто предсказать не берется. На самом деле такие угрозы являются обычным шантажом, но запуганные родители им верят и опасаются жаловаться куда-либо.
Таким образом, можно говорить о назревшем кризисе в сфере образования. Скудное финансирование привело к массовым поборам, что превратило школу в уродливый механизм – полубюджетный, полурыночный. А следствием низких зарплат учителей стало и снижение качества образования. Сами родители отмечают: на собраниях педагоги говорят только о деньгах. При этом качество обучения постоянно снижается: в некоторых школах уже в 5 классе ребенку нанимают репетиторов практически по всем предметам. В других – оплачивают частные курсы английского языка параллельно с обязательными уроками английского, чтобы на курсах исправляли ошибки, допущенные штатными педагогами. В одной из школ даже хотели доплачивать учителю иностранного языка, только чтобы она не подходила к детям.