МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2007 г. N 218
ОБ ОТЗЫВЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 428343-4 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Рассмотрев проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Буратаевой, В.В. Рязанским, И.И. Гильмутдиновым, В.В. Гребенниковым, В.Е. Оськиной, К.Ж. Давлетовой, Е.Е. Блохиным, В.П. Войтенко, В.А. Дубовиком, М.В. Баржановой, В.Н. Ивановой, Л.В. Пепеляевой, членом Совета Федерации А.А. Турчаком, Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Внесен
постановлением
Московской городской Думы
от 3 октября 2007 г. N 218
ОТЗЫВ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 428343-4 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Московской городской Думой рассмотрен проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Учитывая, что в настоящее время в законодательстве отсутствуют четкая система и единообразие в регулировании отношений в области государственной молодежной политики, данный законопроект крайне актуален.
Законопроект призван на федеральном уровне закрепить правовые основы целостной государственной молодежной политики в Российской Федерации и регламентировать правовые отношения, уже сложившиеся в процессе ее реализации.
Так, в законопроекте дается четкое определение основополагающих в этой области понятий, в том числе понятия "государственная молодежная политика", устанавливаются ее основные направления и принципы, определяются полномочия органов государственной власти разного уровня и органов местного самоуправления в данной сфере, меры и механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Положительной новацией является законодательное закрепление норм о ежегодном докладе федерального органа по работе с молодежью о положении молодежи в Российской Федерации, а также определение видов, порядка принятия и корректировки таких основных программных документов федерального значения для реализации молодежной политики, как стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации и целевая программа "Молодежь России".
Вместе с тем к законопроекту имеются следующие замечания.
1. Основной целью законопроекта согласно части 2 статьи 1 является создание условий и гарантий для социального становления молодых граждан, развития и реализации потенциала молодежи в интересах государства. При этом согласно законопроекту "молодые граждане (молодежь) - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно". Между тем практика показывает, что окончательное социальное становление молодого человека происходит, как правило, в период между 25 и 30 годами. Именно в этот период молодые люди заканчивают свое образование, в том числе вечернее или заочное, перестают считаться "молодыми специалистами" и добиваются определенной стабильности в профессиональном плане, а также создают семьи.
Кроме того, установление верхней границы возраста в 25 лет:
а) вступает в противоречие с определением понятия "молодая семья", данным в этом же законопроекте, в соответствии с которым верхняя граница возраста супругов определена в 30 лет;
б) ведет к противоречию понятия "молодежное общественное объединение", данного в законопроекте, с нормами Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", согласно которым государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет.
Также нельзя не учитывать, что те единичные нормативные правовые акты федерального уровня, которые регулируют вопросы государственной молодежной политики и на которые длительное время опирались в своей деятельности органы власти субъектов Российской Федерации, определяют возрастные критерии понятий "молодые граждане" и "молодежь" в границах 14-30 лет. Данные возрастные критерии установлены, например, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
2. Согласно законопроекту "молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет". Данное понятие раскрывается в целях определения мер государственной поддержки молодым семьям. В связи с этим представляется целесообразным предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать границу возраста супругов исходя из демографической ситуации, складывающейся в регионе. На основании изложенного предлагается пункт 2 статьи 3 законопроекта изложить в следующей редакции:
"2) молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет, если иное не предусмотрено законодательными актами субъекта Российской Федерации;".
3. Учитывая положения части 2 статьи 2 и статьи 4 законопроекта, определяющие круг субъектов осуществления государственной молодежной политики, необходимо расширить определение понятия "работа с молодежью", данное в пункте 4 статьи 3 законопроекта.
4. Последнее предложение части 2 статьи 10 исключить, так как оно противоречит положениям статьи 8 законопроекта, определяющей круг вопросов государственной молодежной политики, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это относится, в частности, к таким направлениям, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы, государственная поддержка молодой семьи и молодежных общественных объединений.
5. В последние 10 лет идет бурный процесс создания молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), а также органов молодежного самоуправления в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. Однако в законопроекте данное явление никак не отражено. Необходимо определить такие понятия, как "молодежный совещательный орган" и "орган молодежного самоуправления", а также статус этих органов, поскольку в законодательстве они не определены. В противном случае эти вопросы опять останутся неурегулированными, что отрицательно скажется на формировании и реализации целостной государственной молодежной политики.
После внесения соответствующих изменений законопроект сможет заполнить правовые пробелы, существующие в законодательстве в области государственной молодежной политики, создать правовую основу для его дальнейшего совершенствования, а также для целостной реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации.На основании изложенного Московская городская Дума поддерживает законопроект с учетом предложенных замечаний.