До первой серьёзной аварии. А потом с ним будут делать то же самое, что с Грожаном после Спа'2012.Он уже идёт, показывая, что что-то может .... )) И это подкупает.
23 августа 1991 года на бельгийской трассе «Спа-Франкоршам» состоялось на первый взгляд ничем не примечательное событие, которое, однако, в будущем будет расценено как один из ключевых эпизодов в истории спорта: за руль зеленого болида частной команды Эдди Джордана сел молодой немец Михаэль Шумахер.
Гашо попадает в тюрьму
Дебют 22-летнего Михаэля состоялся благодаря нескольким историям, и одна из них оказалась криминальной: за восемь месяцев до Гран-при Бельгии основной гонщик команды «Формулы-1» «Джордан» Бертран Гашо, находясь за рулем «Альфа Ромео» своей подруги, столкнулся с лондонским такси. Препирательства закончились тем, что Гашо вытащил баллончик с газом и брызнул им в лицо таксисту, после чего предстал перед судом – за незаконное ношение газового баллона он получил 6 месяцев лишения свободы, и одновременно 18 месяцев – за нападение. Вердикт был вынесен всего за неделю до этапа в Спа, и владелец гоночной команды Эдди Джордан оказался в непростой ситуации: ему предстояло срочно найти толкового пилота на замену.
Деньги «Мерседеса»
В 1991 году «Джордан» проводил первый сезон в «Формуле-1», и поскольку сильных спонсоров у конюшни не было, руководство решило найти спортсмена с деньгами. Поначалу в список претендентов входили такие парни как Дерек Уорик, Кеке Росберг и Стефан Йохансон, но вскоре на Джордана вышли люди из «Мерседеса», которые предлагали за своего протеже 150 000 фунтов стерлингов. В то время немецкий концерн не был представлен в «Формуле-1», зато участвовал в гонках спортпрототипов группы «Ц» – именно в этой серии выступали лучшие молодые пилоты компании: Хайнц-Харальд Френтцен, Карл Вендлингер и Михаэль Шумахер.
Быстрейшим в тройке считался Френтцен, и в «Мерседесе», вероятно, рассчитывали на скорый дебют этого талантливого пилота за рулем собственной машины, поэтому шанс проявить себя в «Джордане» выпал Шумахеру.
За четыре дня до Гран-при Бельгии Михаэль провел краткие тесты с новой командой в Сильверстоуне.
«Он проехал всего около 20 кругов, но при этом повторил наше лучшее время на этой трассе», – рассказывает конструктор Гэри Андерсон. – «Его контроль над машиной невероятно впечатлил. Он очень старался и ехал на абсолютном пределе».
Исключительный талант
К первому повороту гонки в Бельгии Шумахер добрался на пятой позиции (болид под номером 32)
В «Джордане» быстро осознали, что им достался очень хороший гонщик, а уверенности в неплохом выступлении Шумахера в Спа инженерам команды добавлял тот факт, что трасса находилась недалеко от родного города немца, Керпена.
«Я сказал ему, что поскольку он выступал в гонках спортпрототипов, то должен хорошо знать «Спа-Франкоршам», – смеется Андерсон. – «Однако Михаэль ответил, что на самом деле ни разу не выступал на этой трассе, и для нас это стало сюрпризом».
В четверг перед Гран-при Михаэль все-таки познакомился с треком – на велосипеде. А уже в пятницу начались невероятные вещи.
Сначала на «Джордане» Шумахера произошла утечка воды, и тогда команда решила предоставить немцу болид первого номера команды, Андреа де Чезариса – чтобы у молодого парня была хоть какая-то практика. Впрочем, машина итальянца тоже не была идеальной – де Чезарис отмечал, что в повороте «Бланшимон» задняя часть автомобиля становилась слишком нервной, а кочка в вираже мешала проезжать поворот на полном газу.
Шумахер сел за руль машины, в которой даже не подстроили педали и другие вещи, и тут же побил время напарника. Оказалось, что «Бланшимон» немец смог проехать на полной скорости – на кочке он резко вдавливал педаль газа, болид стабилизировался, и в итоге удавалось поддерживать в повороте высокую скорость. На поиск подхода к сложному виражу ушло всего три круга.
Прощание с «Джорданом»
В квалификации Михаэль показал отличный седьмой результат (де Чезарис был 11-м), а в разминке стал четвертым, и в команде даже задумались о подиуме. Однако на старте на машине Шумахера сгорело сцепление (из-за того, что пилот ни разу не выступал на полностью заправленном болиде «Формулы-1»), и уже после первого поворота гонка для парня закончилась. Де Чезарис провел отличный заезд и был близок ко второму месту, но сошел из-за отказа мотора за три круга до финиша.
«В тот день де Чезарис выступил просто здорово, и я думаю, что так случилось отчасти из-за Михаэля, который подтолкнул напарника», – считает бывший гоночный инженер «Джордана» Тревор Фостер. – «Уверен, что если бы не проблемы со сцеплением, Михаэль поборолся бы за подиум, хотя и не знаю, на какой ступени он бы оказался».
Де Чезарис действительно взбодрился после появления Шумахера. После Гран-при итальянец написал своему другу Бертрану Гашо письмо в тюрьму: «Что касается того нового мальчика – не переживай! В следующей гонке я до него доберусь!»
Однако добраться не удалось – спустя полторы недели мир перевернулся: команда «Бенеттон» положила глаз на Шумахера, а промоутер «Ф-1» Берни Экклстоун понял, что юный немец – это шанс получить золото всей Германии. Экклстоун и Бриаторе сумели увести Михаэля у Джордана благодаря тому, что между спортсменом и ирландской конюшней была лишь устная, а не письменная договоренность. Единственным по-настоящему спорным моментом стал контракт действующего пилота «Бенеттона» Роберто Морено, но в конце концов этот вопрос удалось решить с помощью денег.
Незадолго до Гран-при Италии Джордан получил факс из Энстоуна:
«Дорогой Эдди. Сожалею, но я не смогу принять ваше предложение о дальнейших выступлениях. С уважением, Михаэль».
Через год в Спа Шумахер на «Бенеттоне» одержал первую победу в карьере, а в 1994-м с англо-итальянской конюшней добрался до первого чемпионского титула.
По материалам ESPN, Telegraph и Guardian
Фото: Picture-Alliance.com/DPA/Vostock Photo/Hoch Zwei/Ronco; globallookpress.com/Grand Prix Photo/AFLO; Gettyimages.ru/Bongarts
Алонсо потеряет 35 мест на старте Гран-при Бельгии
Маразм ! Ну оштрафуйте команду за нарушение регламента. Но причем тут спортивные результаты ?
- Я знаешь чего понять не могу (с) Стефания-Марьяна ГурскаяШтраф Хэмилтона увеличился до 55 позиций на стартовой решетке Гран-при Бельгии
Это не маразм. Это идиотизм ...
Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен стал одним из главных героев Гран-при Бельгии. Или антигероем – авторитетное издание Auto Motor und Sport поставило голландцу за выступления на трассе «Спа-Франкоршам» четыре балла из десяти возможных, невероятно мало для гонщика топ-команды.
Главная претензия к Максу – защита позиции на прямой «Кеммель» на скорости 340 км/ч: Ферстаппен резко сменил траекторию движения прямо под носом у Кими Райкконена, который лишь благодаря большому опыту и мастерству сумел избежать опасной аварии.
Что думают о действиях голландца в «Формуле-1»?
Тото Вольфф, исполнительный директор «Мерседеса»: «Ферстаппен атакует по максимуму. У него свежий подход, мне нравится этот молодой парень. Он сражается без страха и не признает авторитетов. Расталкивает всех локтями, и это напоминает мне Льюиса Хэмилтона и Айртона Сенну. Очевидно, что некоторые пилоты начинают думать дважды, прежде чем обгонять его. Это доказывает, что Макс идет правильным путем. Но я боюсь, что однажды все закончится серьезной аварией. Ферстаппен действует бодро, но опасно».
Себастьян Феттель, четырехкратный чемпион мира: «Мы уже обсуждали вопрос о смене траектории на торможении. Максимальная скорость, почти 340 км/ч, а он меняет траекторию. Это работает, пока находящаяся позади машина действует соответствующим образом и отступает. Но если оба пилота будут держаться одной траектории, то все закончится столкновением».
Ники Лауда, трехкратный чемпион мира: «Постоянно менять траекторию нельзя. Если Макс говорит, что виноват Райкконен, то пусть обратится к психиатру.
Гонщик не должен вести себя так опасно, а если он этого не понимает, то я могу поговорить с его отцом Йосом, которого хорошо знаю. Я скажу ему, что с парнем необходимо побеседовать, так как он не понимает пределы допустимого.
То, как Макс ушел на внутреннюю траекторию на старте – полное безумие. Его нужно вернуть обратно в школу, в «Формуле-1» так пилотировать нельзя».
Нико Росберг, победитель Гран-при Бельгии: «Я видел повторы нескольких гоночных битв. Некоторые вещи выглядели безумными. Не хочу высказываться по этому поводу – пусть говорят другие. Уверен, Кими есть что сказать».
Кими Райкконен, чемпион мира: «Ни один другой гонщик так не действует. Мне пришлось тормозить на полной скорости. Если бы я не затормозил, то на полной скорости врезался бы в заднюю часть болида Ферстаппена. Здесь явно что-то не так, но это, кажется, никого не волнует».
Кристиан Хорнер, руководитель «Ред Булл»: «Ферстаппен действовал жестко, но на пределе дозволенного, поэтому не получил никакого наказания – стюарды остались довольны его действиями. Уверен, если бы Макс действовал некорректно, судьи что-нибудь предприняли».
Маурицио Арривабене, руководитель «Феррари»: «Можно ли сказать, что Ферстаппен пилотировал опасно? Ну, вы же видели гонку? Слышали комментарии Кими? Ну вот, мне нечего добавить».
Джеймс Аллен, журналист: «В пятницу в Монце состоится брифинг гонщиков – Ферстаппен ощутит несколько недовольных взглядов и услышит резкие слова за способ защиты позиции. Ферстаппен – невероятный талант, все больше напоминающий Шумахера, особенно в первые годы в «Ф-1». Но в этот раз у него был неудачный день, причем в один из важнейших моментов в карьере. Если он станет чемпионом мира, то эта история станет частью его легенды».
Макс Ферстаппен: «Я не собираюсь кого-то пропускать просто так, но если бы не столкновение в первом повороте, то не стал бы действовать так агрессивно и выталкивать Райкконена с трассы. Сейчас я для Кими как красная тряпка для быка, но мы всегда ведем борьбу таким образом. В Монце я снова буду бороться за максимально возможный результат».
Пилот «Уильямса» Фелипе Масса объявил, что в конце сезона завершит карьеру и покинет «Формулу-1». Бразилец дебютировал в «Формуле-1» в 2002 году и к настоящему моменту провел 242 Гран-при.
При этом Масса пока не определился с тем, чем будет заниматься дальше и будет ли выступать в какой-то другой гоночной серии.
«Честно говоря, сейчас я нервничаю сильнее, чем перед стартом любой гонки. Моя карьера началась 27 лет назад – когда я только начал гоняться в картинге, а в «Формуле-1» я провел 15 лет. Теперь пришло время объявить, что этот сезон станет для меня последним в «Формуле-1».
Меня ждут восемь последних гонок и я постараюсь получить от них максимум удовольствия. Большое спасибо всем, кто поддерживал меня на протяжении карьеры.
В последние месяцы я много думал о своем будущем и принял решение о том, что по окончании сезона я покину «Формулу-1». Я решил, что для меня пришло время заняться чем-то другим. Возможно, вы еще увидите меня за рулем гоночной машины, но в данный момент я могу сказать лишь то, что теперь у меня будет много времени, чтобы подумать о том, чем заниматься дальше.
Я не случайно решил объявить о завершении карьеры именно в Монце. Десять лет назад именно в Монце один гонщик также заявил о завершении своей карьеры – гонщик, который как никто другой на меня повлиял. Я говорю о Михаэле Шумахере», – цитирует Массу motorsport.
Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен ответил на критику со стороны трехкратного чемпиона мира Ники Лауды, который посоветовал голландцу обратиться к психиатру, если он считает, что в инциденте на Гран-при Бельгии был виноват не он, а Кими Райкконен.
«Если уж я пойду, то, может быть, нам стоит вместе сходить к психиатру (смеется). Что касается претензий Кими, то на его месте я бы, наверное, сказал то же самое при общении с командой по радио.
Критика со стороны других ничего для меня не меняет – на трассе я занят своим делом. Какие-то мои действия могут вызвать критику со стороны других, но я полагаю, что им просто придется к этому привыкнуть».
Также Ферстаппен отметил, что не является поклонником защитного каркаса гало, который ФИА хочет внедрить в «Формулу-1», начиная с сезона-2018.
«С установленной системой гало вам сложно как залезать в кокпит, так и выбираться из него. Также эта конструкция сильно ограничивает видимость, ты мало что можешь увидеть в зеркалах заднего вида. Думаю, ФИА потребуется еще очень много времени на доработку этой системы. Какие бы изменения внес я? Вероятно, просто бы от нее отказался», – цитирует Ферстаппена grandprix.com со ссылкой на голландское издание De Telegraaf.
Сын канадского миллиардера Лэнс Стролл готов заменить в «Уильямсе» Фелипе Массу.
«Формула-1» подготовилась к серьезному обновлению: в следующем сезоне изменится технический регламент, преимущество «Мерседеса» может сойти на нет, а группу пилотов-ветеранов готовы заменить молодые спортсмены. Так, место Дженсона Баттона в «Макларене» отдано Стоффелю Вандорну, а сменщиком Фелипе Массы, вероятно, окажется 17-летний канадец Лэнс Стролл – пилот по развитию «Уильямса», выступающий в «Формуле-3».
Его отец – миллиардер?
Все верно – Лоренс Стролл обладает состоянием в 2,4 млрд. долларов и занимает 15-ю строчку в канадском списке «Форбс». Добиться успеха он сумел благодаря модным брендам одежды: начав с продаж Pierre Cardin и Ralph Lauren в Канаде, он совместно с гонконгским бизнесменом Сайласом Чоу основал компанию Sportswear Holdings, через которую в 1989 году приобрел малоизвестную на тот момент фирму Tommy Hilfiger. Канадец сделал Hilfiger Corporation одной из самых успешных компаний в фэшн-индустрии, и в 2006 году продал ее за 1,6 млрд долларов.
В 2003 году Sportswear Holdings приобрел гонконгский бренд Michael Kors примерно за 100 млн долларов, а в 2011-м Стролл и Чоу провели IPO акций компании на нью-йоркской фондовой бирже, что сделало их миллиардерами.
Лоренс Стролл – человек, неравнодушный к быстрым машинам и автогонкам: он коллекционирует автомобили «Феррари» (в его коллекции 25 машин – от винтажной 250 GTO до ультрасовременной LaFerrari), а также владеет командой «Према», выступающей в GP2, и трассой «Мон-Тремблан», на которой в 1968-м и 1970-м проходили Гран-при Канады «Формулы-1». Неудивительно, что этот человек готов вкладывать огромные средства в карьеру сына в автоспорте.
Все ясно – еще один денежный мешок?
Несмотря на колоссальную спонсорскую поддержку, Стролла вряд ли можно отнести к бесталанным спортсменам. Хотя на все его результаты смотрят сквозь призму финансового благополучия отца, юному пилоту есть что предъявить. Лэнс с 10 лет участвовал и побеждал в картинговых чемпионатах, а затем здорово выступал в молодежных сериях – в 2014 году он уверенно выиграл итальянскую «Формулу-4», в 2015-м победил в Toyota Racing Series и неплохо смотрелся в «Формуле-3».
В этом сезоне Стролл лидирует в европейском чемпионате «Формулы-3» – канадец смотрится значительно сильнее соперников: он выиграл семь гонок и взял семь поулов. Кстати, эту серию не смогли выиграть Макс Ферстаппен и Паскаль Верляйн. Впрочем, успех в молодежных чемпионатах не гарантирует побед в «Формуле-1».
Какие у него сильные и слабые стороны?
В первую очередь стоит отметить отличный гоночный темп. Однако есть несколько причин, по которым появление Стролла в «Формуле-1» в ближайшее время кажется преждевременным:
Раз.
Два.
Три.
И это далеко не все инциденты, в которых успел поучаствовать Лэнс. За эти «художества» в 2015 году Стролл удостоился в канадской прессе нелестных сравнений с Пастором Мальдонадо, который тоже демонстрировал скорость в младших «формулах», но часто становился причиной аварийных ситуаций. С другой стороны, в этом сезоне канадец успокоился и стал пилотировать аккуратнее. Однако при переходе в чемпионат с более высокими скоростями есть риск, что Стролл не справится с давлением и вновь начнет попадать в аварии. Возможно, вместо «Формулы-1» Лэнсу не помешал бы сезон-другой в GP2.
А как же суперлицензия для дебюта в «Ф-1»?
Похоже, скоро он ее получит. Во-первых, Лэнсу нужно дождаться совершеннолетия, которое наступит 29 октября, во-вторых – занять место не ниже третьего в «Ф-3», чтобы набрать необходимое количество баллов для получения суперлицензии. Сейчас канадец лидирует в сезоне «Ф-3» с 61-очковым преимуществом над Максимилианом Гюнтером, гандикап от идущего четвертым Ника Кэссиди превышает сотню очков за три этапа до конца чемпионата – чтобы выпасть из тройки лидеров, нужно очень постараться.
По слухам, Стролл уже оплатил 20 дней частных тестов за рулем болида «Уильямса» FW36 сезона-2014. Скорее всего, команда лишь ждет финиша чемпионата «Формулы-3», после чего формальности будут улажены и Лэнса объявят боевым пилотом. Вероятный титул в «Формуле-3» добавит ему веса в глазах общественности и переход вызовет меньше вопросов.
Почему именно «Уильямс»?
Изначально Стролл должен был перейти в команду отца в GP2, однако кадровая ситуация в «Уильямсе» (и, возможно, успехи ровесника Макса Ферстаппена) побудили менеджмент пилота нацелиться на «Формулу-1». Коллектив из Гроува выглядит отличным вариантом для начала карьеры: в последние годы команда укрепилась в числе «первых за лидерами», способна время от времени цеплять подиумы и в ней нет колоссального давления, как в топ-конюшне. При этом в «Уильямсе» работают опытные сотрудники, здесь стабильное финансовое положение (которое укрепится с деньгами Стролла-старшего) и самые мощные в пелотоне моторы «Мерседес».
При этом нельзя сказать, что на рынке пилотов у Стролла много конкурентов: Баттон взял паузу, Перес остается в «Форс-Индии», а почти все оставшиеся сильные гонщики уже на контрактах. Единственным привлекательным вариантом выглядит сотрудничество с одним из протеже «Мерседеса» – Верляйном или Оконом, что могло бы принести команде скидки на силовые установки. Однако выращивать пилота для другой конюшни «Уильямс» не хочет. Зато Лэнс – полностью «свой» актив, который провел сезон в системе команды, должен принести немалые спонсорские деньги (в паддоке говорят о сумме порядка 35-40 млн долларов) и потенциально не менее талантлив, нежели Верляйн с Оконом. Альянс «Уильямса» и Лэнса Стролла выгоден обеим сторонам и может продлиться долго и успешно.
Что говорят о Стролле уже сейчас
Тото Вольфф, исполнительный директор «Мерседеса»: «Люди не осознают, насколько Стролл на самом деле хорош. Разговаривая с парнем, которому всего семнадцать лет, у вас создается ощущение, что на самом деле собеседнику лет 35. Его зрелось и интеллект далеко его заведут. Уверен, парень станет следующим канадцем в «Формуле-1», и это не будет иметь никакого отношения к его отцу. Потому что он и сам способен на многое».
Клэр Уильямс, заместитель руководителя «Уильямса»: «Мы стремимся использовать наши ресурсы и опыт, чтобы помочь талантливым пилотам раскрыть свой потенциал. Мы считаем, что у Лэнса многообещающие способности и мы рады предоставить ему поддержку».
Чип Гэнасси, руководитель «Чип Гэнасси Рейсинг»: «Я знаю его отца на протяжении 25 лет, но должен признаться, что, не зная Лэнса, был настроен немного скептически. Что меня впечатлило, так это правильное отношение: он хорошо учился, внимательно слушал. И могу сказать, что этот парень действительно хорош. Стролл доказывает это в нынешнем сезоне «Формулы-3», не так ли? В столь конкурентоспособной серии он действительно выступает в собственной лиге. Так что, да, он уже проявил себя».
И все-таки: Стролл – рента-драйвер?
Да.
20 октября 1991 года на трассе «Сузука» прошел предпоследний этап 42-го чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1», по итогам которого великий бразилец Айртон Сенна завоевал свой последний (третий) чемпионский титул в карьере.
Возвращение «Уильямса»
Наверняка в 1991 году были люди, которые забросили смотреть «Формулу-1» уже после четырех этапов, ведь побеждал только Сенна – у многих почти не возникало сомнений в том, что бразилец легко выиграет весь чемпионат. Однако начиная с Гран-при Канады внезапно поехал болид «Уильямса» FW14, сконструированный техническим директором Патриком Хэдом и молодым талантливым аэродинамиком Эдрианом Ньюи.
Правда, в Монреале Найджелу Мэнселлу не удалось порадовать Фрэнка Уильямса первой в сезоне победой – на последнем круге в медленной шпильке его машина заглохла (вопреки расхожему мнению это случилось не из-за того, что Биг Найдж начал рано праздновать победу – он просто не уследил за оборотами двигателя), – но в следующих четырех Гран-при сине-желтые болиды просто разорвали конкурентов: три победы одержал Мэнселл, и еще одну – его напарник Риккардо Патрезе.
В команде «Макларен-Хонда», за которую выступал Сенна, осознали, что при слабом прогрессе победа в чемпионате ускользнет к соперникам, поэтому принялись активно дорабатывать шасси MP4/6 – за сезон болид «похудел» на 18 кг, а японские мотористы заметно улучшили 12-цилиндровый двигатель, который стал легче, компактнее, а также мощнее всех в пелотоне (к домашней гонке в Японии «Хонда» преодолела порог в 700 л.с.).
В какой-то момент преимущество Сенны над преследователями сократилось до восьми очков, и хотя в августе бразилец одержал две важные победы и создал неплохой задел, осенью «Уильямс» вновь поехал быстрее «Макларена».
В трех сентябрьских гонках Мэнселл мог заработать 30 очков и почти догнать бразильца, но на этапе в Португалии на пит-стопе произошла неразбериха с колесом, в результате которой Найджелу показали черный флаг. Скорее всего именно в Эшториле лидер «Уильямса» потерял реальные шансы на титул, но пока сохранялась математическая возможность, он продолжал бороться – в Испании после великолепной дуэли с Сенной Мэнселл снова победил. А затем «Формула-1» приехала на «Сузуку».
Япония
Перед азиатской гонкой у Сенны было 85 очков, у Мэнселла – 69. За победу с того года стали начислять 10 зачетных баллов, за второе место по-прежнему можно было заработать 6 очков, а за третье – 4. Отыграть 16 баллов за два этапа представлялось хоть и не простой задачей, но выполнимой, и Найдж действительно собирался это сделать.
На первых кругах он настолько активно рулил позади «Макларена», что зрители настроились на яркую борьбу на протяжении всего заезда. Казалось, что еще немного, и «Британский лев» пойдет в атаку и все увидят продолжение испанского триллера, однако в самом начале 10-го круга произошло то, чего точно никто не ждал – Мэнселл наехал на поребрик, потерял контроль над болидом и улетел в гравий.
Задача Айртона была выполнена: меньше чем через 10 кругов после вылета главного соперника он догнал напарника и друга Герхарда Бергера (который ради Сенны пожертвовал шинами и поехал со старта в безумном темпе), выбрался на первое место и лидировал вплоть до самого финиша, лишь перед клетчатым флагом сбросив скорость, чтобы вернуть Бергеру первое место (австриец, кстати, на это обиделся).
«В этом году была невероятная конкуренция между машинами, двигателями и гонщиками», – отметил Айртон на послегоночной пресс-конференции. – «Было невероятно тяжело, но мы очень старались: и я, и Герхард, и «Макларен», и «Хонда».
Уже в следующем году Мэнселл отыгрался – болид FW14B ехал с невероятной скоростью, сам Найджел не допускал глупых ошибок, и уже в августе наконец-то стал чемпионом мира. В 1993-м лидерство «Уильямса» сохранилось, и стало ясно, что Сенна сделает все для перехода в лучшую команду мира. У него это получилось, но выиграть четвертый чемпионский титул он так и не смог…