Гран При Малайзии : Комментарии перед Гран При
Перед началом уик-энда в Малайзии
Bridgestone
Хирохиде Хамашима, глава департамента гоночных шин Bridgestone: "Поскольку шины на малазийской трассе будут испытывать серьезные нагрузки, гонщикам придется аккуратнее пользоваться тормозами, избегая блокировки колес, при этом надо учесть, что машины нового поколения менее стабильно ведут себя на трассе из-за меньшего уровня прижимной силы. Для Малайзии характерны высокие температуры, а поздний старт увеличивает вероятность дождя, так что сложностей будет немало.
Жесткая резина, которую мы привезем в Малайзию – это модернизированная версия шин Hard, уже опробованных на предсезонных тестах. Реагируя на замечания команд, мы сделали их несколько мягче, однако разница невелика, и я уверен, она подойдет для Сепанга. Сложнее командам и гонщикам будет адаптироваться к мягкой резине, раньше столь мягких шин мы в Малайзию не привозили".
Brawn GP Formula One Team
Росс Браун: "Австралийский уик-энд стал фантастическим опытом для нашей команды, а дубль Дженсона и Рубенса на финише превзошел самые смелые ожидания. Мы знаем, соперники не стоят на месте, и с каждой гонкой вызов будет всё сложнее, но мы готовы его принять. У нас быстрая и стабильная машина, которая подходит к характеристикам автодрома в Малайзии.
Как и в Австралии, в этот уик-энд мы должны максимально использовать свободные заезды в пятницу для поиска оптимальных настроек и наверняка столкнёмся с традиционными для Сепанга проблемами с надежностью из-за жаркой погоды.
В этом году гонка проводится позднее в календаре и ближе к вечеру - прогноз обещает грозовые дожди, которые сделают стратегию ещё более интересной".
Дженсон Баттон: "Мне нравится эта трасса. Она очень быстрая, с весьма органичной конфигурацией, здесь интересно выступать, несмотря на жару и высокую влажность, которые осложняют жизнь гонщикам. Можно предположить, что мы будем конкурентоспособны, но вопрос в том, кто еще окажется среди лидеров.
Ferrari будут быстры, потому что у них есть система KERS, а про McLaren я пока ничего сказать не могу. Гонка обещает быть интересной, особенно если учесть, что она стартует в пять часов вечера по местному времени. Вероятность осадков весьма велика, хотя я бы предпочёл бороться на сухом асфальте. Мы с Рубенсом неплохо ездим и по дождю, но эту машину на мокрой трассе ещё не испытывали".
Рубенс Баррикелло: "Гран При Малайзии - это всегда сложно, но если вы умеете справляться с жарой и влажностью, то можете получить удовольствие от трассы. Поиск оптимального баланса - это серьёзный вызов в Сепанге, здесь нужна машина с эффективной аэродинамикой, а высокая температура воздуха влияет на двигатель, систему торможения и гонщиков - температура в кокпите достигает 50 градусов, и вы должны быть готовы - важно не допустить обезвоживания.
В Австралии мы провели хороший уик-энд, машина соответствовала ожиданиям, но в Малайзии преимущество над соперниками может сократиться, поэтому нам предстоит серьёзно поработать, чтобы добиться максимального результата в этот уик-энд".
Vodafone McLaren Mercedes
Мартин Уитмарш, руководитель команды: "Несмотря на хороший результат австралийской гонки, мы не были сильны по ходу уик-энда, и, к сожалению, в Малайзии ситуация не изменится. Мы делаем всё, чтобы добиться прогресса, но немедленный переезд с одной трассы на другую не позволит провести серьёзную доработку машин, мы сможем модернизировать лишь некоторые существующие узлы. Цель ясна: нужно добиться лучшего времени на круге, чем у соперников, что позволит выйти на уровень лидеров и бороться с ними. Мы очень серьёзно подходим к решению этой задачи, и уверены в успехе".
Норберт Хауг, вице-президент Mercedes-Benz Motorsport: "Третье место Льюиса в Мельбурне при старте с 18-й позиции превзошло наши ожидания. По сравнению с тестами двухнедельной давности, команда сделала большой шаг вперед, и результат в Австралии стал следствием этой работы, отличного выступления Хэмилтона и оптимальной стратегии, хотя помогли и некоторые инциденты. Мы не можем рассчитывать на повторение этой ситуации в Малайзии, но сделаем всё, чтобы ближайшее время улучшить машину".
Льюис Хэмилтон: "Не стоит переоценивать значение подиума в Австралии. Да, это была фантастическая гонка, но мы знаем, что машина не способна к повторению подобного результата только за счёт своей скорости. Трасса в Сепанге - одна из самых требовательных в календаре, вероятно в Малайзии мы ещё больше отстанем от лидеров, чем в Альберт-Парке. Это скоростной, техничный автодром, требующий хорошего аэродинамического и механического сцепления с асфальтом, здесь особенно важна эффективность аэродинамики и некоторые недостатки MP4-24 могут стать ещё более очевидными. Однако, мы сделаем всё, чтобы и в этой непростой ситуации заработать максимум очков".
Хейкки Ковалайнен: "Трасса в Сепанге требует компромисса при выборе настроек. Здесь достаточно длинных прямых, на которых хочется уменьшить прижимную силу ради большей скорости, но с меньшим уровнем сцепления машина будет скользить в скоростных поворотах. Нужно найти не только оптимальный баланс, но и убедиться в эффективности тормозов и систем охлаждения, иначе трудности возникнут задолго до финиша. Единственная проблема для меня - жара, дома, в Финляндии, я часто видел похожие цифры на градуснике, но со знаком «минус»".
Panasonic Toyota Racing
Джон Хауэтт, руководитель команды: "Гонка в Австралии получилась непростой, но команда сработала великолепно, а скорость TF109 стала приятным сюрпризом для всех нас. Мы продемонстрировали уверенный темп и надеемся на успех в Малайзии".
Ярно Трулли: "В Малайзии я всегда был конкурентоспособен и не раз добивался хороших результатов, поэтому с оптимизмом жду начала уик-энда. В 2005-м именно здесь мы впервые поднялись на подиум.
Жара и высокая влажность делают Гран При Малайзии непростым испытанием для гонщиков, и именно поэтому зимой я так активно тренировался. Сейчас я в хорошей форме, всё должно быть в порядке. В Австралии мы доказали свою скорость – надеюсь, в предстоящий уик-энд команда выступит не хуже".
Тимо Глок: "Я мало гонялся в Малайзии, а в прошлогоднем Гран При рано выбыл из гонки. Однако по опыту свободных заездов и квалификации знаю, что условия в Сепанге по-настоящему экстремальные – в том числе для машины и резины. Я быстро адаптируюсь и готов к этому вызову.
Ещё до начала сезона я говорил, что наша машина выглядит очень неплохо, и её скорость в Австралии стала подтверждением моих слов. Приятно было набрать очки в первой гонке, и моя цель на предстоящий уик-энд – финишировать в призовой восьмёрке. У нас есть повод для оптимизма".
ING Renault F1 Team
Боб Белл: "В отличие от кочковатого Мельбурна, в Малайзии очень ровный асфальт, что должно помочь, а использование KERS на длинных прямых обеспечит дополнительное преимущество – уверен, в ближайший уик-энд мы сможем выступить более успешно. Поскольку гонки следуют друг за другом, у нас нет возможности провести какую бы то ни было доработку – нужно выжать максимум из текущей конфигурации машины".
Фернандо Алонсо: "Сепанг отличается от Мельбурна, и я надеюсь, что характеристики этой трассы подойдут нашей машине. Для меня это особый, может даже - любимый автодром, я дважды здесь побеждал и с нетерпением жду новой встречи.
Здесь множество быстрых, широких поворотов, в которых можно оценить работу машины. Надеюсь, мы будем конкурентоспособны, но в Австралии мы видели, насколько минимальна разница между командами, поэтому нам придётся бороться за очки".
Нельсиньо Пике: "Трасса широкая, с хорошими возможностями для обгонов – как правило, борьба здесь очень напряженная. На двух длинных прямых система KERS должна обеспечить преимущество, помочь провести атаку. Из-за жаркой погоды, гонка складывается непросто для машин и гонщиков, но зимой я активно тренировался и проблем быть не должно.
Я уже забыл о Мельбурне и хочу взять реванш в Малайзии. Нужно прибавить, в ближайшую пятницу мы используем собранную в Мельбурне информацию при поиске оптимального баланса. Кроме того, Сепанг позволит точнее судить о конкурентоспособности машины, в отличие от Альберт-Парка эту трассу можно назвать стандартной. Я с нетерпением жду начала уик-энда!"
AT&T Williams
Нико Росберг: "Мне нравится малазийская трасса: она довольно быстрая, с органичной последовательностью поворотов - здесь действительно интересно гоняться. Местный климат предъявляет особые требования к гонщику и машине: жара и высокая влажность сильно изматывают, и именно здесь зимние физические тренировки по-настоящему оправдывают себя.
Разумеется, в Австралии мне бы хотелось добиться большего, но и три очка – неплохое начало. Наша скорость обнадеживает – мы ничуть не уступали самым быстрым машинам, так что можем рассчитывать на неплохой сезон.
Честно говоря, в Мельбурне меня всерьез обеспокоило ухудшение видимости ближе к концу гонки – в таких условиях намного легче совершить ошибку, и я бы предпочел либо старт в привычное время, либо по-настоящему ночной Гран При".
Казуки Накаджима: "По-моему, Сепанг - одна из самых захватывающих трасс чемпионата, но это не значит, что она простая. Здесь есть несколько техничных связок, а 11-й и 14-й повороты требуют особого внимания, поскольку торможение перед этими виражами и вход в них требует весьма специфической техники.
В Австралии я ехал четвертым, а после пит-стопа Рубенса должен был выйти на третью позицию – не могу отрицать, что крайне разочарован исходом той гонки. Впрочем, я уже забыл о неудаче и думаю о том, как воспользоваться в Малайзии тем потенциалом, который мы продемонстрировали в Мельбурне.
Малайзия ближе к моей родине, чем другие страны, где мы выступаем в течение года, поэтому мне ближе и местная культура, и кухня. В свое время я выступал в Сепанге в рамках японской серии GT, так что этот автодром мне хорошо знаком, но, конечно, надо отметить исключительную жару и уровень влажности.
В Мельбурне лучи закатного солнца, чередующиеся с тенями деревьев, пересекавшими трассу, сильно осложняли ситуацию. В Малайзии это не повторится, однако из-за дождевых облаков уровень освещенности может упасть. Конечно, я буду учитывать эти моменты при подготовке к квалификации и гонке".
Force India F1 Team
Виджей Малья, владелец команды: "В первом Гран При не так важен результат, как оценка ситуации. Мы знаем, что заложен прочный фундамент, в надежности теперь сомнений нет, и мы можем сосредоточиться на скорости и аэродинамической эффективности. Оба гонщика говорят, что по сравнению с прошлым годом машина серьёзно прибавила, у неё есть потенциал, который нам нужно реализовать. Теперь дело в тонкой настройке.
Интервал между этапами в Мельбурне и Малайзии слишком мал для доработки аэродинамики, однако команда готовит некоторые усовершенствования к гонке в Шанхае, и более серьёзное обновление к Гран При Испании".
Доминик Харлоу, главный гоночный инженер Force India: "В Сепанге, учитывая многообразие его пятнадцати поворотов, ключом к успеху считается стабильность на торможении, однако с преобладающей в скоростных виражах недостаточной поворачиваемостью добиться нужного баланса крайне нелегко.
Вечерняя гонка практически наверняка окажется дождевой: тучи будут скапливаться над автодромом в течение дня, а с понижением температуры ливень может вмешаться в ситуацию. Разница в уровне сцепления между сликами и дождевой резиной станет настоящим испытанием для гонщиков – впрочем, Адриану и Джанкарло это только понравится!
Из-за жары и высоких боковых перегрузок Сепанг крайне требователен к физической форме гонщиков. Асфальтовое покрытие довольно старое, и число кочек растет год от года – для инженеров выбор настроек и без того считается одним из труднейших в сезоне, а с мягкой резиной вопросов станет еще больше…"
Джанкарло Физикелла: "В 2006-м я выиграл гонку в Малайзии, поэтому с Сепангом меня связывают самые приятные воспоминания.
Это современный автодром с особенным характером, сочетающий в себе различные типы поворотов: несколько медленных – к примеру, первый, второй и девятый, скоростные пятый и шестой, и, конечно же, одиннадцатый – поворот с самой сложной зоной торможения. Когда сбрасываешь скорость, передние колеса оказываются на правой стороне трассы и блокируются, так что к концу торможения возникает избыточная поворачиваемость – здесь легко совершить ошибку.
Многие по традиции считают этот Гран При самым трудным в сезоне, и он на самом деле крайне непростой как в физическом, так и в психологическом плане. Жаркая и влажная погода, извилистая трасса – к концу гонки я, как правило, теряю три килограмма!"
BMW Sauber F1 Team
Марио Тайссен, босс BMW Motorsport: "После дебютной гонки сезона мы с нетерпением ждем старта домашнего Гран При. С 2006-го, с года основания команды, мы постоянно ощущаем поддержку компании Petronas, нашу команду невероятно принимают в Малайзии. Год назад Ник показал первый в истории команды быстрейший круг, а Роберт закончил гонку на высоком втором месте. Наша цель – превзойти этот результат".
Вилли Рампф, технический координатор команды: "Сепанг предъявляет особые требования к настройкам шасси. В скоростных эсках крайне важна стабильность, но нужна и хорошая тяга в узких поворотах, некоторые из которых идут в горку. А сужающийся правый излом, выводящий на возвратную прямую, особенно коварен.
В скоростных поворотах резина подвергается серьезным нагрузкам, в ближайший уик-энд мы будем использовать составы Soft и Hard – то есть, более жесткие, чем те, что были в Мельбурне. Учитывая высокую температуру воздуха, охлаждение может стать проблемой. Ну и, конечно же, абсолютно непредсказуемая погода – всегда нужно быть готовым к дождю!"
Роберт Кубица: "Гран При Малайзии – особая гонка, благодаря Petronas мы считаем её домашней. Здесь у нас немало поклонников, а события по ходу Гран При всегда полны невероятных ощущений. Прошлогодний уик-энд сложился для меня удачно, и на этот раз я надеюсь выступить не хуже.
Сепанг – уникальная трасса с различными поворотами, одни из которых потрясающе быстрые, а другие, наоборот, очень медленные. На некоторых участках можно использовать сразу несколько траекторий, что делает их особенно интересными. Финальный сектор совсем не похож на два предыдущих - он представлен всего двумя длинными прямыми и одной зоной жесткого торможения.
Автодром требователен к машине, а позднее время старта означает высокую вероятность дождя. Можно не сомневаться – уик-энд будет захватывающим!"
Ник Хайдфельд: "Для меня Сепанг – интересная и в то же время непростая трасса - в прошлом году мне удалось совершить несколько неплохих обгонов. Жара в сочетании с высокой влажностью всегда создает определенные проблемы – впрочем, не для меня. Ближе к вечеру в Малайзии нередки грозы, а с учетом нового расписания они вполне могут застать нас на трассе – надеюсь, будет достаточно светло.
Здесь я всегда чувствую себя легко, а мероприятия, проводимые Petronas, дают возможность лучше узнать Малайзию. До гонки не так много времени, но во вторник и среду мы примем участие в нескольких совместных акциях и непременно посетим башни Petronas в Куала-Лумпур".
Scuderia Ferrari Marlboro
Лука ди Монтедземоло, президент Ferrari: "Малазийская трасса не такая странная, как автодром в Мельбурне, поэтому я ожидаю, что в Сепанге команды покажут свою настоящую силу. Первая гонка прошла намного хуже, чем мы ожидали - сейчас Ferrari расплачивается за чемпионат 2008-го года, когда борьба продолжалась до последнего поворота последнего круга финальной гонки. И нам, и McLaren пришлось заниматься доводкой машины, а остальные в это время уже давно работали над новыми проектами. Те, кто мог себе это позволить, сейчас получили заметное примущество. Но, думаю, в Австралии мы совершили слишком много ошибок, и я абсолютно уверен, что мы сможем быстро их исправить, хотя в Малайзии у нас будут те же самые машины".
Официальный релиз Ferrari: «Всякий раз после неудачного уик-энда мы с нетерпением ждём возможности исправить ситуацию. Команда не заработала очков в Мельбурне, только одна машина попала в итоговый протокол гонки, но шанс добиться большего представится уже в ближайший уик-энд, в Малайзии, на автодроме Сепанг в окрестностях Куала-Лумпура.
Один из ключевых моментов, на котором инженеры сосредоточатся в пятницу - оптимальное использование потенциала шин, ведь в этой области у F60 возникли проблемы в Альберт-Парке. В 2009-м компания Bridgestone привозит на каждый Гран При два состава, разница между которыми в особенностях работы и износе гораздо больше, чем в прошлом году. Важно не только найти оптимальные настройки для каждого состава, но и учесть диапазон эффективных температур - мягкие шины лучше работают при более высоких температурах, а жесткие - при более низких. Правила равны для всех, команды ищут наиболее эффективное решение, которого Scuderia Ferrari Marlboro не удалось найти в Мельбурне. Фелипе и Кими стартовали на мягких шинах, и хотя этот вариант не сработал, его нельзя считать ошибочным - многие команды поступили так же, и их гонщики заработали очки. В этом году резина более чувствительна к особенностям трассы – на зимних тестах в Бахрейне мы проехали большую дистанцию без каких-либо проблем с шинами.
Другой интересный момент, который выяснился после внимательного анализа первой гонки – влияние KERS на износ задних шин. Эффект был особенно очевиден на мягком составе, и команда должна найти решение, позволяющее использовать систему рекуперации, преимущество которой было заметно на старте, когда Фелипе отыграл две позиции (не считая Баррикелло, который не сумел набрать скорость). KERS - полезный инструмент, хотя его эффективность при обгонах всё ещё вызывает вопросы.
Опора, сломавшаяся на машине Массы, была отправлена в Маранелло для анализа - нужно было найти причину, понять, связана ли она с производственным дефектом, или стала следствием контакта в гонке. Поломка опоры была неожиданной – это одна из немногих деталей F60, которая фактически идентична тем, что мы используем в последние несколько лет. Причина проблем с машиной Кими ещё исследуется, мы провели краткий осмотр в воскресенье ночью, перед отправкой в Малайзию, где пройдёт всесторонняя проверка.
После финиша команда была не в лучшем настроении, но Ferrari не раз попадала в сложную ситуацию и знает, как реагировать. В этом году сезон начинается напряженным периодом сдвоенных гонок - около четырех утра в понедельник закончилась работа в Альберт-Парке, через несколько часов мы вылетели в Малайзию и утром во вторник приступили к оборудованию боксов и подготовке машин.
Команда нацелена на борьбу, однако на этот раз мы столкнемся с несколькими новыми факторами. Уик-энд пройдёт по тому же графику, что и в Австралии, мы выйдем на трассу ближе к вечеру, когда здесь часто льют тропические дожди, а вместо слепящего солнца гонщикам, возможно, придется бороться с ухудшением видимости перед наступлением темноты.
Судя по результатам первого уик-энда, борьба в Малайзии будет ещё более плотной, чем в прошлом году, и малейшая разница в результатах может помешать гонщикам пробиться в финал квалификации, поэтому важно сосредоточиться на настройке машины и работе с шинами для успешной борьбы за стартовую позицию. Впрочем, нельзя сказать, что соперникам приходится легче - другие девять команд ждёт не менее напряженная работа».