Источник выброса так и не нашли, но наши европейские «партнеры» уверенно показали на Россию.
Последние пару недель о загадочном «выбросе радиации на Урале» написано очень много. В основном, конечно, в жанре предположений. Но этого было достаточно, чтобы крепко напугать население. Сейчас, когда улеглись первые эмоции и, так сказать, сошла пена, мы попытались трезвым взглядом оценить ситуацию. Что же все-таки произошло?
ПОТОМУ ЧТО ГЛАДИОЛУС
В начале октября забурлило в Европе. Пошли сообщения о том, что в воздухе зафиксировано наличие радиоактивного рутения-106 (Ru-106) над территориями сразу 36 стран Европы. Отчеты об этом опубликовали сначала немецкое Федеральное ведомство по радиационной защите (BFS), затем французский Институт радиологической защиты и ядерной безопасности (IRSN). Собственно, сразу указывалось, что обнаруженная концентрация радионуклида в сотни раз ниже уровня допустимых значений и угрозы для людей не представляет. При этом французские специалисты заявили, что смоделировали ситуацию в компьютере и предположили, что источник выброса мог находиться на территории России - между Волгой и Уралом. Ну или в Казахстане - эксперты постепенно расширяли географию своих подозрений.
Сам по себе рутений - переходный драгоценный металл, 44-й номер в таблице Менделеева. Назван, кстати, в честь России, 150 лет назад был открыт по удивительному стечению обстоятельств на Урале (Ruthenia - Русь на латыни). Рутений не добывают отдельно, он выделяется из остатков платинового производства. Получают его не только у нас, но и в Канаде, ЮАР и многих других странах. Что касается изотопа рутений-106, в природе он в чистом виде не встречается. Ru-106 рукотворен, эксклюзивен и благороден. Применяется изотоп в основном в медицине для лечения раковых опухолей глаз и как источник энергии в космонавтике. Его получают в США, в странах Европы и у нас в высокопоточных ядерных реакторах.
Никаких четких фактов, почему именно на Урале находится виновник, европейцы не привели. Производств, где получают рутений-106, не так много. На Урале, в сотне километров от Челябинска, в Озерске находится производственное объединение «Маяк», крупнейшее российское предприятие по переработке ядерного топлива. Тут важно добавить, что вообще-то аналогичные производства, естественно, есть и в самой Европе, например во Франции (Ла-Аг). И в той же Франции тоже обнаружили небольшие концентрации Ru-106. Но наши европейские «партнеры» показали пальцем на Россию. Почему? Вероятно, все как в шутке кавээнщиков из «Уральских пельменей» - «Потому что гладиолус!»
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
ОБЛАКО, КОТОРОГО НЕТ
Согласно отчету Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), самые большие показатели Ru-106 были отмечены в Румынии - 145 мБк/м? (миллибеккерелей на кубический метр) и Италии - 54 мБк/м?.
Это ниже опасного уровня, но все равно тревожно.
«Росатом» версию Запада о выбросе на «Маяке» опроверг. Содержание Ru-106 в Челябинской области в сотни раз ниже допустимого. С таким же заявлением выступили и региональные власти в лице вице-губернатора Олега Климова.
Не надо быть великим математиком, чтобы сопоставить цифры.
4400 мБк/м - допустимое содержание рутения-106 в воздухе, не влияющее на здоровье людей.
145 мБк/м - концентрация Ru-106, зафиксированная в Румынии. Это в 30 раз ниже допустимой нормы.
76 мБк/м - самый высокий показатель на Южном Урале. Но в 60 раз ниже нормы! Он был зафиксирован в 30 км от ПО «Маяк», в поселке Аргаяш. Еще один пункт неподалеку показал сопоставимые с европейскими
52 мБк/м. Зафиксированы также совсем уж маленькие концентрации и в других регионах страны.
Но в западных СМИ продолжали тыкать пальцем: «Маяк», Россия, Россия, «Маяк».
«Маяк» печально известен тем, что здесь в 1957 году из-за сбоя в системе охлаждения взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Но ведь сегодня не 57-й и даже не 80-й год прошлого столетия, когда на французском заводе Ла-Аг произошел тоже крупный пожар. По расчетам французского института IRNS, в источнике выброса содержание Ru-106 должно было зашкаливать - от 100 до 300 терабеккерелей, то есть более 8000 кюри. Никому не пришло в голову - это убойная доза облучения! Случись такое в Озерске в реальности, скрыть это было бы невозможно! Это привело бы к тысячам пострадавших. А восьмидесятитысячный Озерск живет абсолютно спокойно, люди ходят на работу, дети - в школы и садики.
Фактор второй, о котором говорят все физики-ядерщики. Если бы произошла авария или инцидент на «Маяке» во время переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), то зафиксировали бы не рутений-106 в чистом виде, а такой букет с изотопами цезия, стронция, йода, что мало бы не показалось! Плюс сам радиоактивный фон резко возрос бы. Такое фиксируется сразу зарубежными системами мониторинга, и скрыть это невозможно.
Тем не менее паника перекинулась и в соцсети. Договорились до того, что в мессенджерах появилась информация - на Челябинск движется радиоактивное облако… С официальным заявлением пришлось уже выступать МЧС. Никакого облака, естественно, не было.
Ничего аномального не фиксировали и медики. Главный онколог Челябинской области Андрей Важенин вынужден был пресечь панику нетрадиционным, но эффективным методом, призвав через СМИ всех успокоиться, «пить пиво и смотреть футбол».
КАК РОСГИДРОМЕТ ДАЛ МАХУ
Масла в огонь подлил Гринпис, иезуитским способом интерпретировав данные мониторинга Росгидромета по Челябинской области и с надрывом потребовав от прокуратуры защитить население. В отчете Росгидромета черным по белому написано: в пробах аэрозолей с 26 сентября по 1 октября в райцентре Аргаяш зафиксировано повышение (обратите внимание на это ключевое слово) уровня рутения-106 в 986 раз, в Новогорном - в 440 раз. И в пояснении сказано об «экстремально высоком загрязнении».
Дальше европейцам и «защитникам природы» можно было только наслаждаться произведенным эффектом. Сути цифр никто не понимал, чиновничий язык из методичек привел всех в ужас. Опять паника и истерика.
Никто не обратил внимания на то, что в сведениях нет никаких угроз. В Росгидромете поняли, что дали маху, и на следующий день объяснили само значение полученных данных. Выяснилось, что речь идет о сравнении (повышении показателей) с абсолютным нулем, а не с предельно допустимыми нормами. Обнаруженные концентрации в тысячи раз меньше ПДК, как и в Европе, и не опасны для населения.
Позже глава Росгидромета Максим Яковенко даже сделал специальное заявление:
- Мы учли факт некорректной интерпретации наших данных по рутению-106 некоторыми общественными организациями и СМИ. Для однозначного понимания данных Росгидромет внесет изменения в форму представления соответствующих отчетов. В таблицах будут даваться данные о концентрациях обнаруженных загрязняющих веществ в сравнении с установленными предельно допустимыми концентрациями (ПДК).
Разобрались.
Интересно, что тот самый отчет Росгидромета появился в открытых источниках еще 13 октября. Но он долго лежал совершенно никому не нужный. Пока наконец «независимые экологи» не наткнулись на него и с удовольствием не прочитали неуклюжие фразы чиновников. Конец года. Именно сейчас закладываются бюджеты на сезон-2018, разыгрываются гранты. А в этом деле хорошенький скандал - залог успеха.
Ростехнадзор тщательно проверил производственное объединение «Маяк», но даже намеков на предполагаемый выброс рутения-106 никто не нашел. Хотя радиация не исчезла бы бесследно. Фото: Олег ЗАЙЦЕВ
ВЕРСИИ
Что мы имеем. Повышение концентрации рутения-106 в 36 (!) странах Европы и в пяти регионах у нас. Неопасное для жизни людей повышение, чтобы его обнаружить, уникальными приборами надо прокачать через фильтры сотни тысяч кубометров воздуха. Но ведь сейчас важно понять, что это было. Откуда?
Давайте разберем все версии этой «утечки».
Самая очевидная для обывателя - выброс с какой-то АЭС. Но штука в том, что в случае аварии на АЭС рутений-106 в чистом виде (а его фиксировали в воздухе именно в чистом виде) никак не мог получиться. Только в смеси с другими радиоактивными изотопами. Об этом говорят и европейцы, и «Росатом». Значит, атомную энергетику из-под следствия выпускаем. Чиста!
Чистый Ru-106 используется в медицине при производстве офтальмоаппликаторов. Это устройства для лучевой терапии раковых опухолей глаз. На «Маяке», кстати, таких не делают. Общеизвестно, что «заготовки» для офтальмоаппликаторов, раствор хлорида рутения-106, производят в «ГНЦ НИИАР», который находится в Димитровграде в Ульяновской области. Но здесь тоже не стыкуется. По словам французов, в месте выброса должна быть бешеная радиация. А в Ульяновской области даже никаких повышений концентраций не было. В институте говорят, что в этом году рутений-106 не нарабатывали. Иногда НИИАР пересылает раствор либо за границу (в таком случае заказчики из Германии и США «утечки из посылок» непременно выявили бы), либо в Обнинск (Калужская область), где в «ГНЦ ФЭИ» под заказ атомщики штучно производят сами офтальмоаппликаторы. Но и в Калужской области все чисто. «КП» выяснила, что в среднем в год отсюда выходит около десятка аппаратов. Для их производства используются просто мизерные объемы. Хотя при особой фантазии можно и так представить дело. Разбили пару приборчиков - 30 милликюри Ru-106 стартовали прямо в атмосферу на пару километров - превратились там в 8000 кюри - перенеслись на запад и на восток за тысячи верст - по пути больше всего «нагадили» румынам (ничего личного).
Есть еще космическая версия.
Ru-106 присутствовал раньше и, возможно, присутствует сейчас в генераторах, которые питают некоторые системы спутников. Об этом, конечно, по понятным причинам подробно нам никто и никогда не расскажет. В теории спутник, сошедший с низких орбит, при сгорании в плотных слоях атмосферы мог «распылить» на больших высотах Ru-106. Версия кажется очень правдоподобной, поскольку тогда легко объясняются огромные территории обнаружения концентраций с разными и нелогичными показателями. Но есть и сомнения. Период полураспада Ru-106 всего 372 дня. Уж больно специфичным должен быть спутник со столь же специфичными задачами. Не одно государство мира пока не заявляло о каких-либо инцидентах со своими гражданскими или военными космическими аппаратами.
Еще версия - источник рутения-106 мог случайно, по халатности оказаться в переработке, в плавильных печах какого-нибудь предприятия. Такое, увы, бывало с другими ионизирующими источниками и у нас, и в Европе. И опять сомнение. Огромный объем должен через очень высокие трубы перенестись ввысь и попасть в мощные движения воздушных масс.
Очевидно одно. Кто-то должен провести серьезное международное расследование - раз уж в этой истории оказались напрямую или косвенно затронуты десятки стран. В пятницу наконец подобная инициатива родилась. Институт безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) выразил согласие взять на себя координацию работы по созданию специальной международной комиссии. Академики предложат российским и европейским научным организациям, надзорным органам, специалистам-атомщикам произвести обмен информацией и сообща выяснить истинные причины произошедшего. В «Росатоме», где, видимо, порядком подустали жить в роли оправдывающихся, на наш запрос отреагировали однозначно: «Мы более других заинтересованы в установлении истины и окажем любое содействие комиссии».
А В ЭТО ВРЕМЯ
После обвинений в выбросе рутения-106 на ПО «Маяк» приехали проверяющие из Ростехнадзора. Но нарушений не нашли.
- В ходе проверки установлено, что в течение августа - октября 2017 года на территории ФГУП «ПО Маяк», его санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения удельная активность радионуклидов в приземном воздухе, включая удельную активность изотопа рутений-106, не превышала допустимых и контрольных уровней, - заявили в ведомстве. - Никаких нарушений, связанных с проведением радиационного контроля за источниками выбросов радиоактивных веществ, которые могли бы явиться причиной выброса в атмосферу изотопа рутений-106, не выявлено.
Проверку проводили с 26 октября по 3 ноября. Скрыть предполагаемый выброс на предприятии было бы невозможно. Период распада изотопа рутений-106 - больше года.