Владимир Путин, как известно, предложил недовольным избирателям обращаться в суд: "Когда подведена черта, существует другой способ - обращаться в судебные инстанции. Нужно исходить из того, что наши суды будут действовать энергично и объективно..."
Это само по себе довольно мило - поскольку, по нашему законодательству, гражданин не может обращаться в суд по фальсификации выборов. В отличие от Америки, у нас ни гражданин, ни организация не могут подать иск в защиту кого-то другого или неопределенного круга лиц. Чтобы суд принял дело к рассмотрению, должно быть соблюдено два условия - нарушение прав заявителя и нарушение закона в действиях заинтересованного лица. Короче, в суд можно подать, только если ты конкретно пострадал от кого-то, кто нарушил закон. Ты проголосовал? Твои права не нарушены. Восстановление общей справедливости в гражданском процессе у нас не предусмотрено.
Иск о фальсификации парламентских выборов может подать только партия, если ее процент при этом уменьшился - и только по конкретному участку. Само по себе нарушение закона основанием не является: если у всех остальных процент уменьшился, а этой партии нет, - она не может подать в суд. Иск в защиту прав неопределенного круга лиц у нас может подать только прокуратура - если захочет.
Партии, стало быть. Большинство думает, что в России есть - какие-никакие - они есть. На самом деле существуют они только в телевизоре. На местах - в областных, а тем более районных центрах - никаких партий нет. В крупных городах у КПРФ, СР, ЛДПР есть офисы с парой-тройкой функционеров - но, кроме обслуживания избирательных кампаний, они ничем не занимаются. Остальной народ они нанимают только на конкретные акции. У прочих партий нет и этого, они совершенно виртуальны. В районах нет вообще ничего - кроме "Единой России", котрая состоит из местной администрации. Кое-где встречаются разрозненные ячейки коммунистов - успешно нейтрализуемые областным партначальством.
...
Почти все, с кем мы общаемся, смотрят на нас изумленно, как на странных зверей, - и с каким-то немым сочувствием. И почти все -десятки людей - врут. Постепенно я понимаю, что то, что называлось "выборами", никакими выборами вообще не являлось - ни честными, ни нечестными. На местах это точно такие же "выборы", как при СССР: рядовая государственная кампания по созданию видимости легитимности. Все местные чиновники воспринимают задачу только так.
Проблема в том, что на этот раз население вдруг почему-то приняло эту кампанию за выборы - и результаты "Единой России" оказались настолько плохими, что отовсюду полезла солома. Суды, прокуратура, следствие, милиция видят свою задачу исключительно в том, чтобы защитить своих людей, выполнявших государственную задачу, от каких-то приезжих дураков.
...
Через две недели, Оля написала мне что суды в Семилуках и Калаче прекратили производство по жалобам - поскольку областное отделение "Справедливой России", по уставу партии, является самостоятельным юридическим лицом, и не имело права подавать иск по выборам федерального уровня. Определения судов совпадают вплоть до опечаток. Дела закрыты, решение по существу не вынесено.