По поводу ПТ-500 и закрытого 10-го сектора.
Поговорил несколько минут с одним из ведущих ускорительщиков нашей страны. Про ПТ-500 он знает, знает и про людей, перебравшихся из Снежинска в Протвино (ИФВЭ) и прочие места (он назвал еще Московский радио-технический институт РАН и что-то еще). Сказал, что команда была на редкость талантливая и хорошо подготовленная. Самым выдающимся среди них он считает не Шембеля, а Теплякова, который внес фундаментальный вклад в ускорительную тематику. А именно, открыл и разработал RFQ-структуры, без которых немыслимы современные ускорители, в частности, ускорители в ЦЕРНе используют квадрупольную фокусировку данного типа. Ранее большой проблемой в мировой науке была борьба с кулоновским взаимодействием между ускоряемыми частицами, что сильно мешало при относительно малых энергиях. Тепляков с коллегами эту проблему решил, получил Ленинскую премию, про зарубежные премии не знаю. Что касается целесообразности сохранения данного направления в конкретном институте, то вопрос это сложный. Человек сказал, что ускорительное подразделение требует больших ресурсов и может быстро загрустить и захиреть, если не будет должной поддержки.
Безотносительно к ускорителям. Человек сказал следующие слова о ВНИИТФ в контексте возможного сотрудничества с ним внешних организаций и заказов на изготовление чего-либо: "Это одно из очень немногих мест с высокой производственной культурой и производственной дисциплиной". О чудовищных накладных расходах он в курсе.
Добавлю свои впечатления от вынужденного участия в двух научных мероприятиях по ускорительной тематике (Совет РАН по ускорителям и Семинар по российско-германскому сотрудничеству), хотя сам не являюсь специалистом в этих делах и имею только фрагментарные знания. Если говорит не об экспериментах на ускорителях (поискам бозона Хиггса, новых частиц, исследований нейтринных осцилляций и т.п.), а собственно об ускорительной технике, то это явно не просто техника и даже не техническая физика, а самая настоящая физика с большой буквы и заметной долей фундаментальных проблем и задач. Проектирование, создание, запуск и настройка, обслуживание ускорителей - очень сложное дело. Физика сверхпроводников, магнитных систем, теория управления, свч-техника, моделирование, материаловедение, динамика и взаимодействия частиц, коллективные эффекты, фокусировка, сверхвысокий вакуум - тут целый жгут научных и технических проблем. Наличие крупного и активного подразделения ускорительной тематики очень обогащает тот институт, в котором оно есть.