статья на английском, с подробностями по разным странам:Нефть падает все ниже - на торгах в пятницу баррель Brent стоил всего $68,3. Среди стран, по которым это ударит сильнее всего, - Россия, Иран, Венесуэла и Нигерия, говорится в статье Bloomberg.
У всех перечисленных стран есть общие черты. Высокие цены на нефть позволяли им долгие годы поддерживать неэффективную экономику, дотировать программы дешевого жилья и высокие социальные выплаты. Если сейчас они урежут расходы бюджета, это может привести к социальному взрыву.
В качестве примера страны, которая, наоборот, сделала выводы из предыдущего "нефтяного шока", приводится Мексика. Падение цен на нефть в начале 1980-х привело ее к долговому кризису. С тех пор доля нефти в экспорте Мексики снизилась с 38% в 1990 году до 13% в 2013 году, хотя сам экспорт вырос в 4 раза. Сейчас наибольшую его долю составляют автомобили и электроника.
Россия же в свое время не успела воспользоваться периодом высоких цен на нефть для модернизации экономики. В результате ее сырьевая зависимость крайне высока: на нефть и газ приходится 68% экспорта и 50% доходов бюджета. Предыдущие периоды сильного падения цен на нефть уже привели к распаду СССР в 1991 году и дефолту в 1998 году, напоминают в статье.
т.е. реализуется то, что турция в июле предлагалаИнформационное агентство ТАСС сообщает, что представители комиссии договорились перевести работу представителей бизнеса двух стран на расчёт в рублях и турецких лирах. Для этого в ближайшее время может быть создан банк с совместным капиталом.
До этого о взаиморасчётах в национальных валютах Россия договорилась с Китаем и Вьетнамом. Если выражать существующий товарооборот в долларах, то для России и Турции он составляет около $33 млрд.. В ходе заседания межправительственной комиссии были определены планы, согласно которым в среднесрочной перспективе товарооборот должен вырасти до 100 млрд. в долларовом эквиваленте. За последние три года доля взаиморасчётов в рублях между Турцией и Россией выросла вдвое.
Постепенно становятся понятны контуры ассимметричного ответа на санкции, о котором предупреждал российский президент. Это атака на доллар — явно спланированная заранее. Третьей страной после Китая и Турции, с которой начнутся взаиморасчеты в национальных валютах, станет Иран.
Как сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, в двусторонних отношениях между Ираном и Россией скоро будут реализованы механизмы использования национальных валют. Фото ИТАР-ТАСС.
Эти механизмы предполагают кредитование в национальных валютах, использование контрактов в национальной валюте. Центробанки двух стран засучили рукава и вовсю взаимодействуют. «Они эту работу уже начали», — уточнил министр.
Поставки из Ирана по программе «Нефть в обмен на товары» начнутся в ближайшее время — соответствующий меморандум был подписан еще в августе. Россия собирается продвигать на новый для себя рынок оборудование для нефтегазовой промышленности, сельхозтехнику, автомобили, авиацию, вагонный парк, силовые машины, электрические генераторы.
Традиционный путь доставки — водный маршрут между Астраханью и иранскими портами на Каспийском море. Однако обсуждаются и другие — с использованием порта Махачкалы, а также сухопутные — через Азербайджан и даже Туркмению. Кроме того, возможно использование грузовой авиации.
Уважаемый коллега lord_caldlow весьма профессионально систематизировал вызовы, с которыми Россия и мир столкнулись за последние несколько месяцев. Добавлю лишь, что не мы пролили «первую кровь».
Санкции всегда являются враждебными действиями. И по военной логике, они всегда приносят убытки атакующему. В иных случаях это называется торговыми или таможенными войнами, протекционизмом или иными словами. Санкции же, в отличие от всех них, не могут приносить выгоды (хотя их могут извлекать третьи стороны).
Контрсанкции интересны тем, что второе условие для них необязательно. Атакуемая сторона по праву самообороны может отвечать действиями, которые принесут ей выгоду, но были бы неприемлемы в «мирное время». Преимущество защищающегося в том, что он может уже не ограничивать себя учетом законных интересов других сторон, поскольку его собственные интересы были агрессивно нарушены.
Метод зеркальных ответов редко бывает эффективен, поскольку находящаяся под санкциями сторона уже несет убытки и не обязана обременять себя дополнительными. Она может ответить заключением выгодных для нее соглашений, которые нанесут удар интересам противника, а также укрепят отношения с новыми партнерами, которых раньше избегали по принципу приоритета отношений с партнерами прежними.
Партнерство, которое долгие годы предлагалось западным странам Путиным, периодически с выгодой ими использовалось, но обычно не считалось ценным. Москву полагали игроком слабым, узким специалистом по медиации переговоров с «отщепенцами». Сегодня Россию превратили из союзника в игрока если не враждебного, то, как минимум, не считающего себя отныне связанным обязательствами блюсти чьи-либо интересы, кроме собственных. Запад может получить неприятный сюрприз в своих планах на ближневосточную политику, где Россия ранее не рассматривалась как источник противодействия.
Иран становится одним из ключевых направлений в ближневосточной политике. Он настолько важен, что Запад даже пошел на частичное снятие санкций в свете возникшей угрозы ИГИЛ и потери традиционного партнера по улаживанию наиболее сложных проблем — Москвы.
Однако Москва может предложить Ирану куда больше, чем снятие санкций. Таким образом, Россия не только укрепляет свое влияние в регионе, подрывая влияние противников, но и включается в игру по острым проблемам Ближнего Востока (ИГИЛ и прочие), но уже на выгодных для себя условиях, а не в качестве покорного придатка США, одного из исполнителей их политики.
В этой позиции Москва может действовать в привычной для себя роли — роли игрока самостоятельного и влиятельного. К тому же, Россия зарабатывает авторитет в регионе, не говоря уже о финансовой прибыли.
____________________
Мы становимся свидетелями зарождения многополярного мира. Россия не собирается сдаваться и больше не намерена идти на поводу у США. Конечно, в процессе переформатирования глобальной экономики будет трудно всем. Однако и приз уж больно заманчив.
Меня никогда не обижало определение Барака Обамы моей страны как региональной державы. Но жизнь заставила нас выйти за пределы отведенного нам региона — уже в качестве глобального игрока. И оказалось, что эта роль для России не нова, а, напротив, привычна. Прежний авторитет никуда не делся — многие страны будто ждали, когда мы возглавим общее сопротивление и поведем всех за собой.
Ясно, что сопротивляться в одиночку, без экономических союзников, мы не сможем. Поэтому Владимир Путин в настоящий момент занят созданием широкой коалиции противников гегемонии доллара, куда помимо стран БРИКС, скорее всего, войдут и другие самостоятельные государства, разделяющие нашу озабоченность, — те же Иран и Турция. Какие еще, станет понятно в ближайшие месяцы, в течение которых российский президент будет перемещаться по миру. Очень любопытно понаблюдать за его маршрутом.
А через некоторое время и Европа, глядишь, сообразит, чья рубашка ближе к ее старенькому, изнеженному, но все еще крепкому телу.
победа коммунизма неизбежнаПерспективы рубля для "домохозяек"
Валютный рынок
02.12.14 02:28
Если суммировать, то, во-первых, дефолт для значительной части российских компаний выглядит сегодня вполне вероятным сценарием; во-вторых, обесценение рубля не столько помогает отечественной промышленности, сколько окончательно загоняет ее в тупик. В такой ситуации потребуются неординарные решения. Какие – может подсказать опыт прошлых кризисов.
В частности, стоит вспомнить меры, введенные в Малайзии с 1 сентября 1998 года в разгар финансового кризиса. Тогда был наложен мораторий на выплату внешних долгов и репатриацию прибыли, ужесточен контроль за импортными сделками. Исследователи малайзийского кризиса констатируют, что это позволило резко снизить и стабилизировать процентные ставки, зафиксировать курс ринггита, предотвратить отток почти $9 млрд, не прибегать к помощи МВФ и новым кредитам и, что особо существенно, поддержать внутренний спрос.
хороший же сценарий, а? Единственное препятствие это то, что я жирным выделила. Или что никто эту статью не прочитаетПредставим себе, что такой мораторий введен и российские компании и банки в ближайшие два года «сэкономят» более $200 млрд. С одной стороны, компании сократят издержки, которые обычно перекладываются на потребителя и провоцируют инфляцию. И в таких условиях правительству было бы разумно ввести мораторий на 3-4 года на повышение любых тарифов госкомпаний.
С другой стороны, это заметно ослабит давление на валютный рынок, а значит, возникнут основания для снижения курса доллара. И пусть даже в результате панических настроений доллар подскочит, затем он столь же резко и упадет (если сначала и не сам, так с помощью Банка России). Вспоминать дефолт 1998 года здесь не очень уместно: в отличие от тогдашнего кризиса, государство почти ничего не должно, и при отсутствии оттока капитала на доллар не будет острого спроса, особенно при постоянном притоке экспортной выручки.
Это, в свою очередь, будет стимулировать удешевление импортных товаров, а значит, и российским производителям придется снижать цены. С небольшим временным лагом Банк России может начать снижение ключевой ставки, доводя ее до 2–3% годовых к концу 2015 года. В ситуации, когда каждая новая порция «впрыснутых» в экономику денег не уходит немедленно на валютный рынок, можно будет постепенно начинать кредитование банковской системы – а через нее и реального сектора – без риска роста курса и инфляции.
При этом государство лишится возможности паразитировать на дешевом рубле, и придется серьезно экономить: сокращать самые одиозные программы, добиваться реальной конкуренции и снижения цен на рынке госзаказа. Страна должна будет научиться жить в нормальных условиях – когда правительство ответственно тратит бюджетные средства, а Центральный банк способен эффективно управлять денежной массой.
Период отсрочки позволит ЦБ аккумулировать дополнительные резервы, а заемщикам иностранных банков – постепенно накопить валютные средства, необходимые для расплаты по долгам. К 2018–2019 годам мораторий может быть снят, часть средств «разморозится» сразу, часть будет реструктурирована – и все вернется к business as usual.
Сокращать расходы на вооружение, когда сужается кольцо жидогеефашистов? Уж лучше Китай.хороший же сценарий, а? Единственное препятствие это то, что я жирным выделила. Или что никто эту статью не прочитает
ну это понятно. Но вот внятный сценарий, который в принципе можно реализовать, первый раз вижу. Значит он естьСокращать расходы на вооружение, когда сужается кольцо жидогеефашистов? Уж лучше Китай.
плохой сценарий, это значит сапоги, патриоты и ВПК останутся без усиленной пайки. опять же работать надо.Иноземцев, предчувствие дефолта:
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/01/12/2014/54785c13cbb20f7b541df07f
хороший же сценарий, а? Единственное препятствие это то, что я жирным выделила. Или что никто эту статью не прочитает
В теории-то он есть. Если без тонкостей - заставить пахать хотя бы 30% населения (вместо 15), выгнать воров, либерализовать правоохранителей и суды. Проблема в том, что это будут непопулярные меры. А на непопулярные меры вряд ли кто сейчас пойдет, выборы не за горами.ну это понятно. Но вот внятный сценарий, который в принципе можно реализовать, первый раз вижу. Значит он есть
выборы в 18 году, куда уж не за горамиВ теории-то он есть. Если без тонкостей - заставить пахать хотя бы 30% населения (вместо 15), выгнать воров, либерализовать правоохранителей и суды. Проблема в том, что это будут непопулярные меры. А на непопулярные меры вряд ли кто сейчас пойдет, выборы не за горами.
Если сейчас пойти на непопулярные меры, народ к 18-му как раз обидится в полный рост.выборы в 18 году, куда уж не за горами
Какой ужас, а греча почём?19:45 Евро подорожал до 67 рублей
Курс евро на Московской бирже превысил 67 рублей.
ой я боюсь, что чтобы до 18 года продержать народ в любви и восторге, придется много чего наделать. Патовая ситуация-то. Заострять уже некуда. В конце концов, маршировать-то под ружьем народ все равно не готовЕсли сейчас пойти на непопулярные меры, народ к 18-му как раз обидится в полный рост.
Маршировать и не трэба. Трэба вопить лозунги и кошмарить европидорасов. На этом и докоптим.ой я боюсь, что чтобы до 18 года продержать народ в любви и восторге, придется много чего наделать. Патовая ситуация-то. Заострять уже некуда. В конце концов, маршировать-то под ружьем народ все равно не готов
кошмарить европидорасов. На этом и докоптим.
Вас еще и африканские беспокоят?Блин! Что за дискриминация? Почему только евро?