буквы начали учить до года. это вам не актуально уже, но напишу )
по всему дому были расклеены азбуки разных видов (надо, чтобы не повторялись картинки, то есть, чтобы А было аистом, апельсином, айболитом, ананасом и так далее. а то ребенок так и заучит - будешь ему букву показывать, а он в ответ: а-апельсин.
были две звуковые азбуки. только недавно (примерно в 3,6) начала азбуки потихоньку снимать, ребенок буквы уже явно выучил.
строить буквы из палочек от мороженого, зубочисток, чего угодно. писать на песке, на бумаге и так далее. играть кубиками с буквами (уже без картинок). плюс магнитные буквы. плюс ьбуквы из такой резины, которая в ванной к стенкам водой прилепляется.
искать похожести вокруг - моя сама это начала делать - что это похоже на а, это - на Г.
учить только М, В, Г не гэ, дэ и прочее.
но - переход от знания букв к чтению - очень тонкий процесс. и важно даже не столько знать буквы, сколько перейти к слоговому чтению...
и в данном случае - я из фангруппы Марины Михайловны Учаевой ))
мы сдвинулись с места благодаря ей. дочь начала "читать" еще в 2,6. но это было неправильное, буквенное чтение. читала слова до шести букв, но буквами сначала, а потом слово целиком говорила. почему-то не шли у нее слоги, хотя по разным методикам пытались учить. что буквы бежит за буквой и соединяется, и так далее...
а вот марина михайловна за три месяца групповых занятий и особенно за всего пять индивидуальных занятий уже сдвинула ребенка. моя начала читать слогами, иногда слово сразу целиком ухватывает. сейчас дочери 3,8. продолжаем ходить, к осени предложения пойдут. занятия очень интересные, игровая форма, дети учат не только буквы и способ чтения, но и стихи.
вообще, главное - это терпение. потому что иногда кажется - всё, конец, ребенок ничего не понимает, безнадежно. а потом - раз, и прогресс.
можно и без специалиста, конечно, научить. если повезет. мы с сестрой выучились благодаря родителям. было нормальное слоговое чтение с трех лет. а вот с моей дочерью так не получилось. только марина михайловна помогла )
еще важно моторику развивать, кстати. в плане письма. чтобы ребенок сам писал. у моей интерес к написанию слов появился после крокодила Гены ) ка кон писал объявление ) если рвется в отпуск на юг ребенок - пусть билеты выписывает. подписывать открытки словом-двумя. и так далее.