Патрушев и Олбрайт: как фраза кремлевских троллей стала символом веры кремлевской элиты
Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев в официальном интервью газете «Коммерсант» заявил, Вы, наверное, помните высказывание экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, что России не принадлежит ни Дальний Восток, ни Сибирь».
История этого высказания изумительно интересна. Первое о нем упоминание, насколько мне удалось обнаружить, относится к июню 2005-го года, когда эта цитата была вброшена в интернет-форумы.
Nataly1001 имела все признаки кремлевского тролля. По результатам этого сообщения началась бурная дискуссия. Скептики требовали ссылки, а им отвечали «Почитайте Збигнева Бжезинского».
Короче: два десятка страниц на форуме были исписаны проклятиями в адрес Олбрайт, но ссылки так и не последовало.
Тем не менее, дело было сделано. Фраза «Мадлен Олбрайт» была вброшена, и теперь процедуру ее легитимизации можно было поднимать на новый уровень.
14 июля 2005— года, через месяц после появления ее без ссылок в устах анонимных троллей, ее процитировал ведущий программы «Постскриптум» Алексей Пушков.
«Как приписывают Мадлен Олбрайт слова, — заявил Пушков, — что «Сибирь — слишком большая территория, чтобы принадлежать одному государству». Даже если она точно так не сказала, то подумала-то наверное, или кто-то там подумал из неглупых людей в Америке».
После этого все ссылки делались уже на программу Пушкова. «Как сказала в программе Пушкова Мадлен Олбрайт». Правда, не она сказала, а Пушков. И, может, не сказала, а подумала. И, может, не Олбрайт. А «кто-то там».
Через год, однако, выяснилось, что подумала все-таки Мадлен Олбрайт. Генерал-майор Борис Ратников дал интервью «Российской газете» от 22 декабря 2006 года. Интервью так и называется — «Чекисты сканировали мысли Олбрайт».
«В мыслях мадам Олбрайт мы обнаружили патологическую ненависть к славянам, — сообщает генерал-майор. — Еще ее возмущало то, что Россия обладает самыми большими в мире запасами полезных ископаемых. По ее мнению, в будущем российскими запасами должна распоряжаться не одна страна, а все человечество под присмотром, конечно же, США».
Меньше чем через после этой публикации, 18 октября 2007-го года, состоялась прямая линия президента Путина. В ходе этой линии простой российских механик из Новосибирска попросил президента Путина прокомментировать высказывание бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что Россия «несправедливо одна владеет природными ресурсами Сибири».
Путин заявил, что он не знаком с этим высказыванием Олбрайт, но «знает, что такие идеи в головах некоторых политиков бродят». «Это, на мой взгляд, такая политическая эротика, которая, может быть, кому-нибудь и может доставить удовольствие, но вряд ли приведет к положительному результату», — отметил президент.
Вопрос и ответ в ходе «прямой линии», где простых механиков тщательно отбирали и натаскивали, был, очевидно, частью дальнейшей операции по легитимизация этой фразы, и все было устроено необыкновенно тонко. С одной стороны, фраза прозвучала на всю страну, да еще в ходе прямой линии с президентом. С другой стороны, обратите внимание на ответ Путина.
В Кремле, видимо, тогда еще помнили, что Мадлейн Олбрайт этого не говорила.
В интервью Патрушева газете «Коммерсант» круг замкнулся. Несуществующая цитата, вброшенная кремлевскими троллями на интернет-форумах, и прочитанная вознесшимся в астрал генералом Ратниковым, превратилась в символ веры и аксиому той неэвклидовой политгеометрии, в которой живет коллективный кремлевский разум.