Статья с форума про бензин :acute:
Как и кто его доставляет
Начинать эту статью, думаю, нужно с развенчания мифа о том, что в России производят плохой бензин. Бензин на всех крупных нефтяных заводах производится только в соответствии с требованиями ГОСТ, которые год от года становятся все жестче и приводятся в соответствие с европейскими нормами. С завода некачественный бензин просто не выпустят. Если при лабораторных исследованиях, которые также проводятся только в соответствии с ГОСТами, выяснится, что качество продукта не соответствует требуемому, его будут доводить до норматива различными способами.
Далее бензины доставляются до нефтебазы железной дорогой, или по продуктопроводу. И на этой стадии «испортить» бензин не получится. Все бензины, начиная с 92, относятся к охраняемым грузам, а вагоны опечатываются пломбами. В трубопроводе, конечно, все бензины, попавшие туда, перемешиваются, и естественно на месте предприятие получает совсем не тот бензин, который в трубу сдало. Но к транспортировке принимают бензины только в соответствии с ГОСТ. Да и прокачивают высокий октан далеко не везде и далеко не всем. Бензин может также доставляться с завода сразу на заправку бензовозом, который тоже опечатывается, и к каждому бензовозу также прикладывается паспорт качества.
Кто его делает.
Качество выпускаемого бензина, конечно, варьируется в пределах ГОСТа. Оно зависит от многих факторов, к самым важным из которых относятся качество перерабатываемой сырой нефти и технологическая схема завода. Мнения: «чей» бензин лучше?» - очень разнятся. Можно отметить хорошее качество бензинов группы Уфимских НПЗ (ТНК-Башнефть), Ярославского, Туапсинского (Роснефть), Волгоградского (Лукойл), Рязанского (ТНК), Московского НПЗ (МТК), группы Самарских НПЗ (ЮКОС), НПЗ в г.Кириши.
Как его делают.
Бензин марки АИ-92 (Регуляр), в основном, получают путем компаундирования (смешения) бензиновых фракций разного октанового числа и минимума различных моющих (для улучшения экологических свойств) и антидетонационных добавок. Бензины АИ-95 (Премиум) и АИ-98 (Супер) получают путем компаундирования бензиновых фракций, риформата (продукта процесса каталитического риформинга с октановым числом 95, но может быть и меньше и больше), ну и конечно разнообразных высокооктановых добавок. Чаще всего, в основе этих добавок, используются ароматические углеводороды, поэтому высокооктановые товарные бензины часто так характерно и довольно приятно пахнут. А также все тех же присадок, улучшающих детонационные и экологические свойства бензина.
На Московском НПЗ (Московская Топливная Компания – МТК) и ряде других заводов, для получения высокооктановых бензинов используют МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) довольно хорошую, эффективную и относительно безопасную присадку.
Как нас дурят.
Все самое «интересное» с бензином начинает происходить на нефтебазе или заправке. Здесь начинает действовать вечная проблема всех времен – «Воруют…». Конечно, многие компании имеют собственные нефтебазы или арендуют емкости целиком. Но не все… Способов, скажем так – понизить себестоимость бензина и дизельного топлива множество. От самого простого – разбавления на нефтебазе качественного бензин ТУшным (то есть выпущенным в соответствии с Техническими Условиями), до, пожалуй, самого капиталоемкого - получения более высокооктанового бензина путем добавления разнообразных присадок (в том числе и запрещенную - ТЭС, закупаемую нелегально в ближайшем зарубежье) в низкооктановый (например из АИ-80 сделать АИ-92). Все то же самое, но в более скромных масштабах делают и на заправках. А если бензин «удешевляют» и на нефтебазе и на заправке, то объяснять, что попадает нам в бензобаки, не приходится.
Что нам могут продать под видом топлива.
рынок сейчас перенасыщен разнообразными бензинами и продуктами близкими по характеристикам к дизельному топливу и стоимость их постоянно падает, что в свою очередь подстегивает недобросовестных заправщиков и нефтебазы все больше использовать эти продукты. В топливные баки наших автомобилей могут попасть:
бензины:
ББЦ – бензин для бытовых целей;
БГС – бензин газовый стабильный;
бензин прямогонный;
бензин нестабильный;
бензин технологический;
компоненты бензина А и Б;
БПЦ – бензин для промышленных целей;
дизельное топливо:
топливо печное бытовое;
судовое маловязкое топливо;
ШФЛУ – широкая фракция легких углеводородов.
Иногда при проверке документов на поставленный бензин или дизельное топливо на заправке, вы вполне можете увидеть там какое-нибудь из вышеперечисленных названий.
Эпилог.
В любом случае, качество заливаемого в бак топлива зависит во многом от порядочности руководства заправок и их персонала. Но, в общем и целом, несмотря на рассказанные выше «страшилки», всегда можно найти несколько заправок любой из крупных компаний, где качество бензинов и дизеля очень хорошее. Просто нужно любить свой автомобиль и себя, и не бояться потратить на поиски немного сил и времени … и нервов.