Бензин в Челябинске сильно переоценен
3 декабря 2009
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала новый способ определения рыночной цены топлива. По расчетам службы, стоимость бензина в России завышена в среднем на 15%. К примеру, в Челябинске АИ-92 должен стоить не 21,7 рубля, а 18,4 рубля за литр, бензин АИ-95 переоценен примерно на 3,5 рубля. Несложно посчитать, что на каждой пятидесятилитровой заправке вы отдаете лишние 175 рублей.
Многие убеждены, что реальная переплата гораздо выше. Аналитики издания The New Times утверждают, что оптовая стоимость бензина на выходе с НПЗ составляет 11,5 рубля за литр, но для небольших сетей АЗС переваливает за отметку 20. Почему? Вертикально интегрированные нефтяные компании пользуются цепочками посреднических фирм, которые перепродают топливо друг другу, на каждом этапе дробя объем партии и увеличивая цену. В результате вроде бы все законно: розничная цена ведь всегда выше оптовой, но из-за многократности процесса на выходе получаем переплату чуть ли не в два раза. Ее можно избежать, если бы небольшие АЗС имели возможность покупать топливо напрямую у НПЗ по выходной цене, но нефтяные компании под разными предлогами ограничивают прямую закупку небольших и средних партий топлива на заводах.
Существование проблемы подтверждает коммерческий директор компании «Уралтехцентр» Игорь Калошин. Компания владеет небольшой сетью АЗС в Челябинске.
«Мы покупаем бензин у местных оптовиков по цене примерно 21 тысяча рублей за тонну (АИ-92), – говорит Игорь Калошин. – Могли бы покупать у оптовиков в Уфе, но цена в 19 тысяч рублей за тонну не настолько ниже, чтобы это было рентабельно – есть затраты на доставку и хранение большой партии, кроме того, процесс занимает примерно две недели, в течение которых цена топлива может упасть. Мы завязаны на оптовые компании, и для мелких сетей АЗС это, к сожалению, единственный вариант. Поэтому мы полностью зависим от цен, которые устанавливают сверху».
Кстати, несложно посчитать, что даже для небольших продавцов топлива розничная наценка составляет примерно 5-6 рублей с литра топлива (23-27%), для вертикально интегрированных компаний навар еще больше.
До сих пор внимание ФАС было сконцентрировано на выявлении ценовых сговоров, и в ноябре «ЛУКОЙЛ» схлопотал рекордный штраф в 6,54 миллиарда рублей. Однако доказать сговор сложно, и компании не спешат платить штрафы, затягивая дела в судах.
Но ведь можно по-другому. Спросим себя: а сколько стоит топливо на самом деле? Топливо – это обычный товар, и его цена поддается расчету. Сравнив расчетную цену с реальной, можно выявить факты необоснованной наценки.
ФАС пошла именно таким путем и разработала формулу, которая привязывает стоимость бензина на заправке к его стоимости в ближайшем центре международной торговли: в формуле учитывается стоимость транспортировки топлива от НПЗ на биржу, от НПЗ к АЗС, пошлины, налоги и акцизы. Методика допускает отклонение цены на АЗС не более чем на 2% от расчетной. В общем, арифметика несложная, но любопытная: по расчетам ФАС бензин переоценен примерно на 15%, о которых мы говорили в начале.
Сейчас формула согласуется с нефтяными компаниями. «ЛУКОЙЛ» предложил свою методику расчета, но цена получается ощутимо выше, а возможный разбег – до 40%.
Почему привязка идет к мировым ценам на топливо? Потому что в России нет точки отсчета. Отсутствие развитой биржевой торговли топливом не позволяет определить реальную рыночную стоимость «горючки». Как узнать, сколько готовы платить потребители, если от продавцов топлива они отделены толстенной подушкой посредников? Организация топливных бирж – еще одно направление работы ФАС, но процесс может растянуться на десятилетия.
На самом деле, даже если ФАС будет применять свою формулу, крупные игроки, обладающие серьезным лобби как на федеральном, так и на региональном уровнях, всегда найдут способ извернуться. Игорь Калошин рассуждает: «Раньше существовала так называемая система автоналива, позволяющая доставлять топливо по трубопроводу и на базе в Синеглазово наливать его в бензовозы, что было выгодно для таких небольших компаний, как наша. Лет пять назад от этой системы отказались. Почему? Сегодня можно налить из трубы в железнодорожную цистерну, но для нас это неудобно. И в цепочке появляются дополнительные посредники. У «ЛУКОЙЛА» есть собственный отрезок трубы от Синеглазово до Октябрьского, где они продают топливо другим компаниям. Из-за закрытия системы автоналива мы переплачиваем примерно 1000 рублей за тонну, в потребительских ценах это где-то 75-80 копеек за литр. Я не знаю, может быть есть какие-то объективные причины для закрытия системы автоналива, но мне они неизвестны, а по логике и для нас, и для потребителей это выгодно. И подобные переплаты есть на каждом этапе, поэтому вопрос носит отнюдь не частный характер и адресовать его следует государству».
Кстати, сегодня должен был состояться организованный нами круглый стол, посвященный проблемам цены и качества топлива в Челябинске. Согласие на участие дали специалисты «Уралтехцентра» и «Газпромнефти», однако «ЛУКОЙЛ» и «Оптан» в последний момент отказались, «Татнефть» и «Челнефть» не проявили интереса в принципе. Нечего говорить?