Дарья Костенко
Чёрная рука, зелёная простыня...
Чего боятся наши дети?
В детстве я боялась смотреть в зеркало в темноте. А вдруг увидишь там вместо своего лица какую-то жуткую образину?.. А ещё я боялась в темноте ложиться спать. Всё время казалось, что вот-вот из-под кровати высунется мохнатая лапа и схватит меня за ноги.
Сынишка моей подруги до судорог боится милиции. Однажды подруга с малышом зашла в лифт вслед за милиционером в форме. Сын сжался в комочек в уголке, а как только двери лифта открылись на нужном этаже - с рыданиями кинулся наружу.
Родителям часто приходится сталкиваться с детскими страхами. Наши детки боятся темноты и громких звуков, «потерять» маму в людном месте, остаться в одиночестве. Боятся насекомых, собак и незнакомых людей, а уж как боятся «знакомых» сказочно-мультяшных героев, всяких там разбойников, карабасов-барабасов и прочих невоспитанных типов...
Так что же, получается, бороться со страхами приходится каждому ребёнку? Да - отвечают психологи. В той или иной степени - практически каждому. Процесс освоения мира всегда сопровождается страхом перед незнакомым, непознанным. То, что ваш малыш чего-то боится, - ещё не повод пугаться вам самим. Большинство детских страхов благополучно перерастаются - но для этого требуются ваша нежность, забота, понимание, терпение и помощь. И немножко психологических знаний.
Откуда приходят бабаи?
«Основной источник детских страхов - само развитие ребёнка, - рассказывает практикующий детский психолог Наталья Сакович. - У каждого периода развития - свои страхи, которые считаются НОРМАТИВНЫМИ. Они связаны с формированием психики малыша».
Боится - значит, растёт
«Возрастные» страхи, или страхи развития
От 0 до 2-х лет - время, когда у ребёнка должно сформироваться базовое доверие к миру - ощущение, что его любят, что мир вокруг безопасен. Соответственно, в это время дети начинают бояться незнакомых людей, новых предметов, громких звуков, одиночества, разлуки. Каждая мамочка может вспомнить что-то подобное. Например, в 6-7 месяцев ребёночек начинает реагировать на незнакомые лица плачем. Или в полтора года, придя вместе с мамой в гости, закрывает глазки, прячется от всех где-нибудь в тёмном уголке. Иногда сильный страх одиночества появляется у ребёнка из-за того, что его слишком рано отдают в садик, когда у него ещё очень сильна симбиотическая связь с мамой и ему трудно привыкнуть проводить столько времени без неё. В этом возрасте у ребёнка ещё недостаточно сформирован «внутренний» образ матери, на который он мог бы опереться в случае разлуки. Поэтому отсутствие мамы в зоне досягаемости равнозначно тому, что её нет вообще. Случается такое из-за похожести ощущения утраты присутствия матери на чувство утраты в случае смерти. То есть маленький ребёнок испытывает переживание, аналогичное тому, что испытывает взрослый человек, когда умирает кто-то очень близкий.
От 2 до 3-х лет могут появиться страхи боли, наказания, темноты, животных, движущегося транспорта и т.п., связанные с освоением мира вокруг себя.
От 3 до 7 лет - период осознания собственного «Я», ребёнок начинает говорить о себе в первом лице, активно проявляет инициативу, ведь наш маленький человечек формируется как личность! Он всё чаще говорит «Я сам!», пробует себя в разных ролях. Для этого возрастного периода характерно мистическое мышление, ребёнок много фантазирует, воображает. Каждый предмет для него наделён магическими свойствами, волшебной силой и даже своим характером и, значит, может угрожать.
В этом возрасте дети боятся темноты, разных вымышленных существ - героев сказок или созданий собственной фантазии. Даже кактус на подоконнике может превратиться в... злобное привидение, заглядывающее в окно. Всё зависит от богатства фантазии. Если развитие малыша идёт нормально, рано или поздно он захочет проверить - а действительно ли это привидение или просто кактус.
К 6-7 годам появляется страх смерти, иногда очень острый. Ребёнок начинает спрашивать о смерти родителей («Мам, а ты умрёшь? А я умру?») либо просто тихо плачет от жалости к себе, забравшись под одеяло. Вообще страх смерти, сознательно или несознательно, остаётся с человеком на всю жизнь. И все игры в «Спящую красавицу», которую надо пробудить, «Мёртвого рыцаря», «вампиров» - не что иное, как «проживание» этого страха, свыкание с той простой истиной, что все мы смертны...
От 7 до 11 лет - время социальных страхов. Ребёнок начинает ходить в школу, социализируется, осваивает новую среду, привыкает к своей новой роли. С этим и связаны его переживания, вызванные страхом оценивания, который проявляется как боязнь неудач или страх успеха, страх непринятия, отвержения большинством, опасение не оправдать надежд родителей, страх оказаться высмеянным и т. д.
Важно понимать, что страхи развития - «вещь» нужная, они бережно подготавливают маленького человечка к жизненным реалиям.
Привнесённые страхи: родителю на заметку
Если бы все страхи были связаны только с возрастными особенностями ребёнка, было бы куда проще. Однако самые стойкие и «зловредные» страхи появляются в результате психологических травм, и с их последствиями зачастую приходится бороться уже с помощью психолога.
Внезапный испуг, несчастный случай
Пятилетнего Стёпу родители решили научить плавать «естественным» способом - внезапно бросив в воду. Глубина в том месте была меньше роста ребёнка - но испуг запомнился на всю жизнь, и от панического страха глубины он не избавился даже повзрослев.
Ребёнка может напугать собака, резко затормозившая машина, падение с качелей и т.д. Над подобными случайностями мы, конечно, не властны. Но можно хотя бы постараться не создавать их своим детям намеренно, как в описанном случае.
Родительское манипулирование страхом
Малыш капризничает, не слушается, отказывается обедать. И вот уже папа с мамой грозят: ешь кашу, а то придёт бабай и заберёт в мешок (как вариант: сдадим в милицию, детский дом и т.д.). Родители практически расписываются в том, что их собственный авторитет для ребёнка ничего не значит - вот и приходится звать бабая. Один из самых сильных базисных детских страхов - это страх утраты объекта любви и страх утраты любви значимого объекта. Как часто можно услышать: не слушаешься меня - я не буду тебя любить, уйду от тебя, отдам тебя дяде, а себе заведу другого, послушного, хорошего ребёнка и т.д. Как быстро поддаётся, уступает ребёнок, как просто и соблазнительно манипулировать поведением малыша, нажимая на кнопку «страх». Но только до поры-до времени...
«Попытки управлять ребёнком при помощи страха очень опасны для его психики! - комментирует детский психолог. - Никогда не пугайте детей - чем бы то ни было. Итогом может стать не только навязчивый страх, но и депрессия, и невротические расстройства - заикание, энурез. Причём это касается не только маленьких детей, но даже младших школьников. Иногда видишь картину: идёт мама с сыном мимо отделения милиции - и стращает. Вот, мол, если будешь плохо учиться или хулиганить, сдам тебя в милицию, пускай посадят в тюрьму. А у ребёнка в это время как раз есть «естественные» социальные страхи, и к ним ещё добавляется привнесённый. Что в итоге? На всю жизнь может остаться панический страх взаимодействия с силовыми структурами, другими государственными службами, вообще с незнакомыми людьми.
Грозиться «бабаем» тоже не так безвредно, как может показаться. «Бабай» - это ведь, в сущности, неизвестно кто. Ребёнок с развитой фантазией может такой образ придумать - мало не покажется. Прибавьте сюда страшное осознание: родители готовы отказаться от него, своего родного сынишки или дочки, отдать непонятно кому... Ну а если у малыша крепкая нервная система и он «раскусил» родительскую хитрость, тоже ничего хорошего. На всю жизнь запомнит урок - врать МОЖНО: мама же врёт!»
«Бабушкины сказки»
Следите за тем, что и как вы говорите своему ребёнку, что рассказывают ему близкие люди. Рассказывая сказочную историю, вы можете напугать малыша. Пытаясь предостеречь от предполагаемых опасностей - обеспечить младшему школьнику самый настоящий невроз.
11-летняя Лена отправилась на каникулы к бабушке. Бабушка решила, что внучка уже достаточно «взрослая» и надо её просветить об опасностях, которые грозят молодым девушкам. Бабушка рассказала Лене о наркотиках, ранней сексуальной жизни и СПИДЕ - естественно, на уровне собственного понимания. Девочка «узнала» что наркотик - это такой белый порошок, который могут предложить где угодно - на улице, в магазине и даже в школе. Стоит наркотику попасть в организм - и тут же происходят ужасные вещи: у человека разрушается мозг, печень, желудок... Рассказ о сексуальных связях был ещё менее определённым и ещё более пугающим: «ты забеременеешь, у тебя будет огромный живот, рожать будет очень больно, будет много-много крови».
В результате девочка начала панически бояться любого белого порошка - начиная от пакета со стиральным порошком в ванной. В школе теряла сознание при виде раздавленного мела: ей казалось, что это наркотик. Лена не могла заставить себя сидеть за одной партой с мальчиком, боялась любого контакта с мужчинами, испортились отношения даже с собственным отцом. Намерения у её бабушки, конечно, были самые лучшие - только вот с последствиями её рассказов пришлось поработать психологу.
Вредоносный телевизор
«Фильтруйте» содержание фильмов, мультиков, телепередач и компьютерных игр, которыми пользуется ваш ребёнок.
5-летний Артём увидел в новостях сюжет про энцефалитных клещей. Мелькнул кадр: клещ во всю ширину экрана. Через два дня, когда родители предложили сходить прогуляться в парк, сын отказался наотрез: не пойду, там живёт клещ, он высосет из меня всю кровь!
И этот сюжет ещё был достаточно безобидным. Что уж говорить о кадрах с места катастроф и стихийных бедствий. После цунами в Индонезии детские психологи столкнулись с настоящей «эпидемией» соответствующих страхов. После больших авиакатастроф дети, насмотревшись новостей, начинают панически бояться авиаперелётов. После терактов происходит примерно то же самое. Конечно, в этих страхах есть рациональное зерно - ребёнок боится более или менее реальной угрозы. Но даже правилам личной безопасности лучше обучать не на основе страха.
Стоит упомянуть и о всевозможных «мутантах» и «пришельцах», массово заселивших наши экраны... Это ведь тоже «герои» самых распространённых современных детских страхов.
Страхи родителей
Лучшая помощь для малыша в его борьбе со страхами - это пример того, как справляются со своими страхами его родители, ведь папа и мама - защита, самые надёжные люди в мире. И если уж лечить зубы боится замечательный, самый сильный в мире папа - то, наверное, это и правда ужасно. Однако если вам не удаётся преодолеть свой собственный страх, то не бойтесь признаться в этом своему ребёнку. Сказать слова: мне страшно, я боюсь - это значит отрефлексировать свой страх, проработать (отреагировать его вовне) и научить этому своего малыша. В том, чтобы скрывать, притворяться, прятать страх за нарочитой бравадой, толку мало, потому что ни одно переживание не передаётся ребёнку с такой точностью и скоростью, как страх.
Погода в доме
Разумеется, богатую почву для депрессий, неврозов и страхов создают семейные конфликты. Мало того, что ухудшается общее психическое состояние ребёнка, его может ранить даже одна случайно подслушанная фраза. Ранить и заронить в душу сомнение и страх: вдруг он виноват в том, что папа и мама ругаются? Вдруг он и правда «мешает» папе жить? Неужели мама действительно «скоро умрёт», как она в сердцах сказала в разгар семейной ссоры? Учитывая всё это, нужно помнить, что лучшая «профилактика» болезненных страхов - любовь, нежность, доверие, понимание в семье, умение разрешать семейные конфликты «мирным» путём. И, конечно же, малышу надо оказывать помощь и поддержку в преодолении его нелёгких проблем.
Как помочь малышу справляться со страхом? Что делать, если ваш малыш чего-то боится и в одиночку справиться не получается?
Виды помощи
1. страх можно отрефлексировать, то есть помочь ребёнку осознать, что его дискомфорт вызван страхом, например:
просто проговорить
Поговори со мною, мама! Не высмеивайте, не стыдите ребёнка, но и не игнорируйте его страхи. Умалчиванием родители оставляют своего малыша бороться со страхом в одиночку, и он понимает, что помощи ждать неоткуда. Наоборот, объясните, что вы всегда рядом и в любой момент придёте на помощь. Не стоить «подбадривать» его словами типа «ну что ты, ты ведь большой, а большие мальчики (девочки) не боятся темноты». Чтобы оправдать ваше доверие, малыш может героически подавлять страх, но его подсознанию от этого не станет легче. Поговорите о его страхах, пусть подробно расскажет, чего, когда и как он боится. Любой психолог знает: многократное проговаривание снижает уровень страха - так станьте психологом для своего любимого солнышка.
объяснить причину
Страшные миксеры, пугающие дрели и ужасные пылесосы. Маленькие дети часто боятся громких звуков и непонятных вещей, издающих эти звуки. Сосед снизу начинает сверлить электродрелью - у малыша истерика. Что делать? В этом случае лучше всего срабатывает главный принцип борьбы со страхами. Если ребёнок боится незнакомого, надо, чтобы оно стало знакомым и нестрашным. Разумеется, знакомиться с ужасной дрелью или миксером будем не сразу, а постепенно. Объясните, что эта вещь очень полезна и нужна. Дядя Вася, сосед снизу, сверлит дрелью всякие забавные дырочки, а потом вешает туда шкафчики и полочки. Предварительно договорившись с соседом, сводите ребёнка к нему в гости. Для начала дайте малышу пощупать и посмотреть, какие интересные дырочки получаются в стене. Покажите дрель в неработающем виде, объясните, из каких частей она состоит, поиграйте с ним «в строителей». Если вы увидите, что он перестал бояться, переходите к последнему шагу: попросите соседа при ребёнке включить инструмент и высверлить дырку в стене. По такой же схеме можно знакомить малыша с любым «пугающим» устройством - рассказываем, зачем оно нужно, показываем в неработающем состоянии, объясняем, как устроено, даём подержать или потрогать, включаем.
поддержать, ободрить
Хвалим за страх. Частенько дети боятся того, что действительно представляет некоторую опасность: огня, газовой плиты, оживлённого перекрёстка. В таком случае похвалите ребёнка, скажите ему: «ты молодец, ты заметил и понимаешь, что это опасно. Но это опасно только для тех людей, кто не умеет правильно с этим обращаться. Давай учиться вместе - придумывать себе правила и их запоминать».
2. Страх нужно проработать (отреагировать вовне), например:
проиграть, в реальной игре:
«Темнота - друг молодёжи». Почти все дети переживают страх темноты - раньше или позже, сильнее или слабее. Этот страх заложен в нашем подсознании ещё с тех времён, когда пещерный человек с тревогой вглядывался в ночь, ожидая появления хищников, которые как раз в это время и выходили на охоту. Темнота - значит, неизвестность. А что если... превратить её в освоенное пространство игры?
Предложите вашему малышу поиграть... в кошек. Расскажите ему, что любая кошка - от огромного красивого льва до дворовой киски - отлично видит в темноте и ощупывает все предметы чувствительными усиками-вибриссами. «Превратитесь» в двух больших и сильных кошек, поучитесь ловко двигаться и находить предметы в темноте, поиграйте в прятки в тёмной детской. Можете «поддаться» ребёнку, «не найти» его и сказать «сдаюсь» - пускай порадуется победе, ощутит, что темнота может быть и другом. Если привыкание к темноте идёт медленно, не торопите события. Используйте всё, что поможет малышу чувствовать себя увереннее: повесьте в спальне симпатичный ночничок, разрешите ему взять в постель любимого плюшевого мишку, положить под подушку игрушечный пистолет или меч - отличное средство от воображаемых монстров!
Перевоспитавшийся Бармалей. Вместе с ребёнком придумайте про пугающего персонажа или предмет сказку со смешным и добрым концом. Например, Бармалей был злой, потому что у него очень болели зубы. Добрый доктор Айболит вылечил его - и Бармалей из пирата превратился в весёлого моряка. Бабай был очень одиноким маленьким домовым. Он всегда хотел поиграть с детьми, но дети почему-то пугались и убегали от него, и он плакал один в углу. А потом он подружился с мальчиком и девочкой и однажды пошёл вместе с ними в школу...
в виртуальной игре:
Страх темноты помогают преодолевать темные локации в квестах, там же можно победить коварных чудищ, прыгнуть с высоты, посмотреть, а что там дальше в неизвестности и т.д. Боязнь сделать выбор или принять решение хорошо преодолевается при прохождении виртуальных викторин, страх погибнуть нейтрализуется наличием запасных жизней и бонусов.
нарисовать
Рисуем... страх. Еще один «классический» рецепт детских и даже взрослых психологов - нарисовать, вылепить из пластилина, визуализировать страх. Так, например, избавлялся от своих страхов вполне взрослый художник Иероним Босх. Если ребёнку хочется - можно «проткнуть» бумажного врага игрушечным оружием, уничтожить рисунок.
прочитать книжку с похожим сюжетом или посмотреть мультик, рассмешить
Юмор. Попробуйте рассмешить своего малыша, превратив страшное в смешное. «Проиграйте» со своим ребёнком пугающие ситуации, пускай он выйдет из них победителем. Малыш боится уколов? Поиграйте с ним в доктора, пусть в игре он «станет» врачом сам, а взрослый будет преувеличенно, комично «бояться». Как только малыш рассмеялся, вы близки к победе. Смешное страшным не бывает. Потому-то многие детские «страшилки», как и всем известные стишки про маленького мальчика, полезны для психики. Терапевтический эффект есть у тех страшилок, где нагнетание страха сменяется неожиданным комическим окончанием. Гроб на колёсиках разваливается, баба-яга жалуется: «Последнее такси разломали!». И смеясь над своими страхами, ребёнок побеждает их.
создать ситуацию сшибки двух страхов:
«Клин клином». Психологами замечено, что страх можно преодолеть, «столкнув его лбом» с более сильным страхом. Например, ребёнок боится воды, но опасение, что любимый мячик уплывёт, может подтолкнуть малыша справиться со своим страхом и зайти в воду. Хорошо помогают сшибки с социальными страхами. Помните сюжет фильма, когда мальчик преодолевает страх высоты и прыгает с вышки, потому что страх быть осмеянным другими мальчишками оказался сильней?
В том, чтобы бояться, нет ничего дурного. Значительно более опасны детские страхи, переросшие во взрослые комплексы и неврозы. Поэтому, чтобы избежать усложнения детских страхов, нужно с ними непременно работать и ни в коем случае не оставлять без внимания.