Миф 1. Капиталистическое производство эффективнее социалистического и любого другого
Для начала, отметим, что «эффективность» является слишком растяжимым понятием, чтобы категорично его применять. Если понимать эффективность, как — результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение. (Энциклопедический словарь экономики и права), то можно сделать однозначный вывод, что процессы и операции могут быть разными, в том числе, с противоположными целями.
Если под результативностью процесса понимать экономное использование ресурсов планеты и наиболее полную заботу о благосостоянии общества, то вырисовывается следующая картина.
В капиталистическом производстве основной целью является прибыль. Например, если капиталист увидит, что завод, который находится у него в собственности, гораздо выгоднее (эффективнее) будет закрыть, а имущество утилизировать, то этот шаг будет сделан незамедлительно.
Соответственно, чем больше капиталист получит прибыли (любыми путями), тем выше эффективность капиталистического производства. Тем более, что в случае кризиса перепроизводства, капиталисты скорее сожгут свой товар в печи, нежели снизят на него цену или начнут раздавать его даром. Можно ли в таких условиях говорить об экономном использовании ресурсов планеты, заботе об экологии или заботе об обществе? Думаю, вряд ли.
Целью социализма является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Так как средства производства при социализме обобществлены и находятся в управлении пролетарского государства, то социалистическая экономика нуждается в плановом ведении хозяйства, в отличие от анархии производства при капитализме.
В условиях современного уровня развития техники, такое планирование может быть эффективным на 99 % (1% оставим на погрешность). Это значит, что товаров будет произведено ровно столько, сколько требуется для потребления людьми и производством в текущий момент времени. Кризис перепроизводства не страшен, потому что от излишков продукции можно избавиться путем снижения цены, да и, вообще, товары можно отдавать даром, например, за трудовые заслуги или в качестве гуманитарной помощи особо нуждающимся. Экономия ресурсов и эффективное их использование, как говорится, налицо. Качество товаров повышается и регулируется также централизованно через систему планирования и государственной стандартизации.
Миф 2. Только капитализм может обеспечить всё разнообразие потребностей человека
Все многообразие потребностей человека капитализм стремится обеспечить только в погоне за прибылью на начальном этапе конкурентной борьбы. На этом этапе капиталисты могут даже прибегнуть к многочисленным маркетинговым приемам, нацеленным, в том числе, на интересы потребителей, однако после монополизации и «зачистки» рынка от конкурентов качество продукции либо резко снижается, либо, в лучшем случае, остается на прежнем уровне, а у людей остается псевдовыбор: потреблять гадость в красивой обертке красного цвета или потреблять гадость в красивой обертке синего цвета. Если в стране действуют, какие-то законы или правила, препятствующие производству некачественных товаров, то эти законы очень быстро исправляются (у власти-то буржуазия) или, элементарно, не соблюдаются, поскольку санкции и наказания, как правило, несерьезные.
Кроме того, концентрация капитала в одних руках приводит в жизнь хорошо известный принцип: «богатые богатеют, бедные беднеют». То есть, при всем многообразии товаров, снижается доля людей, способных эти товары купить. Особенно четко это наблюдается на примере крупных и дорогих покупок (жилье, автомобиль), когда люди вынуждены в целях приобретения жизненно важных вещей залезать в долги на многие годы, но цены при всех излишках продолжают расти благодаря инфляции, а доходы трудящихся падают.
Таким образом, капиталисты, вовсе, не стремятся обеспечить всех людей дешевыми и разнообразными товарами, поскольку их интересы лежат в другой плоскости — в плоскости набивания деньгами собственных карманов.
Миф 3. Капитализм вечен, поскольку ничего лучше еще не придумали
«Ничто не вечно под луной…». У.Шекспир
Если заглянуть в прошлое, то, например, во времена рабства многие передовые представители человечества того времени считали естественным, что в обществе существует такая категория людей, как рабы. Позже, при феодализме, длительное время не видели ничего прогрессивнее, кроме феодальных отношений. Однако, с развитием производительных сил общества рамки существующих производственных отношений становятся для них тесными и обществу волей-неволей приходится приводить форму в соответствие с содержанием, в следствии чего одна общественно-экономической формация сменяется другой. Не надо быть великим ученым, чтобы понять такой простой философский принцип, что на протяжении всей истории человечества, развитие закономерно шло от угнетения к освобождению, от низшего к высшему. Если такого развития нет, значит, происходит деградация – обратный развитию процесс.
Можно ли считать, что при капитализме полностью исчезло, например, такое явление, как угнетение человека человеком? Конечно, нет. Значит нам (человечеству) еще есть, куда стремиться.
Теперь насчет того, что ничего лучше не придумали… Еще как придумали. И я сейчас говорю не о коммунизме, теорию которого еще предстоит применить на практике, а о социализме. Но даже социализм, являющийся лишь переходным периодом к коммунизму, гораздо лучше по любым, будь то экономическим, социальным или научным критериям, чем капитализм. Конечно, капиталистам и другим паразитам на теле народа при социализме хуже живется (а, в идеале, совсем не живется), однако, эту жертву меньшинства во благо большинства можно и нужно пережить.
Миф 4. Капиталисты вынуждены улучшать социальную сферу, дабы избежать волнений народа и революций
Наверное, еще не родились те капиталисты, которые бы желали добровольно расстаться со своими капиталами. И не надо здесь говорить, что они все, как на подбор меценаты и филантропы. Во-первых, то, что есть люди, которые по какой-то причине не могут себя обеспечить, и о них не заботится даже государство, это тоже заслуга капиталистов, во-вторых, даже из этих, вроде бы, положительных действий буржуазия обязательно извлечет выгоду в виде успокоения общества, рекламы и пиара, непринужденно возвеличивая собственную «благородность».
Любые настоящие уступки, меняющие жизнь трудящихся не номинально, а реально к лучшему, приходится добывать потом и кровью, с оружием в руках, жертвуя в классовой борьбе собой и своими товарищами. Если обострение классовой борьбы не приводит к революции и смене общественно-экономической формации, все уступки, сделанные капиталистами под страхом «потерять все», постепенно улетучиваются по причине наступления реакции. С течением времени весь этот цикл повторяется снова и только беспрецедентные усилия буржуазии по оболваниванию населения и увода трудящихся от классовой борьбы сохраняют их привилегированное положение в обществе, как владельцев средств производства.
Ярким примером подобного в нашей стране является период с 1905 по 1917 годы, когда царь, испугавшись свобод, даруемых собственным манифестом, потихоньку закрутил все гайки обратно и, в результате, получил то, что получил.
В нынешнее же время, уже более 25 лет после распада СССР мы наблюдаем картину непрерывного сокращения льгот и урезания «социалки» под видом всевозможных «монетизаций» и «оптимизаций». В результате, народ уже на своей собственной шкуре ощущает, что платить приходится даже за то, что раньше было бесплатным или почти бесплатным, денег у трудящихся остается все меньше, а тенденций на улучшение их положения никаких. При этом, жадность капиталистов толкает их засунуть свою волосатую лапу поглубже в карман к наемным работникам и зачерпнуть оттуда побольше. Безнаказанность порождает самоуверенность, самоуверенность — иллюзию того, что ситуация в обществе находится под контролем. Иллюзия заключается в том, что безопасность буржуям и их капиталам обеспечивают все те же наемные работники, на которых они паразитируют. И несмотря на то, что гайки буржуазным государством закручиваются все туже, народные волнения и революции таким способом предотвратить невозможно.
Миф 5. Капитализм еще развивается, поэтому подвержен кризисам. Когда он разовьется окончательно, кризисов больше не будет.
Развитие капитализма, действительно, процесс непрерывный. Бурный всплеск этого процесса наблюдался в XIX веке. До сегодняшних дней он прошел много стадий. На протяжении всего периода его существования, кризисы «лихорадили» капитализм с завидной регулярностью. Нынешний период, либеральный глобализм, также подвержен кризисам (из текущего кризиса, например, капиталистический мир еще не вышел). Конечная это стадия или нет, может показать только время. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что, на какой бы стадии развития капитализм не находился, кризисам он будет подвержен всегда, поскольку сама система, в которой главенствует частный интерес и максимальная прибыль (для обеспечения нормального функционирования она должна неуклонно расти или, хотя бы, оставаться на прежнем уровне), не может быть устойчивой.
Да и что это будет за окончательная стадия «развития» капитализма? В условиях, когда мир лихорадит от мировых экономических кризисов (финансовых и производственных), ресурсы планеты расходуются весьма расточительно, большинство населения Земли нищает, растет терроризм, ширятся локальные войны и т.д. Воображение рисует весьма неприглядные картины человеческого будущего. Давайте зададим себе вопрос, нужна ли нам такая «конечная» во всех смыслах стадия?
Миф 6. Капиталисты развивают экономику
«Развитием» экономики капиталисты занимаются только в том случае, если это сулит им какие-то «барыши», например, в виде крупной прибыли в кратчайшие сроки. Поскольку капитал не имеет родины, в поисках выгоды он может: кочевать из одной страны в другую, оставляя после себя заброшенные разоренные районы; заниматься финансовыми спекуляциями, обрушивая периодически курсы слабых валют и шатая экономики слабых государств, банкротить и разрушать заводы и фабрики в развивающихся странах, открывая на их месте торговые и развлекательные центры и т.д. Можно ли это назвать развитием экономики? Судите сами.
Очень часто с термином «развитие экономики» путают, например, рост ВВП, хотя последний отражает лишь уровень потребления. Такой уровень, если понадобится, можно «накрутить», буквально, «из воздуха» (таких схем не счесть), вообще, не затрачивая усилий на развитие реального сектора экономики.
Кроме того, в последнее время, например, в странах, торгующих энергоресурсами, очень часто звучал лозунг «нефть в обмен на бусы» (мы вам нефть, вы нам все остальное), который привел почти к полной ликвидации многих важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства в угоду сиюминутной ситуации на рынке и частной выгоды капиталистов данной страны.
Кому-то может показаться, что все это касается только «отсталых» стран третьего мира, а в «развитых» странах подобных проблем нет, там все в порядке, экономика развивается, люди довольны? Однако не тут-то было. Слишком дорогая внутренняя рабочая сила заставляет капиталистов выводить капиталы в виде заводов и фабрик в страны с дешевой рабочей силой, а растущая безработица и трудовая миграция в собственных государствах все больше разоряет национальные бюджеты на почве социальных выплат, но и влечет за собой понижение заработных плат. Таким образом в стране не остается ни социальных гарантий, ни рабочих мест. Ни о каком развитии экономики уже давно никто не заикается. Не до жиру.
Миф 7. Капиталисты заботятся о трудящихся, создавая рабочие места
Капиталист никогда не ставит своей целью создание рабочих мест. Его настоящие цели описаны выше. Если бы была возможность организовать автоматизированное производство, которое вообще не нуждалось бы в человеческих ресурсах, это было бы сделано незамедлительно. Однако такой возможности нынешний уровень развития промышленности еще не дает, поэтому капиталистам приходится создавать рабочие места и частично нести «непосильную» ношу в виде социальных обязательств.
В качестве яркого примера «заботы» капиталистов о трудящихся можно привести деятельность, так называемых, кулаков в русской деревне. Любыми бесчестными путями (ростовщичество, обман, насилие) они создавали условия, чтобы обнищало и лишилось земли как можно большее количество крестьян в округе, а в дальнейшем «проявляли заботу» и создавали рабочие места для новоявленных батраков, готовых работать, буквально, за еду, чтобы не умереть от голода.
В целях точно такой же «заботы» при капитализме неизменно существует рынок труда. У толстосумов всегда должен быть широкий выбор рабочей силы, на случай, если придется уволить какого-нибудь работника, например, несогласного с тяжелыми производственными условиями или низкой заработной платой.
Тем более, как доказал еще Маркс, средства производства сами по себе не могут приносить прибыль капиталисту, для получения прибыли необходим человек и его неоплаченный труд. Поэтому наличие наемных работников имманентный признак капитализма.
Миф 8. При капитализме можно легко разбогатеть, особенно, если ты умнее других
Анекдот в тему: «У богатого человека спросили: — Как вы разбогатели? — Сначала я купил за доллар грязное яблоко, отмыл и продал за два. На эти деньги купил еще два грязных яблока, помыл и продал уже за четыре. А потом умерла моя бабушка и оставила мне наследство».
Разбогатеть при капитализме действительно можно. Вот несколько способов: выиграть в лотерею, ограбить банк, жениться (выйти замуж) за богатого человека, получить хорошее наследство и открыть свое дело. Как мы видим, из пяти предложенных способов, четыре связано с удачей и находчивостью и лишь один — с удачей, находчивостью, трудом и умом. Обратите внимание, что в предложенном выше списке нет способа «как можно больше работать», поскольку даже детям в капиталистическом обществе ясно, что так можно, скорее, «заработать» горб, а не богатство.
Процент богатых варьируется в разных странах. У нас в стране он составляет по разным оценкам (у каждого свое понимание богатства) от 1 до 4 %. То есть, богатые составляют "жалкое" меньшинство населения. Даже по теории вероятности, если бы у всех были равные начальные возможности, попасть в этот узкий круг было бы нелегко, а учитывая, что крупное и среднее производство, а также рынки сбыта давно поделены в жесточайшей конкуренции, ситуация с приемом в этот закрытый клуб новых членов представляется совсем унылой. Ум при этом играет минимальную роль.
Добавлю еще, что вера в «американскую мечту», когда любой человек может легко и быстро разбогатеть, постоянно искусственно поддерживается в массах. Люди должны видеть перед глазами множество иллюзорных возможностей, которые им предоставляет система, а винить в своих бедах и общей неустроенности жизни только себя и свое нежелание «крутиться» в поисках денег.
Миф 9. Только при капитализме возможна демократия и гражданские свободы
Да, действительно, так называемая «демократия по западному образцу», когда все граждане в правовом отношении условно равны и пользуются равными избирательными правами при выборе органов власти, появилась, преимущественно, после буржуазных революций (правда, и то, не сразу). Однако, является ли подобная «демократия» настоящей? Есть ли власть у народа при буржуазной демократии?
В капиталистическом обществе действует неизменный принцип – «власть денег» и те, у кого их больше, получают больше власти, являясь при этом настоящими хозяевами государства. Все остальные атрибуты «демократии» в виде «свободных выборов» и прочей шелухи — не более чем, хорошо отрепетированный спектакль, от результатов которого ничего не зависит. Выбранные же на таком спектакле марионетки, как верные псы, всегда с бОльшим энтузиазмом будут заглядывать в глаза хозяину (то есть буржуазии) в ожидании бонусов, нежели заботиться о народе.
Кроме того, так как капиталисты через своих представителей (систему лобби и т.д.) в органах власти пишут нужные им законы, то в необходимых для них случаях можно ограничить или, вообще, отменить любые «гражданские свободы», совершенно, не интересуясь мнением народа на этот счет.
Только в том случае, когда избранная власть защищает интересы большинства общества, отвечает перед этим большинством головой, сменяема этим большинством, можно считать, что такая власть демократична. На сегодняшний день, только диктатура пролетариата, действительно, обеспечивает этот принцип.
Выводы
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что все приведенные здесь мифы о капитализме не имеют ничего общего с реальностью и культивируются только для того, чтобы создавалась видимость общественного благополучия, а трудящиеся, в бестолковой борьбе за место под капиталистическим солнцем, так и не осознали своих классовых задач и не захотели ничего кардинально менять. Нужен ли нам такой общественно-экономический строй, от которого больше вреда, чем пользы? Очевидно, что нет.
Артур Тагиров
Ссыль
Таково мнение автора. Нельзя не согласиться - социализм более человечен, даже при всём его великом множестве недостатков. А вот насчёт демократии при диктатуре... Моё мнение - диктатура пролетариата никоим образом не обеспечивает демократии и власти большинства, так как власть целиком и полностью принадлежит верхушке, к пролетариату никакого отношения не имеющей. И вся жизнь общества зависит только от того, в какую сторону эта верхушка повернёт. А порой такая зависимость может возникнуть даже от одного-единственного человека - станет ли этот человек служить своему народу или окажется отъявленным негодяем.