Вопрос сложный. Можно начать рассуждать о изменении системы и бог знает о чем, но это заведет бог знает куда. В существующих условиях я предложил бы пойти по пути создания аналогов закрытых городов. Поясню свою мысль. Обратите внимание на то, что происходит в гимназиях и классах со спецподготовкой. Дети, которые туда попадают или умнее сверстников , или сильнее мотивированы на учебу. Находясь среди подобных себе они двигаются быстрее вперед , так как там самоктвердиться можно за счет уровня интеллекта, а не количеством выкуренных сигарет. Скажем так - хороший ученик в классе из второгодников не будет особо рваться - так как он и так лучший. Зато коллектив его ценить не будет - так как он и курить не умеет и материться - а поэтому с ним и разговаривать не о чем - он ведь кроме книжек ничего не знает . То же и с людьми, склонными к занятием наукой. Им комфортнее находиться в своей среде - там они дают лучшие результаты. Когда строился наш город - целенаправленно велась работа по поиску людей с интеллектом выше среднего. Им предлагалось принять участие в решении грандиозных задач и жить среди близких им по интересам людей.При этом обещали уровень жизни выше, чем средний. Он не был чрезмерно велик - но был достаточен, чтобы люди понимали, что их труд и главное - интеллект оценены обществом. В таком котле повышенного интеллекта и решались поставленные задачи.Минусом было отсутствие полноценной культурной жизни, что для людей этого уровня немаловажно. А дальше все шло естественным образом по ниспадающей. Не факт, что дети умненьких родителей - также умны как папа с мамой. Они остаются жить в городе и занимают рабочие места родителей.Многие из умненьких детей уезжают из города, потому что их научные интересы лежат не в области физк например , а в области географии или ихтиологии. Да и количество детей в семьях, ориентированных на образование - как правило меньше, чем в тех, кому достаточно 9 классов. В результате IQ города постепенно сравнивается с уровнем окружающих городов.Поэтому такие города надо постепенно переориентировать на решение обычных задач и строить новые , в которые отбирать по всей стране супер кадры с привлечением талантливой молодежи. Строить их надо в достаточной близости от культурных центров и зарплата должна быть достойной. Люди должны чувствовать, что именно они элита, а не чиновники и ЖиВ.И зарплата при этом не будет запредельной,потому что человек науки имеет свои ценности и не пытается компенсировать комплекс неполноценности покупкой дворцов в Лондоне и яхт за миллионы долларов.
Особое внимание необходимо к теоретикам -- из надо холить и лелеять, даже если сегодня не видно практических результатов их труда. Не такие это и большие деньги - содержать независимую академию наук, по крайней мере по сравнению с тем, что сейчас разворовывается.
Немного отойду в сторону. Государство - это живой организм. И как любой организм он должен иметь и скелет, и мускулатуру. Вот роль мускулатуры должно выполнять предпринимательство, а роль опорного аппарата - естественные монополии, которые должны находиться в руках госаппарата(газ, нефть,железные и автодороги, коммуналка), армия и наука, которая должна стоять на первом месте, так как сейчас это самое выгодное вложение для страны.