Картина Рубенса «Похищение Прозерпины» продолжает цикл полотен художника, посвященный эдаким экстремальным способам вступления в брак, при которых женщина совершенно против, однако ж кто её, козу глупую, спрашивает. Ранее я уже рассказывала о других полотнах Рубенса на ту же самую тему (вып.
1, 2, 3, 4), причем их обилие наводит на странные мысли о внутренних демонах художника, возможной сублимации его тайных фантазий — ну, или возможно, о том, как он превосходно чуял рынок и конъюктурно воплощал фантазии чужие...
Полотно «Похищение Прозерпины» — это не первоклассный шедевр, но вполне себе типичный «рубенс»: хорошо написан, композиция грамотная, драпировки красивые. Однако на общем фоне продукции художника картина не выделяется. Ну, то есть, внезапно найти её в гараже и толкнуть на аукционе за миллионы — будет приятно, а вот запоминать название и узнавать в лицо — совершенно не обязательно (в отличие от «Похищения дочерей Левкиппа», вып. №1, которое реально шедевр).
КТО ЗДЕСЬ НАРИСОВАН?
Жертва: по греческому паспорту Персефона, по итальянскому — Прозерпина (оба варианта грамотные). Хотя она была дочерью верховного олимпийского бога Зевса Громовержца и богини земледелия Деметры, но у нее самой еще специализации не было: слишком юна, тесты по профориентации еще рано проходить было. (Рубенс, как обычно, этим пренебрегает, и пишет боди-позитивную мадам, ибо в его эпоху покупатели на кости не кидались, картины с нимфетками не покупали).
Преступник: по греческому паспорту Аид, по итальянскому — Плутон. Аид был представителем предыдущего поколения богов, то есть с трудоустройством у него уже все было ок. Он работал царем Подземного царства, названного в его честь Аидом (наше слово «ад» — оно как раз от этого имени и происходит).
Свидетельницы: уникальный случай! в картине Рубенса, посвященной изна... похищению, хоть кто-то, да пытается главному герою помешать! Пусть и безуспешно. Здесь это (слева направо): богиня охоты и луны Артемида (опознается по ободку с полумесяцем в волосах), богиня венерических увеселений Афродита (опознается по размеру 4D а-ля натурель) и богиня мудрости войны Афина (вечно в доспехах: работа опасная).
ПОЧЕМУ ЕЕ ПОХИЩАЮТ?
Да все то же самое, что было со времен пещерных людей и ухаживанием путем черепно-мозговой дубинкой по голове и вплоть до наших дней, с этим их «ну тебе что, жалко? я же тебе
целое одно кофе купил! должна отработать!». Короче, как говорил дедушка Крылов: «ты виноват уж тем что хочется мне кушать»: Персефона была виновата тем, что была женщиной, и была молодой. И поныне — сие остается главной причиной половых преступлений (ну, помимо распития сверхдоз алкоголя в компании каких-то мутных мужиков: не делайте так, девочки!).
В случае Персефоны и Аида ситуация осложнялась общим контекстом токсичной семьи, в которой формировалась личность потерпевшей. И личность преступника! Потому что он приходился ей родным дядей, причем дважды: ее родители Зевс и Деметра были братом и сестрой, а Аид был им братом. Проблемами инцестуальности и инбридинга олимпийские боги вообще не очень заморачивались, наоборот, скорее считали, что это кросс-скрещивание закрепляет всякие там магические сверхспособности (что реально и происходило).
Уолтер Крейн. "Похищение Персефоны", 1877
К тому времени, как Персефона выросла и округлилась, ее отец уже был женат на другой своей сестре — Гере, а ее мама Деметра несла крест матери-одиночки. Аид, положив глаз на племянницу, спросил разрешения на «брак» у отца, Зевса, сугубо по патриархальным традициям. Мать Деметру никто ставить в известность не стал. Зевс сдал брату все пароли, явки и код от шлагбаума, и когда юная Персефона пошла собирать цветочки на лугу, Аид на своей колеснице, запряженной адскими черными конями, выскочил из-под земли и ее похитил, унес в свое Подземное царство, через раскрывшуюся в земле расщелину.
Кристоф Шварц. "Похищение Персефоны". Ок. 1573
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?
В греческой мифологии вообще редко бывало, чтобы в подобных преступлениях похитителя настигало возмездие в лице родичей жертвы, которые бы прибили его гвоздями к полу за всякие части тела. А девицу (которая уже анатомически не) чтоб возвращали в родной дом. Увы, поскольку девица к этому моменту наверняка оказывалась порченной, ситуацию предпочитали замыливать законным браком, пусть лучше такой муж, чем никакой (потому что не-девицу бы никто замуж не взял бы). В случае Персефоны все отягощалось тем, что ее родственники мужского пола, как вы убедились, сами еще те распутные хищники, неоткуда было ей ждать защиты. Одна мама Деметра, прождав ее несколько дней в полной неизвестности, в панике начала метаться, а потом стала бродяжничать по всей земле, в поисках дочери. Влипая во всяческие неприятности (подробности
в моей книге "Омерзительное искусство").
Потом Деметре все-таки добрые люди сообщили, кто именно похитил ее дочь. Она устроила грандиозный скандал Зевсу и потребовала вернуть дочь, ей было все равно, что та уже наверно «порченная». (Это потому что Деметра — представительница матриархата, а не зацикленного на чистоте и коитусе мужского сообщества). Зевс сначала отказывался, но Деметра воспользовалась инструментом шантажа. Она была богиней земледелия, и по ее приказу земля прекратила плодоносить. Начался голод, люди стали массово помирать.
Тогда Зевс сказал: ок, верну девочку, но если она ничего не успела съесть в Царстве мертвых. Если хоть что-нибудь она съела из того мира, то уже все, помечена, не вернуть.
Данте Габриель Россетти. "Прозерпина". 1874
Персефона, хотя провела в Подземном царстве уже достаточное время, что-то подобное наверняка подозревала, потому что за весь этот срок ничего съедобного в рот не брала. Один только раз Аид убедил ее съесть зернышко граната (поэтому ее рисуют с плодом граната в руках).
«Ага! — обрадованно сказал предатель-папа Зевс Деметре. — Слышь, извини, не выходит!». И увидел, как рука богини земледелия потянулась к кнопке голода в ее ядерном чемоданчике. В конце-концов сторговались на полгода: шесть месяцев Персефона проводит с любящей мамой на земле (и тогда у нас весна и лето), а другие полгода она спускается в Подземное царство. И тогда Деметра горюет, и у нас осень и зима.
Заодно Персефона получила должность царицы Подземного царства, а потом — видно, укрепив моральный дух примером настоящего кремня, своей матери, плюнула на Аида, не родила ему ни единого ребенка (по тем временам скандал), да и вдобавок завела себе красавчика-фаворита Адониса, но об этом в другой раз.
Аид и Персефона на престоле в Подземном царстве. У их ног адский пес Цербер. Миниатюра 15 века
МОРАЛЬ: Если у вас есть нестойкий в морали одинокий родственник-мужчина, не стоит надеяться, что его кровное родство с вашей подрастающей дочерью застрахует ее от серьезной психической травмы, если ему вдруг приспичит. Я серьезно говорю, куча случаев в реальной жизни таких.