Поход в поликлинику для многих мам — настоящее испытание. И вовсе не потому, что малыш боится врача. Очередь и долгое ожидание — вот что заставляет ребенка капризничать в поликлинике. Но изменить ситуацию вам вполне по силам!
Понаблюдаем?
Недавно в самый разгар эпидемии я пришла в поликлинику за направлением. Я была одна, дети остались дома. Достав из сумки детектив, я было углубилась в чтение, но мое внимание привлек строгий окрик, послышавшийся рядом: «Что ты делаешь? Совсем не умеешь себя вести!» Повернув голову, я увидела, что одна из мам отчитывает сына лет пяти. Ребенок просто встал с банкетки и сделал несколько приседаний. Отложив книгу, я продолжала наблюдать. Будет ли мама хотя бы разговаривать с малышом, чтобы как-то его развлечь? Но все общение ограничилось более строгими окриками, потому что мальчик проявлял все большее нетерпение. Пожалев про себя ребенка и подумав, что как психолог могла бы посоветовать его маме, я стала наблюдать за другими детьми и родителями. Благо недостатка материала для наблюдения не было: в коридоре присутствовало около 30 детей с мамами и папами. Все ли общаются подобным образом и смогу ли я увидеть детей, которым не скучно?
Понаблюдав, я разделила для себя позиции родителей на несколько типов.
Позиция первая:
«Делай, что хочешь, но меня не трогай!»
Дети таких родителей обычно бегают по коридорам, сильно шумят, устраивают активные игры. Их мамы беседуют о чем-то с другими ожидающими. На ребенка же обращают внимание, если происходит что-то уж слишком вопиющее.
«Мамы! Чей ребенок? Чей это ребенок?!» — послышался вдруг испуганный голос медсестры. Она вела за руку мальчика лет 3,5—4. Прошло некоторое время, чтобы его мама услышала и помахала рукой, даже не поднявшись.
«Вы знаете, что он сделал?! Он забрался на батарею и стучал железной машиной по стеклу! А если бы он разбил окно и выпал? Или осколками поранился?» — гневно спросила медсестра.
«Ну, Ти-и-и-и-ма... Ну зачем ты туда полез?» — лениво спросила молодая женщина, игнорируя медсестру и не поблагодарив ее за спасение ребенка. Пожилая медсестра пошла по своим делам, громко ворча: «Совсем за детьми не следят эти мамаши!»
Через несколько минут Тима снова где-то скрылся, а его мама продолжала неподвижно сидеть.
Это плохая позиция родителей, и не только в поликлинике. Если ребенку дозволяется делать все, что вздумается, у него не вырабатывается «чувство границы». Он не способен понять, что существуют определенные рамки. Таким детям очень непросто в саду и школе, потому что они привыкли реагировать лишь на строгий окрик.
Позиция вторая:
«Ты должен сидеть тихо!»
Мамы, занимающие такую позицию, понимают: в поликлинике нужно вести себя спокойно и соблюдать тишину. Конечно, это во многом справедливо, потому что излишний шум мешает как работе врачей, так и способствует перевозбуждению и быстрой утомляемости всех детей, находящихся рядом. Поэтому цель — добиться от ребенка спокойного поведения — в общем-то верна. Но при этом неверно выбираются средства.
«Сиди спокойно! Не вставай! Видишь, вон тот мальчик сидит, а ты чего все вскакиваешь?» — слышится гневный полушепот мамы.
«Ма-а-а-м, ну когда мы пойдем домой? Я уже устал! Я хочу гулять», — уныло тянет ребенок.
«Хватит ныть! Все ждут, и ты подождешь!», — отвечает мама.
Каждый знает: это может «успокоить» кроху лишь на несколько минут. После же посещения врача малыша ждет еще и «проработка», почему он «плохо вел себя в поликлинике». Стоит ли удивляться, что и ребенок, и мама воспринимают посещение поликлиники как тяжкое испытание?
Позиция третья:
«Я постараюсь, чтобы тебе было интересно»
Родители, придерживающиеся этой позиции, также понимают, что поведение ребенка в поликлинике должно быть достойным и по возможности не слишком громким. Но при этом они успешно выбирают средства, чтобы помочь своему малышу, занять его так, чтобы ожидание не было тягостным.
Оглядевшись в поисках примеров, я увидела одного папу, скатавшего шариком какой-то рекламный листок и играющего с сыном лет четырех в «воздушный футбол» (шарик по пеленальному столику перемещается, если на него дуть). Одна из мам читала вполголоса своей 3-летней дочурке книжку, а вокруг стояли еще несколько малышей, подошедших послушать и посмотреть картинки.
Займемся делом!
В поликлинике не принято быстро бегать и играть в подвижные игры. К тому же стоит находиться поближе к заветной двери кабинета. Но потребность в движении у дошкольников очень высока!
Решение
Предложите ребенку несколько игр, основанных на приседаниях, а также иных движениях, которые можно выполнять стоя на месте, но которые тем не менее удовлетворяют его потребность в движении.
«Слушай хлопки»
Договоритесь с ребенком, что он на один ваш хлопок должен будет присесть на корточки, на два — поднять руки вверх, на три — поставить руки на пояс.
«Изобрази животное»
Попросите ребенка изобразить лошадь, аиста, воробья, рыбку и т. д. Выберите 3—6 животных в зависимости от возраста ребенка. Затем называйте в разном порядке животных, и пусть ребенок их изображает. Иногда «путайте» его, называя других животных.
«Время года»
Вспомните, какое сейчас время года. Придумайте вместе, как можно изобразить то, что характерно для этого сезона. Это могут быть не только природные явления (к примеру, опадают листья или тает снег), но и сценки (например, Дед Мороз идет с мешком подарков или дети купаются в реке). Назовите и покажите как можно больше (идеально, если вспоминает и придумывает именно ребенок).
Поликлиника — это место, где нет привычных игрушек, а любимые игры не всегда возможны. Поэтому родители должны как-то помочь своему ребенку.
Решение
Возьмите с собой книгу. Имейте в запасе несколько игр, не связанных с физической активностью, в которые вы сможете играть, пока ребенок сидит или стоит рядом.
«Запомни, как выглядит»
Наверняка у вас в сумке найдется пара интересных предметов. Предложите малышу посмотреть на них полминуты, затем спрячьте их и задайте вопросы: «Какого цвета был предмет? Какой по форме?» Можно рассматривать то, что происходит за окном, а затем поворачиваться спиной и отвечать на всевозможные вопросы. Даже 2-3-летний кроха способен ответить, видел ли он из окна качели и была ли там дорога. Чем интереснее ваши вопросы, тем занимательнее игра. Затем можете поменяться: вы запоминаете, а малыш задает вопросы.
«Слова»
Если вашему ребенку 5 лет, то интересной для него будет игра в слова. Вариантов множество: можно по очереди называть слова на определенную букву (например, на «м») или новое слово на последнюю букву названного (для детей этого возраста вполне доступен подобный звуковой анализ).
«Угадай слово»
Вы задумываете любое слово, а кроха должен задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, слово «автомобиль». Ребенок может задать вопросы: «Это сделано руками? Это большое? Из дерева?». Нужно отгадать слово.
«Что лишнее?»
Игра для детей от 4 лет. Вы называете 4 слова, одно из которых лишнее. Например: наволочка, штора, пододеяльник, простыня. Ребенок должен выделить лишнее слово. При этом важно, чтобы малыш объяснил, почему оно лишнее. Для детей 4—5 лет допустимо объяснение «через функцию», т. е. «штора лишняя, потому что ее на окно вешают, а остальное — чтобы постель стелить».
Детей же, начиная с 5,5 лет, нужно уже учить пользоваться обобщающими понятиями: «постельное белье», «украшение для дома».
Подобных игр существует немало, и внимательные родители вполне способны найти развлечения, подходящие для совместного времяпрепровождения в поликлинике (или при длительной поездке в машине, на поезде, во время авиаперелета).
Но не стоит забывать, что в поликлинику вы пришли все-таки не учиться, а совсем по другому поводу. И поэтому во всех играх взрослому нужно принимать активное участие и поддерживать легкую веселую атмосферу совместной игры. Это именно развлечение — и ничего больше. Ведь ребенок еще и волнуется.
Нескучного вам посещения поликлиники!