Внезапно выяснилось: начиная с этого учебного года, выпускники 10-х классов (пока) Москвы должны будут писать итоговое сочинение. Оно станет формой промежуточной аттестации в предвыпускном классе. И, как заявил сегодня в своем послании Президент, сочинение, как и ЕГЭ, будет учитываться при поступлении в вуз. Вроде, хорошо. Но это только на первый взгляд. Главная цель такой ученической работы – не проверка знаний и творческих способностей, а тестирование на патриотизм и лояльность.
Главное – не знания, а зрелость
Решение об обязательном сочинении (как и почти все сегодня) свалилось как снег на голову: на заседании президентского Совета по культуре и искусству Путин поручил правительству принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов и предложил вернуться «к классической, проверенной годами практике проведения итогового экзамена в форме сочинения». Это совпало с тем, что грядущий год объявлен «годом культуры», и потому – «необходимо сохранить и приумножить интерес школьников к русскому языку и литературе, а также возродить любовь к чтению книг как первоисточника знаний». Нужно же как-то отметиться по поводу культурного года! Некоторые оптимисты увидели в возвращении сочинения намек на признание президентом бездарности ЕГЭ. Поживем – увидим.
Но, как показали события, последовавшие за «культурным» решением, сочинение нужно совсем для других целей. Департамент образования Москвы вдруг выступил с инициативой проведения не совсем обычного экзамена. Точнее, совсем необычного. Оценивать работу будут по тому, насколько зрелым окажется десятиклассник (ему же через год выдадут «аттестат зрелости»). Под зрелостью любой, живущий в предлагаемых обстоятельствах, человек понимает: патриотизм, преданность власти и (желательно/обязательно) православность. Короче: самодержавие, православие, народность. Правда, непонятно, зачем подростку, уже пригодному к употреблению, перезревать еще целый год: ведь главная задача образования будет выполнена.
Сразу разочаруем словесников: это не будет экзаменом по литературе (а она сегодня действительно в полном забвении школьников). Сочинение будет носить метапредметный характер, и для его написания дети смогут использовать все знания, полученные за 10 лет обучения. Впрочем, и этого не нужно. Из слов, сказанных на пресс-конференции в Департаменте образования, можно понять: главная цель сегодняшнего образования - научить не физике, математике, русскому или литературе, а вырастить гражданина с активной жизненной позицией. И потому за основу сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг, рекомендованных к прочтению Президентом Путиным: «Если ученик, даже если он не самый успешный в учении (курсив наш), прочитал хотя бы одну книгу из президентского списка, он наверняка сможет справиться с задачей создания такого сочинения. Сделать моральную оценку явлений современности, попытку оценить свое будущее».
Был ли патриотом Крокодил Гена
Итак, достаточно прочитать хотя бы одну книгу из списка Путина, и школьник сможет с успехом доказать свою социальную зрелость. И, совсем не страшно, если такой одной (!) книжкой окажется «Крокодил Гена и его друзья», или «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского (№78 списка), или «Волшебник изумрудного города» А Волкова (№19), или «Чук и Гек» А.Гайдара (№20), или «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова (№54), или «Старик Хоттабыч» Л.Лагина (№48). Кстати, попытка написать «социально зрелое» сочинение на основе одной из этих книг могла бы стать блестящим упражнением в остроумии для талантливого писателя (дарю идею).
Этой единственной книгой может стать и какой-то из знаменитых (и не очень) эпосов (видимо, с учетом «интересов» детей мигрантов). Предлагаются эпосы, былины, Алпамыш (№88), летописи Гэсэр (№89), Давид Сасунский (№90), Джангар (№91), Калевала (№92), Кёр-оглы (№93), М ан ас (№94), Олонхо (95), Урал-Батыр (№96). Правда, в школьных библиотеках они – в русском переводе (если есть вообще), а дети мигрантов русского языка часто не знают, но патриотами (причем, российскими) быть обязаны. А для детей титульной национальностью опорой для их русскости могут стать «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (№97).
Но на этом хоть какая-то логика списка заканчивается. А остальное - это некоторое количество не вошедшей в школьную программу классики; «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Два капитана» Каверина. Кое-что из Булгакова, Набокова, Распутина, Шукшина, Кира Булычева. Из Бунина почему-то выбраны «Темные аллеи» (видимо, школьники 10-класса считаются достаточно созревшими для изысканного сборника рассказов о любви во всех ее проявлениях).
Понятно, что почти ничего из предлагаемого дети читать не будут. По мнению учительницы русского языка и литературы Татьяны Ивановой, прославившейся после того, как отказалась фальсифицировать результаты выборов в Госдуму в декабре 2011 года, «в кружки и на факультативы по «списку Минобразования» детей, простите за грубость, придется затаскивать домкратом. Потому что появившийся перечень для них неинтересен и неактуален. Патриотизм у нового поколения сложно воспитать книжками о войне, а толерантность – изучением народных эпосов. Школьники должны в свободное время читать то, что им нравится, – сказки, фантастику, приключения. Ведь у нас дети потому и не читают, что им слишком много навязывают в школе».
Госзаказ на зрелость
Из этого списка нынешние прагматичные и уже ставшие циничными (благодаря ЕГЭ и грядущему «патриотическому» сочинению) дети выберут ту, единственную книгу из списка Путина, которая поможет им выполнить госзаказ на зрелость. То есть, написать то, чего от них хотят. Это может быть книга «Россия. История успеха» современного публициста Александра Горянина. Она проанонсирована издателями как «нокаутирующий ответ авторам разной степени необразованности, которые наводнили рынок трактатами о "поражении России в третьей мировой войне"». А могут выбрать книгу «Император Александр III» историка Александра Боханова, убежденного марксиста до краха СССР и такого же убежденного монархиста – после.
Есть в списке и проколы. Вызывает удивление присутствие в нем знаменитого романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». Объяснить это можно только тем, что список составлялся еще до того, как он стал базой для написания сочинения. Тот, кто прочитает роман сегодня, поймет, что он – о России 2013-го года (со всеми вытекающими, неприятными, выводами). Зрелость, почерпнутую у Стругацких, в сочинении десятиклассников видеть никто не захочет. А подставляться нынешние дети едва ли захотят.
Условия игры
На сочинении можно будет пользоваться литературными текстами, причем брать их из интернета (поэтому всем разрешат планшеты, телефоны, букридеры и прочие гаджеты). Списывать при этом будет бессмысленно, т.к. свою позицию невозможно списать. И вообще, по убеждению чиновников, нашим детям надо доверять!
А потому предвижу, что скоро на книжных развалах появятся толстые и тонкие книжонки «100 лучших сочинений о патриотизме». И расходиться они будут не хуже прежних, доегэшных.
В целом, все это вполне вписывается в сегодняшний контекст. Молодое поколение должно быть идеологически зрелым. И тут в конкуренцию вступают северная и южная столицы, и даже столица Олимпиады – Краснодарский край. Так, «во исполнение решения Совета ректоров Санкт-Петербурга для усиления работы со студентами в области идеологии создан Совет по идеологической работе со студентами». И каждый вуз обязан назначить ответственного за идеологическую работу в нем и составить план идеологической работы со студентами. Активисты Российского студенческого союза в Петербурге выступили категорически против такого Совета и заявили, что он «создан для борьбы с инакомыслием».
А Краснодарский край призывает вести идеологическую работу в школе казакам. Кто, кроме них, сможет воспитать русских патриотов!
Что же касается грядущего «Года культуры», то лучшим «подарком» в преддверие праздника стало закрытие «Книжной Палаты». Так что идея «возродить любовь к чтению книг как первоисточника знаний» едва ли может быть реализована в обозримом будущем.