http://66.ru/bank/news/148079/
Кошмар какой-то. Ну не хочется кому-то спокойно жить. Привожу текст из ссылки, вдруг кому не хочется нажимать. Обратите внимание - речь идёт о ситуации в Екатеринбурге.
Панические сообщения начали приходить в виде стандартных SMS, а также через веб-мессенджеры типа WatsApp. В них анонимы призывают срочно забирать деньги из ведущих банков региона. Иначе все пропало. Банкиры уверены — это заказная провокация.
Сообщения типа: «Знаешь, мне тут одна знакомая сказала, она работает в налоговой, надо все счета в <вставьте название банка> закрывать, а то в них сейчас такие дикие проверки идут, прям не вылазят. А скоро, говорят, вообще лицензию отзовут», — корреспонденты Портала 66.ru начали получать где-то с четверга. От ньюсмейкеров, коллег, рекламодателей. Устно, в почту, в соцсетях. Спрашиваешь, а ты откуда узнал, отвечают — знакомый написал. Панические перепосты к полуночи пятницы трансформировались уже в централизованную SMS-рассылку. То есть работа провокаторов вышла за пределы интернет-среды.
Подобные рассылки по такой же схеме приходили в ноябре 2008 года. Тогда «хоронили» «Северную Казну», УБРиР, СКБ-Банк и
Банк24.ру. Атака была мощной, она привела к массовой панике. Люди бились в очередях за своими деньгами и вынесли из банков все что можно. В итоге деньги получили все, но в этой PR-схватке пали «Казна» (ее потом поглотил
Альфа-банк) и «Точка» (ее санировал Пробизнесбанк). Банковское сообщество признало тогда эту рассылку заказом, намекали на несколько федеральных банков.
ФСБ вело расследование, но доказать ничего силовики не смогли, банкиры остались каждый при своем мнении и собственном расследовании. Единодушны они были в одном: объективных оснований для истерики не было, банки были стабильны, и если бы не случился массовый отток денег, все остались бы целы. Все, что осталось сегодня от этой истории, — лимиты на снятие наличных и переводов в интернет-банках. Очевидно, сейчас кто-то хочет повторить эту историю.
Почему именно сейчас? Очень «благоприятный» информационный фон. С отзывом лицензии у «Мастер-банка» поползли слухи, мол, у регулятора есть некий план по зачистке банковского рынка. Мол, в черном списке более сотни банков и почему ты уверен, что твоего банка там нет? Любые попытки Эльвиры Набиуллиной
разрушить эти мифы, по сути, только укрепили их.
На прошлой неделе в Самаре чуть не завалили банк «Солидарность». Тому предшествовала цепь негативных событий. 11 ноября Волго-камский банк лишили лицензии: ЦБ увидел, что ВКБ практически все свои деньги пустил на кредитование собственного владельца и ликвидность его стремится к нулю. Следом начались проблемы у Волжского социального банка, но по другим причинам. Его владелец или погиб или, по одной из версий, его довели до самоубийства. Банк на несколько дней закрылся, а с открытием его начали штурмовать вкладчики.
По «Солидарности» работали профессионалы. О закрытии банка и отзыве лицензии самарцам шли SMS-рассылки, шли перепосты в соцсетях, в один из дней, чтобы подогреть панику, три бригады объехали город и наклеили на мониторы всех банкоматов «Солидарности» бумажки с надписью «Банкомат не работает. Банк закрыт. Денег нет». За три дня банк выдал вкладчикам около 600 млн рублей и еще столько же зарезервировал в ЦБ. Людей успокаивали на всех уровнях — от операционистов до губернатора Самарской области.
В принципе, нечто подобное сейчас может произойти в Екатеринбурге. Технология создания паники прозрачна и ясна, дешева и не требует особых ресурсов. «Пока я думаю, что это чья-то слабоумная шутка. Я знаю, что такими вещами порой занимаются маргинальные политтехнологи, чтобы показывать заказчикам свои навыки. Я не верю, что панику сеют какие-то штатные пиарщики банка-конкурента: у них ни смелости, ни креатива такого нет. Если заказчик — банк, то решение заказать конкурентов, устроить панику, порыбачить в мутной воде — принимает кто-то главный — владелец или внешний влиятель. Факт в том, что за ребятами уже выехали, их поймают», — говорит начальник службы безопасности одного из банков Екатеринбурга.
Вообще в банках тишина и спокойствие. Вчера ночью только предправления Банка24.ru Сергей Лапшин
разразился в твиттере шуточным комментарием на тему. Да и то не факт, что по теме, мог что-то произвольно запостить в формате публично-частной переписки.
Корреспондент Портала 66.ru с утра объехал с десяток офисов — все в порядке, все в рабочем режиме. Пресс-службы отдыхают. Вчера пришлось будить специалистов, чтобы добыть комментарии к этой заметке. Если вспомнить ноябрь 2008 года, тогда, кажется, в банках вообще никто не спал, работали круглосуточно.
Антон Соловьев, президент Уральского банка реконструкции и развития:
— Если такая рассылка действительно существует (а нам не удалось увидеть ни одного сообщения), то она является хулиганством. Вроде телефонного терроризма. Такие вещи нельзя оставлять без реакции — преступления надо наказывать. Поэтому, если вы получили похожее сообщение, нужно обязательно сообщить в полицию и в нашу службу безопасности по телефону: 8 (343) 229–78–47 (колл-центр 8–800–1000–200).
В СКБ-банке нам пока отказались комментировать ситуацию. Руководитель пресс-службы Андрей Ермоленко объяснил это тем, что любое комментирование или интервью на эту провокационную тему лишь подогреет ажиотаж, как, впрочем, и некомментирование. Сегодня позиция банка в том, чтобы хранить тишину, пока не возникнет определенность, что все-таки происходит на рынке — хулиганство или атака. Режим тишины также включен и в Сбербанке. Сотрудникам запретили давать любые комментарии на тему банков, у которых уже отозвали лицензии, а также комментировать любые провокации на эту тему.
Определенно пока можно сказать, что сделан незначительный шаг по раскачиванию паники вокруг уральских банков. Будет ли он единственным? Вряд ли. Слишком сильны в стране кризисные ожидания, чтобы этим не захотели воспользоваться в корыстных интересах. Мы призываем читателей Портала 66.ru не паниковать, смотреть на вещи здраво. А конкретно — на финансовую отчетность банков и гарантии, что предоставляет Агентство по страхованию вкладов.