Когда я был в пионерском лагере «Орленок» в последний раз, со мной приключилась следующая история.
В тот сезон в лагере мне было очень скучно. Очень-очень. И я (что мне в общем не свойственно) увлекся рыбалкой. Даже просыпаться стал гораздо раньше положенного времени, чтобы сходить рано утром на озеро. И вот на очередной рыбалке я стал искать уединенное место на берегу озера «Сунгуль» – хотелось порыбачить без соседей. Естественно, для поисков такого места территорию лагеря пришлось покинуть (несмотря на очевидный запрет). И вот при продвижении вдоль берега я встретил забор из колючей проволоки. Но меня это не остановило, так как забор этот заходил в озеро на глубину не более чем по колено, а огораживал он водо-насосную станцию, снабжающую водой поселок Сокол. Миновав огороженную территорию насосной станции и преодолев по пути два забора колючей проволоки, я оказался в хорошем, по моему мнению, месте – там совсем не было прохожих, и рыбалка была очень спокойной.
Места те мне понравились, и я начал посещать их каждый день, постепенно продвигаясь все дальше и дальше вдоль берега. И вот, преодолев в очередной раз некоторое расстояние, я случайно заметил в глубине леса какие-то здания. После недолгих размышлений стало ясно, что нахожусь я на территории бывшего 5 сектора. Как всем известно, несмотря на полное прекращение каких-либо работ в этом месте (последние физики уехали оттуда в 1980 году), на центральном входе в «зону» сектора все время дежурила милиция . Но, как оказалось, вглубь охраняемой территории милиционеры заглядывали нечасто. После непродолжительного наблюдения за пустынной территорией из прибрежного леска, мной было принято решение исследовать объект. Возможное наличие охраны почему-то меня не остановило, да и не думал я о ней тогда вообще.
Исследование территории я начал с полного обследования прибрежной полосы «зоны». Оказалось, что, начинаясь от насосной станции на востоке, зона заканчивается уже около здания нынешнего общежития (с западной стороны, только похоже уже снесли и его). На берегу озера около этого общежития есть спортивная площадка. Капитальный забор, что огораживает «зону» со стороны жилой застройки, около озера оканчивался изодранной колючкой, преодолеть которую труда не составляло. И кстати: с этой стороны по берегу вообще шла тропа – было видно, что люди здесь ходили. Может, тоже рыбаки. Ну а для того, чтобы понять где «зона» граничит с внешним миром с северной стороны (юг – берег озера), ее исследовать не нужно – мы все знаем, что тут идет дорога, по которой ходит наш рейсовый автобус 21 маршрута. Конечная его остановка – как раз около бывшей центральной проходной, где на момент моего рассказа и был пост милиции.
Вдоль западного края «зоны», почти вплотную к забору, были обнаружены по всей видимости старейшие постройки этой территории. Это было несколько небольших одноэтажных зданий. К сожалению, я не запомнил, сколько их было точно, но 2 или 3 остова я осмотрел. От этих зданий на тот момент сохранились только стены. Из этих строений особенно запомнилось только одно. В нем было помещение, облицованное керамической плиткой. В центре этого помещения в землю была закопана довольно большая емкость. Крышки у этой емкости не было, а внутри нее была ржавая, совершенно непрозрачная вода. Естественно, мне захотелось выяснить глубину этой емкости. По соседству со зданием была сломана засохшая сосенка, длинна которой составляла примерно метра 3. И вся она ушла в воду, без упора в дно. Так что глубину этого резервуара мне выяснить так и не удалось . Еще я запомнил, что в этих развалинах где-то на стенах обнаружилось какое-то электрооборудование – распределительный щиток, и что-то еще в этом роде. К сожалению, других подробностей в памяти моей не сохранилось, и к тому же интерес к этим зданиям был быстро утерян – в «зоне» нашлось еще на что посмотреть. Описание этих развалин завершу тем, что они располагались вдоль западного забора «зоны», на отрезке от озера и примерно до западных ворот в заборе. Кстати: ворота с этой стороны имели интересную конструкцию: помимо собственно ворот, тут имелись по обе стороны от оных две «будки» - «проходные». Их назначение мне не известно. Вероятно, это чисто архитектурное наследие еще со времен дома отдыха, который здесь был расположен до «Лаборатории Б».
Следующие объекты «зоны», попавшиеся мне на пути, были довольно забавны. А именно: внешне это были обыкновенные деревянные сарайчики. Размер – примерно 3 на 5 метров.
Первый из них располагался недалеко от старых развалин, о которых я уже рассказал. Чуть восточнее и немного севернее них (то есть дальше от озера). Близость этого «сарая» к развалинам и определила его место в очереди на «изучение». Итак: внешне – невзрачный деревянный сарайчик . Окна – в западной и восточной стенах, в северной – дверь. Не запертая. Внутри сарайчика обнаружилось следующее: примерно по центру пола находился открытый колодец примерно полтора на полтора метра, глубиной метра 3 или 4. К сожалению, фонаря у меня с собой не было и глубину колодца пришлось выяснять, бросая в него зажженные спички. На дне колодца (ну или не на дне, а на уровне 3-4 метров) находилась какая-то площадка. Было ли это дно колодца, или просто своеобразный лифт, выяснить не удалось. Спускаться вниз я не решился, и назначение колодца так и осталось загадкой.
Так же в этом сарайчике обнаружился старый вакуумный насос, и другое лабораторное химическое оборудование. Какие-то термометры, колбы (в том числе очень интересные – сложной конструкции, похожие на устройства для перегонки, а так же с какими-то электродами). Еще у сарайчика был чердак, куда мной и были перенесены найденные особо интересные колбочки и термометры (обыкновенная приставная лестница для проникновения на чердак была найдена где-то неподалеку в лесу). Там же, в сарайчике, мною был найден аэрозольный баллончик с надписью «бензол». И немного содержимого еще внутри оставалось. Естественно, кнопка распылителя была нажата, и содержимое баллона, выброшенное наружу, очень хорошо горело – я проверил!
Еще одна заинтересовавшая меня тогда вещица, найденная в этом сарайчике – «совдеповский» кондиционер. Новый. В упаковке. Почему его оставили там, когда сектор переезжал на 20 площадку, теперь наверно уже никто не ответит. Но факт остается – дорогая, в общем то вещь, особенно в советские времена, новая, валялась на территории бывшей промплощадки. На этом этапе исследование этого сарайчика завершилось.
Второй сарайчик внешне напоминал первый, но было одно очень серьезное отличие – из этого сарайчика ввысь уходила… дымовая труба! Обыкновенная деревянная дверь в этот сарай была не заперта, и внутри была обнаружена какая-то электромашина, похожая на то ли на большой генератор, то ли электродвигатель, толи все это вместе – электрогенераторная установка. Оборудование занимало почти все внутреннее пространство сарая. Забавная деталь: вокруг этого сарайчика, прямо на земле, было раскидано много (десятка три, не меньше) металлических баллонов с какими-то встроенными приборами – термометрами или манометрами. Тогда я даже предположить не мог, что это за «бидоны». Впоследствии я видел аналогичные баллоны в телевизионных передачах – в таких емкостях хранился сжиженный газ при особо низких температурах - жидкий азот или что-то аналогичное (сосуд дьюара – кажется, это так называется). Зачем было разбрасывать эти баллоны на территории «зоны»? Географически наш второй сарай был расположен гораздо восточнее первого. Недалеко от этого (второго) сарая имеющаяся в «зоне» дорожка как раз делала поворот, и одно из направлений вело в сторону центральной проходной (около которой останавливался рейсовый автобус).
На первой фотографии (сделанной в 2005г., из машины, которая стоит как раз на автобусной остановке) видны ворота, через которые сотрудники проходили в «зону». На втором снимке, где хорошо видно табличку с текстом «Промышленная зона Проход запрещен» левее и ниже можно рассмотреть дорожку, уходящую в сторону озера. Именно там, где эта дорожка поворачивала и шла далее вдоль озера в западном направлении, и стоял второй сарайчик. Я так подробно остановился на описании места расположения второго сарайчика по тому, что, стоя около него, я впервые (случайно!) заметил милиционера, прогуливающегося около ворот, что на первом фото. К счастью, милиционер меня не заметил – стоял ко мне спиной. Разумеется, через доли секунды я уже спрятался в высокой траве рядом с дорожкой, и почти ползком скрылся из поля видимости милиционера. Защитой мне послужило трехэтажное здание, о котором будет сказано ниже. Здание это стояло правее той самой дорожки, идущей к озеру, и его северное крыло начиналось в нескольких метрах за проходной, что на первом фото. Но о нем несколько позже…
Следующий объект, который я «исследовал»: двухэтажное здание, построенное в специально вырытом котловане. Очень хотелось бы понять, в чем тут смысл: котлован глубиной в один этаж и здание высотой в два этажа, построенное в этом котловане. Расположение здания: метров тридцать восточнее западных «развалин», между этим зданием и берегом озера никаких других строений не было. А первый из описанных выше сарайчиков расположен западнее - между старыми развалинами и этим зданием. Второй же сарайчик – восточнее. Одна из дверей первого этажа этого интересного здания была расположена с западной стороны. И почему-то «как обычно» была при этом открыта.
За этой дверью сразу же начиналось большое помещение, в котором стояли своеобразные прозрачные закрытые боксы химической или радиационной защиты (иногда такие показывают по телевизору, в частности при репортажах с ПО «Маяк»), внутрь которых вело по два отверстия – очевидно, для рук, и на соответствующей высоте от пола. То есть человек мог работать руками внутри такого бокса, наблюдая за происходящим через толстое защитное смотровое стекло. Так же в этом помещении было много плоских свинцовых коробок. Действительно МНОГО – они лежали стопками, как книги в библиотеке, штук 100-200 их там было, если не больше… и размером кстати тоже напоминали книгу: сантиметров 25 на 15 и толщиной 4-5. Несколько коробок валялось открытыми – в них ничего не было, но можно было оценить толщину стенок коробок – не менее сантиметра металла… Естественно, эти свинцовые коробочки были очень тяжелыми. Проверять содержимое закрытых коробок я не стал. На полу попалось несколько больших стеклянных бутылей, на которых была красной краской написана какая-то химическая формула. К сожалению, я запомнил только то, что в ней был указан химический элемент бор.
Из большого зала, в котором находилось все то, о чем я рассказал, через небольшой коридор, шла лестница на второй этаж здания. Сразу на выходе из зала в коридор была дверь в какое-то другое помещение этого, псевдо-подземного этажа, обитая железом, с наклейкой в виде треугольника с восклицательным знаком и надписью «радиоактивно». Дверь была закрыта. Я осмотрел замок и пришел к выводу, что при желании его можно открыть (замок самый обыкновенный, бытовой). Но вот действительно открывать эту дверь я не решился. Испугался. Прошел мимо и вышел на второй этаж здания, который был вровень с нормальным уровнем земли. И тут оказалось, что крыша здания давно провалилась, и второй этаж был под открытым небом. Осыпавшийся шифер крыши покрывал весь пол и уже порос мхом. В одном из помещений второго этажа я нашел нечто похожее на большой электрический пульт управления – там было много кнопок, предохранителей и т.д. Наверно, из-за отсутствия крыши, оставаться далее в этом здании мне не захотелось. Я решил продолжить исследование «зоны», и вот при выходе из этого полуподвального здания, с его юго-восточного угла, мной был обнаружен Трансформатор. С большой буквы «Т». Он занимал по высоте как раз имевшиеся 2 этажа. Очень, очень много железа и, вероятно, меди там было… Вообще – такое банальное электротехническое изделие, как трансформатор, производит неизгладимое впечатление, если имеет в высоту несколько метров… Похоже, в этом здании не только работали с активными материалами, но и использовали высокие энергии… А рядом с этим зданием в высокой траве валялся керамический изолятор размером с 50 литровый бочонок с надписью то ли «50КилоВольт», то ли «150КилоВольт»…
Следующий интересный объект (самый крупный в той «зоне») – самое большое здание в периметре бывшего 5 сектора. Трехэтажное, П-образное здание бывшего санатория. «Макушка» буквы «П» была с западной стороны, и выходила на упоминаемые выше интересные западные ворота с двумя «будками». Именно с этой стороны трехэтажного здания когда-то были посажены замечательные, красивые пихты. Они пережили само здание, и их можно видеть и сегодня.
Правое, северное крыло – это большой зал, вероятно, «Культ-массовых мероприятий». Из окон этого зала я еще пару раз наблюдал за милиционером, деловито прохаживающимся около бывшей центральной проходной в «зону».
Итак: в большое трехэтажное здание я проник через окна юго-западной лестничной клетки, не разбив при этом ни единого стекла. Большие витражи окон лестничных маршей здания состояли из нескольких стекол примерно 50 на 50 сантиметров, и между рамами внутренними и наружными было достаточно места, чтобы пролезть ребенку. Помню, как будто это было вчера (хоть и прошло 20 лет) – почему-то не было крайнего правого нижнего стекла во внешней раме и левого нижнего во внутренней – пришлось протискиваться «внутри» рам, чтобы попасть внутрь здания. Не знаю, много ли людей прошли по тем коридорам после меня – ведь очень скоро все это перестало существовать.
Как я уже упоминал, северное крыло здания – зал (общих собраний). Западное и южное «крылья» здания, на сколько я помню, рабочие кабинеты. На двух обитых железом дверях первого этажа западного крыла были уже известные наклейки «радиоактивность». На третьем этаже в одном из помещений южного крыла была обнаружена россыпь радиоламп. В основном же кабинеты не вызывали интереса – там быль только мусор и в лучшем случае старая мебель и химическая посуда – все те же колбы и пробирки. Иногда попадалась какая-то старая документация. Ничего читать я не стал, о чем теперь жалею. При попытке пройти в цокольный этаж (полуподвал) я столкнулся с проблемой недостаточности освещения. Но фонаря у меня с собой не было, и от осмотра подвала пришлось отказаться.
Небольшая деталь: при передвижениях по «зоне» мной был найден и открыт один из обыкновенных колодезных люков, который обнаружился практически в лесу, на некотором расстоянии от юго-западного угла большого здания. Под люком обнаружился обыкновенный колодец, глубиной метров 5 - 6, было видно что на дне есть какие-то трубы, уходящие в стены колодца. Не смотря на то, что в колодце было сухо (день быль солнечный, и дно колодца нормально просматривалось), лезть вниз по ржавым скобам, вделанным в кирпичную кладку стенок, мне не захотелось.
Не хочу скрывать и причину, по которой пришлось отказаться от дальнейшего исследования зданий «зоны» бывшего 5 сектора. Дело было так: мне стало интересно, как устроен кондиционер (тогда я еще этого не знал). И вот в том же сарайчике, где лежал новый, в упаковке, блок кондиционера, по случаю нашлась КУВАЛДА. Небольшая, килограммов 10. С помощью этой кувалдочки я решил расколошматить кондиционер, и посмотреть, что у него внутри.
Примерно через пару часов после начала процесса уничтожения кондиционера с помощью кувалды из высокой окрестной травы возник милиционер (не иначе, кто-то из местных жителей меня «заложил», так как за неделю исследования зоны милиционеры НИ разу не уходили от своего поста на бывшей центральной проходной). Естественно, появившийся милиционер изъял кувалду и поскорее выкинул ее подальше в заросли, а меня потащил в свою «дежурку», откуда мы вскоре вместе пошли к тогдашнему директору пионерского лагеря. Это был Чушков Анатолий Иванович. В кабинете директора меня конечно пожурили за неправильное поведение, ну и на этом бы закончились все последствия моих похождений. Но надо же было в это время приехать моим родителям, которые от узнанного впали в шоковое состояние и забрали меня из «пионерлагеря» в тот же час. А ведь до конца смены оставалось всего пара-тройка дней, и можно было не суетиться. Все равно ни каких последствий описанные события на мою дальнейшую жизнь не оказали. Ну, разве что со временем появилось сожаление, что не было в то время (1986-1987 годы) у меня ни видеокамеры, ни хотя бы цифрофотика. Интересные кадры могли бы стать достоянием истории: развалины Лаборатории-Б, пустующие здания пятого сектора.
Вместо послесловия: совсем вскоре после описываемых событий я опять побывал (понимаю, что не очень это хорошо, но: читайте дальше!!!) на старой «зоне» бывшего 5 сектора. И конечно, первым делом я навестил тот самый сарайчик (№1), где был колодец в полу и валялся кондиционер. Но конечно, целью моей был не он, а те многочисленные интересные колбочки и пробирочки, что я оставил там на чердаке. И каково же было мое изумление, когда я поднялся на чердак сарая (подняв брошенную в траву лестницу) и увидел…ну может и не лужи, но во всяком случае ОГРОМНЫЕ шары РТУТИ, несколько сантиметров в поперечнике, которая собралась из разбитых термометров… Ну кто кроме охранников-милиционеров мог ВСЕ РАЗБИТЬ? Глупое и жутко опасное безобразие…
С тех пор я уже не посещал ни этот сарайчик, ни территорию «зоны» - через несколько лет ВСЕ описываемые мной строения были признаны чрезвычайно опасными, снесены, захоронены, засыпаны. На месте, где был котлован с двухэтажным зданием теперь холм-могильник, на месте остальных строений не осталось ничего – в лучшем случае бетонные «лепешки».
З.Ы. Прошу прощения, если есть некоторые неточности - дело было уже более 20 лет назад.