"Догвилль" Триера.
Вот попала на сон грядущий. Овпечатленилась.
Хоть память стирай.
О, да! Я к Ларсу фон Триеру отношусь весьма неравнодушно, стараюсь посмотреть, по возможности, его фильмы. С этим конкретно произведением были у меня проблемы, несколько раз начинала, но сколько раз - не то время, внутреннее состояние и это абсолютно справедливо, ведь все его кинофильмы неоднозначны, спорны: кем-то принимаются, как догма, кем-то с точностью наоборот.
Ларс фон Триер — поклонник Ницше, считавшего, что Бог умер. В одном из интервью режиссёр сказал, «что он верит в Бога, но не верит, что мир мог быть создан Богом, так как слишком много зла». Отказ от веры в
д о б р о г о Бога, кризис веры - это страшная ломка сознания и наших привычных установок по отношению к морали, религии, Богу… — Догвилль.
Часть зрителей, думаю, с ужасом узнает себя и близких в жителях Догвилля, а сам режиссёр указал, что разделил свои качества между Томом и Грейс. Грейс — высокомерная в своём стремлении быть чище, честнее, праведнее других, боязни сказать «нет», когда люди наглеют, оправдывании людей их человеческой природой и искажённым мировоззрением, неготовность воспитывать их каждый день, но в конце концов, накапливая раздражение и горечь, готова ненавидеть, а это равносильно желанию уничтожить, стереть с лица земли. И это правда о нас самих, которую показывает нам Триер: таков закономерный удел прекраснодушных идеалистов:"народник рано или поздно оказывается, как и Грейс, на пепелище своих идей".(©Артём Саакян)
Почему, почему многие из нас не могут быть разумными и
в меру жёсткими с людьми, чтобы ставить их зарвавшееся
эго на место? Почему этого не могла и Грейс? Как надо вести себя с людьми, чтобы тебе не пришлось их потом расстреливать?
Многие говорят, что фильм шокирует. Думаю, шокирует именно потому, что мы привыкли жить и видеть мир в
искажённом мировоззрении, которое прививают нам «фабрики грёз», где надо просто загадать желание, визуализировать его и сильно верить — всё это явления одного корня. Мир, как строптивый подросток, почувствовавший свою силу, кажущуюся безграничной, уходит от своего Творца. Мир не верит в Бога. Мир верит в человека, мир верит в себя. И не просто — в себя, а в себя
без Бога.
А Ларс фон Триер видит, что из этого всего выходит. Он показывает нам связку — как наш гуманизм порождает чудовищные преступления против того же гуманизма. Вера Грейс в человека, её желание найти рай на земле подвергается тяжелейшему испытанию и ломке. Она пришла к краху своего глубинного мироощущения. Думаю, что это было также болезненно для автора Догвилля, как и для его героев, как и для его зрителей.
Посмотрите, как мир утрачивает ориентиры: дети Чака и Веры, а значит — их будущее, их самые важные чаяния, носят имена языческих богов древней Греции, а святое имя библейского пророка Моисея они попрали, отдав его псу.
Дети, видимо, чувствуют, что излишняя доброта Грейс, портит их характеры, поэтому мальчик Язон стихийно просит Грейс — я плохой, накажи меня. Но Грейс в своей «извращённой доброте» подставляет себя сама — невозможно угодить всем! Мать Язона — Вера, привержена гуманистичным методам воспитания детей — никогда их не наказывает физически, но жестоко мстит Грейс. Триер в очередной раз показывает, в какое чудовищное явление превращается гуманизм, который по своей сути основан на отказе от веры в Бога и от ощущения собственной вторичности по отношению к Творцу.
Быть справедливым — гораздо более трудная работа, чем быть малодушно «добрым» человеком. Зря считают Грейс неоценённым и попранным Иисусом.
Иисус достаточно жёстко защищал справедливость: кнутом выгонял торгующих из храма, вызывающе спорил с фарисеями. И показал нам, что истинная Любовь не имеет точных форм, проявлений и чётко фиксированных признаков. Грейс оказалась для них не подарком небес, а искушением, которое они преодолеть не смогли.
Ну и каковы же признаки искушения: как мы сами оказываемся лукавыми искусителями и как распознать, когда нас искушают?
Да, очень тяжёлый фильм для восприятия и последующего "послевкусия".