В настоящее время Россия снова возвращается к идее строительства на Луне обитаемой станции. Данный проект был актуален еще в 1960-е годы. Уже в 1962 году советские конструкторы и космонавты начали разработку подобного проекта, который известен сегодня как «Барминград» (по имени генерального конструктора-изобретателя Владимира Павловича Бармина). Бармин занимался проектированием всех стартовых площадок для космических полетов, которые отличались своей простотой и надежностью. Его лунная научная станция должна была стать такой же.
«Барминград»
Команда конструкторов, во главе которой был академик Владимир Павлович Бармин, приступила к разработке лунной станции в 1962 году. Над проектом работало Конструкторское бюро общего машиностроения, которое располагалось в Москве на Бережковской набережной. Космическое новоселье было запланировано уже на конец 1980-х годов. Использовать станцию планировалось и в гражданских, и в военных целях. База могла стать уникальной площадкой для размещения ракет, которые были бы практически неуязвимы с Земли, и специального разведывательного оборудования для слежки за США. Также Луна привлекала советских ученых своими геологическими особенностями. Уже в те годы было известно, что на естественном спутнике Земли находятся большие запасы трития — идеального топлива для термоядерных электростанций будущего. В то же время советский космонавт Алексей Леонов считает, что военные цели — это скорее выдумки, хотя стартовые позиции на Луне действительно планировались, но для каких целей, военных или гражданских, значения не имело.
В общей сложности к работам над проектом будущего лунного городка было привлечено несколько тысяч различных организаций. При этом объем работ был разделен на три сферы: лунные сооружения, лунный транспорт и энергетика.
Базу на Луне советские инженеры планировали развернуть в 3 этапа:
1. Старт к лунной поверхности автоматических космических аппаратов, которые доставили бы на Землю образцы лунного грунта с тех мест, которые были выбраны для размещения базы.
2. Отправка на лунную поверхность первого модуля в виде цилиндра, лунохода и команды космонавтов для проведения на месте первичных исследований.
3. Отладка сообщений между Луной и Землей, доставка на спутник дополнительной техники: новые модули базы, атомной электростанции, т.е. предполагалось активное освоение естественного спутника Земли.
Работать на Луне советские космонавты должны были вахтовым методом — по 6 месяцев для каждой команды космонавтов из 12-ти человек. Заселить лунный городок планировалось, как уже отмечалось выше, к концу 1980-х годов. По словам известного советского космонавта Алексея Леонова, который первым совершил выход в открытый космос, готовность проекта Бармина была достаточно высокой, были даже отобраны экипажи лунных кораблей. «В настоящее время мне кажется, что в лунной команде должно быть от 3-х до 5-ти человек, для того чтобы обеспечить более комфортное сочетание характеров. Я уверен, что на будущей российской базе так и будет», — отметил Алексей Леонов.
Специфика первого этапа работ по лунной базе заключалась в том, что к моменту начала работ ни у кого еще не было достаточного опыта не только пилотируемой космонавтики, но даже точных данных о структуре поверхности спутника Земли. Было понятно лишь то, что для использования в лунных условиях не пригодны спецсооружения, созданные для исследовательской работы в Арктике, изучения океанских глубин и совершения полетов в космос. Для обеспечения длительного пребывания людей на Луне недостаточно было добиться сочетания в одной конструкции прочности глубоководных батискафов, легкости арктических домов и защищенности космических кораблей. Необходимо было заставить всю конструкцию работать в надежном режиме на протяжении многих лет.
Необходимым требованием при создании лунных стационарных сооружений было условие трансформации конструкции. На начальной стадии разработки, архитекторы решили использовать привычную прямоугольную форму сооружения. Данная конфигурация подкупала удобством планировки и приемлемым сочетанием конструктивных элементов жесткого каркаса с внутренней мягкой оболочкой. Одновременно с этим силовой ребристый остов был компактен при транспортировке и мог легко трансформироваться. Заполнение ячеек конструкции вспенивающимися пластмассами позволяло получить надежные и прочные лунные сооружения. Однако обращение к кубическим формам в лунной архитектуре оказалась неоптимальным. Главный вопрос космической архитектуры — это организация внутреннего пространства ячеек и определение рациональных размеров помещений. Лишний объем лишь ухудшал весовые характеристики таких помещений.
В итоге архитекторы перешли к сферическим и цилиндрическим формам помещений. Интерьер их планировалось заполнить надувной мебелью. Учитывались и рекомендации психологов, согласно которым жилые ячейки проектировались для двух человек. Для того, чтобы устранить возникающий у человека эффект замкнутого пространства, разрабатывались новые виды освещения и подбирались особые сочетания окраски интерьера. Для осуществления передачи световой энергии от солнечных концентраторов должны были использоваться полые и гибкие световоды, выполненные из пленочных материалов. КПД передачи световой энергии для подобных устройств равнялся 80%.
На тот момент у человечества просто не существовало опыта совершения длительных космических перелетов. Однако, хуже того, психологи предсказывали возможное возникновение депрессии у лунных обитателей. По этой причине вопросам психологического комфорта космонавтов на Луне уделялось большое внимание. По словам Алексея Леонова, который дал эксклюзивное интервью телеканалу «Звезда», он был привлечен к проекту лунной станции в 1967 году. Космонавт отвечал в проекте за работу над внутренним дизайном помещений станции и созданием психологического комфорта для всех ее обитателей. Техническое обеспечение таких очень важных параметров будущей лунной базы было поручено Леонову не просто так. Одиннадцатый по счету советский космонавт был первым, совершившим выход в открытый космос, поэтому к его мнению всегда прислушивался главный конструктор проекта. По сути, в Советском Союзе впервые серьезно подходили к вопросу эргономики и дизайна жилых помещений.
Леонов предложил создать внутри помещений станции мнимые окна, на которых были нанесены нарисованные пейзажи. Картинка в таких «окнах» должна была меняться в соответствии с временами года и временем суток. Также он придумал разместить перед велотренажером специальный экран. Во время занятий космонавты смогли бы наблюдать на нем кадры, отснятые еще на Земле — езда по шоссе, извилистой дороге, спуски и подъемы. «В настоящее время это не кажется каким-то новаторством, но в те годы моя идея была воспринята «на ура», — отметил космонавт. Алексей Леонов убежден в том, что во вновь разрабатываемой русской научной станции на Луне его идеи в том же или более совершенном виде будут обязательно сохранены. Есть у него и новые предложения. В частности, он посоветовал организовать на лунной базе бассейн. «Пусть он будет даже небольшим — 2х5 метров, но с направленной струей воды, для того чтобы увеличить нагрузку», — считает Алексей Леонов.
В различных НИИ прорабатывались различные варианты будущих трансформируемых конструкций. К примеру, даже самозатвердевающие здания. Рассматривались и ленточные конструкции. В транспортном состоянии они должны были напоминать цилиндрическую металлическую оболочку, только скрученную и сдутую в рулон. Непосредственно на месте она должна была заполняться воздухом, надуваясь и в дальнейшем сохраняя форму. Наибольший интерес представляли сооружения, которые строились бы из биоматериалов — материалов, обладающих тепловой «памятью». Готовые сооружения из таких материалов планировалось особым образом сплющивать, фактически превращая в лепешку, и в таком виде отправлять на Луну. На месте под воздействием высокой температуры, конструкция принимала бы свой первоначальный облик. Однако все эти фантастические варианты конструкций не смогли преодолеть даже стадии макетных испытаний. В итоге Бармин остановил свой выбор именно на обыкновенном цилиндрическом модуле-бочке.
Полноразмерный прототип лунного модуля был построен в КБ общего машиностроения, на нем проводилась отработка компоновки будущих модулей лунной базы. Различные варианты рассматривались достаточно долго. Но в будущем по непонятным причинам макет решили пустить в утиль, от него в итоге дошли до нас лишь фотографии не самого лучшего качества. Сама же первая советская лунная база должна была состоять из 9 отдельных модулей (каждый длиной по 4,5 метра). Все эти модули должны были постепенно доставляться на естественный спутник Земли при помощи транспортных кораблей.
Готовую и собранную станцию сверху планировалось присыпать метровым слоем лунного грунта. По своим характеристикам — это был идеальный теплоизолятор, а также прекрасная защита от радиации. Со временем на Луне должен был появиться целый город, в котором имелась бы своя обсерватория, кинотеатр, научный центр, спортзал, мастерские, оранжерея, столовая, гаражи для лунного транспорта, система создания искусственной силы тяжести и даже собственная АЭС. Специально для лунного города планировалось создать 3 вида лунного транспорта — тяжелый и легкий луноходы и многофункциональную машину «Муравей». Ее разработкой занимался ленинградский ВНИИТрансМаш, который был известен созданием бронетанковой продукции. Часть созданных лунных транспортных средств должна была работать от солнечной энергии, а часть от аккумуляторов. Машины, которые были предназначены для совершения дальних походов, планировалось оснащать атомными малогабаритными реакторами.
Однако всем планам по созданию лунной базы так и не суждено было осуществиться. Работы над проектированием лунного города были в самом разгаре, когда 24 ноября 1972 года в 9 часов утра потерпела аварию уже четвертая по счету «лунная» ракета Н-1. Три предыдущих ее запуска также заканчивались катастрофой. На тот момент американцы уже 3 года свободно разгуливали по Луне. Руководство Советского Союза в итоге приняло решение свернуть программу Н-1, ставшую самой громкой неудачей Королева, а без лунной ракеты-носителя и сам проект лунной базы потерял всякий смысл.
Новые этапы Лунного пути
В XXI веке в России снова вернулись к вопросу проектирования лунной станции. Данные работы только начинаются, но уже сейчас понятно, что этапы исследования и освоения Луны мало чем будут отличаться от того, что предлагал еще Владимир Бармин. Во всяком случае, этапов этих также будет три.
Первый этап, с 2016 по 2026 годы, предполагает изучение естественного спутника Земли при помощи автоматических аппаратов. Предполагается осуществить посадку в районах Южного полюса Луны автоматических межпланетных станций «Луна-25» и «Луна-27». Изучением физических условий в полярном районе, а также реголита должна будет заняться станция «Луна-26». А доставкой на нашу планету образцов лунного грунта займется станция «Луна-28». В результате этих исследований ученые собираются выяснить физико-химические свойства и состав лунного полярного реголита, а также определиться с самыми перспективными районами в области Южного полюса Луны для развертывания в будущем лунного полигона и лунной базы.
Второй этап лунной программы предполагает проведение пилотируемых полетов в окололунном пространстве, а также развертывание необходимых элементов лунной космической инфраструктуры. В том числе создание российского лунного полигона программой освоения дальнего космоса запланировано позднее 2030 года. В течение двух лет, с 2030 по 2032 годы, на Луне планируется начать высадки российских космонавтов, которые могли бы приступить к строительству и обустройству базы.
Третий этап освоения и исследования Луны запланирован на 2036-2050 годы. О том, что именно будет происходить на данном этапе, точной информации пока нет. Но можно предполагать, что за это время на Луне должна быть завершена установка и наладка, а также произведен ввод в эксплуатацию всех необходимых элементов российской лунной базы.
При этом российская программа изучения и исследования Луны обретает не только реальные черты, но и стоимость. На утверждение в правительство РФ был отправлен проект «Долгосрочной программы исследования дальнего космоса», на реализацию которого до 2050 года может быть потрачена рекордная сумма в размере 12,5 триллиона рублей. При этом цифры еще могут быть пересмотрены. А о своем интересе к разработке лунной базы заявляют и частные российские компании. К примеру, российская компания «Лин Индастриал» (резидент «Сколково»), заявляла о готовности развертывания на Луне базы в течение 10 лет после принятия соответствующего решения.
Сергей Юферев
ссыль