Известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич решил разобраться в ситуации с конфликтом вокруг строительства храма в Екатеринбурге. Его экспресс-расследование о строительстве многофункционального центра вызвало большой резонанс в соцсетях.
«Потратил полдня своей единственной жизни, чтобы разобраться в истории с «богоугодным спа». Вообще-то я должен был прочитать все это за 15 минут в какой-нибудь добросовестной заметке из Екатеринбурга, но в информационный век рассчитывать на такую роскошь не приходится.
Итак, лозунг: Храм — лишь прикрытие для строительства жилой и коммерческой недвижимости!
Факты:
По интернету действительно гуляет документ с очень длинным названием — «Проект планировки и проект межевания территории в границах улицы Бориса Ельцина — продолжения улицы Боевых Дружин — Набережной Рабочей Молодежи — Октябрьской площади». На нем территория храма и территория застройки многофункционального центра River Youse и правда объединены общей границей. Документ опубликовали практически все СМИ в духе «а власти скрывают!», хотя этот план давным давно висит на сайте городской администрации, любой может посмотреть.
Что означает этот хайп? Только одно. Ни журналисты, ни, тем более, блогеры ни черта не понимают в градостроительной документации. Но если с блогеров спрос невелик, то журналисты по нормам профессиональной этики должны были проверить информацию прежде, чем публиковать.
И тогда бы они узнали, что:
«Проект планировки и проект межевания территории» — вовсе не то же самое, что «Проект застройки»;
В одних «границах участках» на этом документе вместе с храмом могли оказаться не только 30-этажное спа с фитнесом, но все, что угодно — хоть Ельцин-центр или отель Хаят, которые тоже расположены по соседству. Почему? Да потому что этот документ выдается Администрацией города по запросу в отношении любого количества объектов, хоть одного, хоть двух, хоть двадцати двух — сколько обозначено в самом запросе;
«Русская медная компания» заказала этот документ для общественных обсуждений строительства храма, которые прошли в декабре 2018 года. Зачем ей понадобилось описание соседней территории? Потому что у храма и у жилого комплекса есть один общий объект — полузакрытая автопарковка. Из 220 машиномест 24 будут принадлежать храму. Для религиозных зданий это обязательная норма градостроительного кодекса;
В реальности же храм и МФЦ — это две совершенно разных истории. И физически, и юридически. Объекты расположены по разные стороны улицы Бориса Ельцина, у них разные застройщики и разные владельцы участков, даже земля под ними была приобретена с разницей в 10 лет. Не вдаваясь в юридические детали, можно сказать, что первым проектом занимается Игорь Алтушкин (РМК), вторым — Андрей Козицын (УГМК). И если проект МФЦ действительно девелоперский, то строительство храма никакой коммерческой нагрузки не несет. Даже если бы очень хотелось, это невозможно юридически — поскольку ПЗЗ города Екатеринбурга напрямую запрещают жилое строительство в зоне объектов религиозного назначения.
Короче, как и в случае с Варданяном, зеленое снова перепутали с круглым. Представьте себе, что вас обвинили в присвоении здания МГУ на том основании, что у вас на руках есть зачетка этого вуза. Смешно?
Экспертам, с которыми я потрудился поговорить, смешно не было. Они просто в ужасе от уровня мастерства представителей нашей профессии.
Хороших всем выходных. А я между тем еще немного бесплатно поработаю и поищу обыкновенные ответы на героические вопросы. Ибо задолбала вся эта бестолковщина, которая делает из неглупых и добропорядочных людей перекормленных информационным мусором бабуинов».
Сила правды
Зам. главного редактора журнала «Русский репортер» Марина Ахмедова так прокомментировала эту статью:
«42 тысячи просмотров (
уже 53, — прим. РВ) в канале «Соколов-Митрич иногда», который на вчерашний день насчитывал всего две сотни подписчиков — это, как сейчас говорят, «кейс», а я скажу — случай — в жизни «Телеграма», который нам всем надо взять на заметку.
Дмитрий Соколов-Митрич — известный автор сильнейших репортажей. Вчера он пришел в Telegram и написал пост о «богоудном спа», который напрочь разбил лозунг последних дней, гуляющий по каналам — «Храм лишь прикрытие для строительства жилой и коммерческой недвижимости».
Но чтобы сделать это, он вооружился фактами. А чтобы вооружиться фактами, он потратил свое время на то, чтобы их найти. И вот вам результат — безо всякого так популярного в каналах стеба, без проплаты перепостов, без манипуляций, ударов по эмоциям и безо всякой погони за трафиком, его запись собирает 42 тысячи просмотров.
А почему такое стало возможным?
А вот не надо рассказывать, что информацию можно добывать любым путем — шантажом, вымогательством, поддельными удостоверениями. Что главное — заставить читателя эмоционировать, неважно, правду вы ему выдали или ложь. Что факты ему не нужны, а нужны ему эмоции и впечатления. Читатель любит, когда его уважают. Читатель любит, когда его делают сильным, а не ослабляют.
Я поехала в командировку и три дня носилась на месте, собирая факты — это уважение к читателю.
Я проверила каждый факт — это уважение к читателю.
Я потратила свое время на поиск фактов, на работу над постом или репортажем — это уважение к читателю.
Репортеры уровня Митрича могут быть Геббельсами, если захотят. Мы умеем обращаться со словами. Мы умеем манипулировать. Но есть свобода выбора. И настоящий уважающий себя репортер делает ее в сторону уважения к читателю.
Дорогие начинающие журналисты, не верьте в то, что трафик — бог. Читатель придет в себя после первой эмоции, и когда у него случится несварение желудка от той некачественной пищи, которой вы его накормили, он захочет правды. Правда делает человека сильней. Поэтому и сила — в правде. А люди хотят быть сильными».