Последний год происходят такие события, что поневоле захочешь высказаться. Так что я тут слегка покощунствую, а вы уж строго не судите. Или судите, но вот такое вышло мнение.
Так уж вот получается, что я не монархист, не коммунист, так, с боку припека. Но в голову не только ем, а потому вполне могу сделать пару-тройку выводов и достаточно внятно их изложить. По сравнению с Кличко — так и вообще гений в натуре.
Что, собственно, так возбудило меня на написание этого мнения? А подвигли события исторического характера, переименования, открытия и прочее.
Вот дали в Питере мосту имя Ахмата Кадырова. Что ж, дали — хорошо. Кадыров-старший — личность однозначно неординарная, хоть и противоречивая донельзя. Но начало концу войны положил, однозначно за благое дело погиб. И прекрасно, что сын дело продолжил и фактически завершил. Как и какой ценой, — совершенно другой вопрос, касаться которого рановато. Здесь важен результат. Результат таков, что русские перестали гибнуть в Чечне, и хотя бы за это обоим Кадыровым благодарность и признательность.
Едем дальше. Запилили центр памяти Бориске. Денег ушло явно поболе, чем на смену имени мосту Кадырова. Вопрос: а за что? Оценивая сегодня деятельность этого "деятеля", единственное приличное дело, которое он совершил за два свои срока — это свалил и назначил на свое место Путина. Остальное, простите, сами знаете. Этакий царь Мидас наоборот. Тот к чему прикасался, обращал в золото, ну а Борисок...
И в этом центре о чем вещают, если верить Михалкову (а я верю)? О том, что только при Ельцине Россия избавилась от оков рабства и обрела свободу. Ну, не знаю, какую нам тогда свободу преподнесли на блюдечке. Как по мне — так свободу быть обманутыми, облапошенными и так далее. Начиная от государственных деятелей и заканчивая тысячами внезапно появившихся предпринимателей и бизнестманов.
Однако центр отстроили, фонд имени вечно бухого президента работает, все нормально. Канонизировали, в общем.
Кстати, к вопросу о канонизации. Я не в церковном плане. Я в мирском. Хотя и церковный потрогать можно.
Взять того же Николая Романова, последнего. Теперь — святого мученика Николая Романова. То, что мученик, спорить не буду. Насчет святости не уверен совсем. Тут просто по определению все ясно.
Свято́й — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.
Му́ченик — человек, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества.
И где тут Романов? Где его святость? Про светские дела тоже можно и промолчать, но одну войну успешно проиграл, проиграл бы и вторую, да умудрился слить всю страну кучке большевиков вполне себе еврейского розлива.
Но — святой страстотерпец. Беззлобный (по определению). Хотя год 1905 мог бы и иначе вопрос поправить. Хотя какая разница теперь-то?
В целом, кто хочет чтить — без проблем. Даже с перекосами. Даже если невтерпеж государственному деятелю пойти с портретом Романова на шествие в честь наших воинов-победителей в Великой Отечественной — тоже не вопрос. Каждый по своему с ума сходит на Руси испокон веков.
Но вот так у нас с канонизацией. Криво, если по мне.
И уж если говорить о святости, то еще разобраться надо, кто более свят, царек-неудачник, прогадивший страну, президент-неудачник, чудом не прогадивший (да, похожи они, факт) или рядовой Иванов, погибший утром 22 июня 1941 года. Или сержант Петров, прошедший всю войну и погибший при штурме рейхстага 30 апреля 1945.
Вопрос, конечно, сложный. Хотя лично для себя я на него ответ дал, и дал довольно давно.
Но вернусь к тому, ради чего все затеял.
Однозначно сегодня маятник истории качнулся в другую сторону. Демократическая плесень и западные идеалы потихонечку начинают выводиться из организмов естественными путями. Накушались, так сказать.
И, как и предсказывал в свое время Иосиф Виссарионович, ветер истории сдует мусор с могил. Ну, не сдул, но сдувает потихоньку. Музей в Тверской области, памятник в Марий Эл...
Призыв в нашей стране к покаянию — дело насквозь не новое. Нас весьма часто призывали покаяться перед всем миром. За загубленных поляков, немцев, западных украинцев, прибалтов... Иногда казалось, что мы скопом виноваты перед всем миром.
Как мне кажется, приходит пора покаяться и перед отдельно взятым человеком. Человеком, вытащившим на своих плечах жуткую жуть той войны и, отдельно подчеркну, не оставившим после себя ничего. Ни центров, ни фондов, ни счетов в банках за рубежом.
Для меня лично показательна история Сталинской премии. Да, она была небольшой. Не чета Ленинской, которую выплачивала КПСС, и тем более Государственной. Премия шла целиком из кармана Сталина. Из его гонораров за изданные материалы (в том числе и за рубежом) и из зарплаты. Действительно, а зачем зарплата человеку, сидящему на двух постах и находящемуся на гособеспечении?
А давалась-то премия не как Нобелевка. А за конкретные дела в области науки, техники и искусства. Сегодня надо Интернет потерзать неслабо, чтобы понять, кто и за что получил эту несчастную Нобелевку.
А у "Сталинки"? Рекордсмен, семикратный обладатель, Сергей Ильюшин, нуждается в интернет-серфинге? А шестикратные? Прокофьев (композитор), Яковлев, Микоян, Гуревич, Симонов (писатель). Нобелевские (впоследствии) лауреаты Капица (дважды) и Лурье (трижды).
Сейчас, конечно, взвоют дурными голосами те, у кого солженицкер бородатый вместо иконы на стене висит. А как же с репрессиями? В которых погибло 100 миллионов человек? Как с ними?
Ну, этой демобратии я в свое время наслушался столько, что иммунитет выработал, что броня у линкора. От стонов по хрусту французской булки до того, что при Гитлере мы бы сегодня все поголовно жили в Германии и ездили на "мерседесах".
Да не жили бы точно. Это сегодня понятно, слава богу, всем нормальным людям. Перебили бы всех, оставив столько, сколько нужно для удовлетворения в рабочей силе. Это тоже общеизвестно. Репрессировали — да, и у меня в родне были и отсидевшие, и не вернувшиеся. Но, как человек, хорошо знающий историю своего рода, могу заметить, что из лагерей не вернулось двое из родственников, а фронт забрал 28. Прадед у меня был 11-й в семье, понятно, откуда такие цифры. Плюс еще около двух сотен ленинградцев. Там три ветки жили, блокаду пережил один человек.
В чем же суть? Суть всего этого в том, что нам исторически нужны символы и примеры. А с этим явный перекос. Потому и в жизни не все гладко в стране. Не те ориентиры. Пока не те. Надо менять.
И начинать лучше всего с ближайших. С ближайшего. С человека, имя которого реально обходится стороной, хотя заслуга его перед страной огромна. Неоценима? Возможно. Значит, надо оценить. И воздать по заслугам.
Мне кажется, что это тоже все от лукавого. То есть от врага нашего общего. Навязывание в виде нравственных и моральных примеров людей, которые таковыми не являются никак. Что Ельцин, которым Запад крутил, как хотел, через своих засланцев, что Романов, который тоже не без греха в этом плане. Но роднит их одно: ничего для блага страны они толком не совершили.
А вот тех, кто реально строил великую страну, не важно, Россию или СССР, почему-то принято тихонечко так обходить стороной. Почему? Да наверное, именно потому. Никому сильная Россия не нужна. Более того, опасна.
Строил ли Сталин великий Союз? Строил. И построил. И из династии Романовых тоже пример приведу. Отец царька-неудачника, Александр Третий. Кто возразит, что при Александре Миротворце Россия не взлетела на высшую ступень политического Олимпа, тот просто истории не знает. И экономический подъем был небывалый.
Для того, чтобы в будущем Россия действительно стала той Россией, на которую смотрит весь мир, нужно менять приоритеты. Сперва в головах. Потом уже в рядах. Чистить надо. Да, сегодня уже процесс запущен. Надо продолжать. Воевать и за понятия в головах, и за принятие решений на местах. Надо говорить, почему?
Потому что жизненно необходимо, чтобы и через 10, и через 50 лет в России было достаточное количество людей, мыслящих не только о своем счете в швейцарском банке. Которые будут радеть по-сталински, а не по-ельцински. А учить свое будущее надо сегодня. Хотя вообще-то нужно было еще позавчера, но это по-русски все. Нормально.
Но учить надо на примерах сильных людей, которых в истории нашей предостаточно. В том числе надо окончательно убрать исторический мусор с могилы Сталина.
Тогда и будет Россия. Сильная и крепкая.
В наше время со слабыми не принято считаться — считаются только с сильными.
(И. В. Сталин, "Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.302.)