Есть спрос на что-то. Этот спрос может породить предложение (на самом деле далеко не всегда). Если есть предложение, то тут возникают экономические отношения (то же не всегда J). А бывает и наоборот есть предложение и появляется спрос и это приводит экономическим отношениям, но опять же не всегда (например, до появления первого iPhone на них не было спроса, так как не могло быть спроса на то что покупатель не видел и не представлял, что это и насколько оно может быть ему полезно). Если предложение уникальное, то нет конкуренции и это «голубой океан». Но через какое-то время появляются компании, которые посмотрев на первопроходца, начинают предлагать то же самое. Постепенно конкуренция растёт и этот «голубой океан» превращается в «алый», а затем «багровый океан» от пролитой в конкурентных войнах «крови» постепенно превращаясь в океан, кишащий акулами, которым в этом океане тесно и не хватает на всех еды.
Очень грубое и крайне сокращенное описание, поэтому если не читали, то почитайте эту книгу.
Возвращаясь к теме нынешнего «кризиса». Если вспомнить предыдущие кризисы, например, 1998 и 2008 годов, то можно вспомнить, что состояние ухудшалось во всех сферах экономики одновременно. Что же мы видим в этот раз? У одних всё плохо, у других доходы в рублях на том же уровне, что и раньше, у третьих в валюте доходы на прежнем уровне, у четвертых небольшой рост, у пятых офигительный рост. Это одна из особенностей нынешнего «кризиса», у всех по-разному.
Например, металлурги благодаря выросшим ценам на металлы и выросшим курсам иностранных валют сейчас работают в четыре смены из-за огромного спроса. И им демпинговать не требуется, скорее наоборот, продают дороже чем могли бы, чтобы для них рынки антидемпинговыми мерами не закрыли.
Про результаты «санкций» и импортозамещения можно и не говорить, понятно, что, например, у тех же сыроваров сейчас бурный рост.
И вот тут мы подбираемся к тому, что изменились условия. Можно жаловаться на эмбарго, ухудшение условий для бизнеса, падающую нефть и растущие курсы иностранных валют. Но это всё равно что жаловаться на дождь и ветер. Вы можете это изменить? Вы можете изменить своё поведение и своим примером изменить поведение окружающих, это на самом деле всё что может большинство людей и это на самом деле гораздо действенней, чем обсуждать то что многие из вас не могут изменить. Вам не нравится дождь? Вы можете открыть зонт или зайти в помещение или спрятаться под деревом, но вы не можете «выключить» дождь.
Да, раньше была нефть по 100$ и $ по 30 р. И это приводило к тому, что в крупных городах было платёжеспособное население, которое тратило деньги в том числе на то что предлагалось в этих городах. И можно было открыть в городе-миллионике магазин игрушек с наценкой в 100% и получать прибыль не смотря на то, что там уже было не меньше ста таких магазинов. Деньги у населения были и их куда-то надо было тратить, так как у населения была уверенность что доходы будут расти и условия существенно не изменятся. Поэтому могли быть сотни компаний по продаже и установке дверей и пластиковых окон, и, не смотря на огромную конкуренцию, почти все из них могли быть в плюсе.
Но условия изменились. Платёжеспособность снизилась, а конкуренция осталась. Теперь это «багровые океаны». Предыдущие условия расслабляли население и люди скачивали готовые бизнес-планы из Интернета или покупали франшизу и создавали новые компании на дикоконкурентных рынках. Конечно так проще, не надо придумывать чего-то нового. Смотришь как работают другие и копируешь. И это работало при прежних условиях.
А теперь вспомним про «стратегию голубого океана». Люди сами сознательно шли в дикоконкурентую среду и должны были понимать, что рано или поздно объема рынка в этой среде на всех не хватит. И это произошло, только не много раньше, чем могло произойти при прежних условиях. При появлении внеконкуретного бизнеса это тоже произойдёт, но намного позже. Поэтому при создании любого бизнеса нужно сразу продумывать сможете ли его продать через какое-то количество лет.
«Голубых океанов» огромное количество, но людям проще нырнуть в «багровый океан», чем отправится на поиски «голубого океана». Вроде бы очевидно, что если океан стал багровым, то правильное поведение будет когда компании начнут искать способы вывода бизнеса из конкуренции, то есть те самые «голубые океаны». Таким образом одни компании переплывают в «голубые океаны», а оставшиеся компании могут существовать хоть и «алом океане», но в котором спроса хватит для существования оставшихся компаний.
Если приводить пример, то, например, есть птицефабрики, которые продают куриные яйца, качество продукта и упаковки примерно одинаковое и остаётся конкурировать только ценой. Но одна из птицефабрик может решить продавать не сырые яйца, а варенные и очищенные в упаковке заполненной под давлением воздухом, чтобы продукт не помялся (лет 5 назад видел на какой-то видяшке, где один парень заснял продукты, которые покупает в супермаркете в США). Получается продукт с добавленной стоимостью, на котором можно заработать больше чем на продаже сырых яиц и конкурентов пока что нет. Эта только одна идея, а их можно очень много напридумывать. Понятно, что не каждая идея «выстреливает» и нужно тестить эти идеи. Ведь кому-то пришло в голову продавать вместо куриных перепелиные яйца и много лет в магазинах были коробки с перепелиными яйцами только одного производителя, который снял все сливки как первопроходец с этого ниши.
Помню, как в родном провинциальном городе с населением около 100 000 человек появился первый отдел по продаже чая и кофе на развес, а также сопутствующих товаров. Этот отдел был единственным на весь город на протяжении более чем 7 лет. Пока другие конкурировали предприниматель открывший этот отдел спокойно торговал чаем и кофе. Сейчас около 10 таких отделов плюс куча людей через ВКонтакте продают привезенный из Китая чай. Этот рынок стал почти багровым.
Ещё один, пример, на днях читал историю бизнеса одних молодых людей, которые после университета пытались куда-либо устроится на работу по специальности и их никто не брал, так как у них опыта не было, а молодых специалистов на вырост не требовалось. И вот они стали думать, чем заняться самостоятельно и увидели, что у местных магазинов и предприятий есть проблема с утилизацией стеклотары, картона и покрышек. При этом рядом были промышленные предприятия, которым этого сырья не хватало. Занялись переработкой сами сделав первый станок для измельчения стекла и постепенно развились до весьма большого предприятия с цехами и собственными фурами для перевозки измельченных и очищенных продуктов переработки. В итоге каждый из них заработал за пять лет больше чем могли заработать лет за 20 работая на тех предприятиях, в которые пытались безуспешно устроиться. Сейчас они сами говорят, что появились конкуренты в их регионе и вход на рынок стоит дорого, так как нужно сразу много современных станков покупать, дабы предлагать продукт не хуже, чем уже у состоявшихся компаний. То есть это уже «алый океан», но пока что существующим компаниям его объема хватает. А когда они начинали, конкурентов в их регионе не было, зато было кучу тех, кто хотел заниматься дверями, окнами и натяжными потолками.
При этом в России очень много не занятых ниш, которые никто не видит. Большинство ходят по натоптанным дорожкам.
Возьмем простой пример. Аэропорты. Куча кафешек с выпивкой и снедью столовского уровня по космоценнику. Если задерживаешься на несколько часов в аэропорту что там делать? Есть и пить, либо тупо сидеть, развлекая себя планшетом. Есть время и надо подстричься? Нет такой услуги. Можно было бы сходить на SPA-услуги и кстати такая услуга есть в Домодедово, в других аэропортах России не видел. Хочешь посмотреть кино. Есть такая услуга во Внуково в виде маленьких кабинок с теликами. Кинотеатра полноценного нет в аэропортах. Мог бы это время с пользой провести в фитнес-центре или посидеть в сауне. Нету таких услуг. Есть только выпивка и еда, по вкусовым качествам на уровне бюджетных кафешек и столовых, а по цене как будто приготовлена итальянским шеф-поваром. Ах да, забыл, там всякий парфюм и сувениры продают, но что-то покупателей особо не видно. А ведь есть куча услуг, которые могут быть востребованы во время ожидания в аэропортах. Но пока что большинство из них никто не предоставляет.
И так с очень многими сферами. Бери да делай, но нет все идут по протоптанным дорожкам.
Подведем краткие итоги:
Благодаря высоким цен на нефть люди расслабились и стали неадекватно оценивать рыночные условия и процессы. Стали не боясь нырять «алые океаны», которые при малейшем изменении условий сразу становятся «багровыми».
Условия изменились и «океаны» стали «багровыми».
Что делать? Выводить бизнес из конкуренции находя ниши, в которых есть покупатели на то что вы продаёте или производите, но чтобы зайти в нишу что-то нужно поменять. Либо продавать бизнес, который приносит больше проблем чем прибыли и нырять в новый «голубой океан», но уже используя финансы заработанные в предыдущем бизнесе.
Можно конечно ждать что нефть вырастит в цене, эмбарго отменят и старая шарманка продолжит играть знакомую мелодию. Но тогда всё будет снова и снова повторяться при каждом следующем «кризисе».
Нужно ходить не по следам других бизнесменов, а обратить внимание на клиента, только тогда сможете найти новый голубой океан.
ссыль