– Грегори Грушко, почему Патрушев выступил с таким заявлением?
– Вы знаете, с точки зрения психолога, он действительно верит в это, не только он, но и люди, окружающие Путина, Путин тоже. Они экстраполируют свою собственную точку зрения. Для них приемлемо аннексировать часть другой страны, для них это вполне естественно вмешаться в какие-то внутренние дела другой страны. Захват ресурсов, деление сфер влияния, все, что XIX, ранний ХХ век, для них это вполне нормально и естественно. Соответствующим образом они считают, что и весь остальной мир функционирует подобным образом, то есть Соединенные Штаты хотят захватить ресурсы, которые принадлежат России. Если вся верхушка российского руководства – бывшие сотрудники спецслужб, то, естественно, и в Америке, и в Англии, и в Германии, всюду одни шпионы-разведчики, которые планируют какие-то страшные заговоры по отношению к России. Вот что, я думаю, происходит там.
– Юрий Городниченко, если сторонникам отмены санкций, чьи голоса сейчас очень слышны в Европе, удастся убедить Евросоюз не возобновлять их, будет ли это спасением для Кремля, ведь он больше не подтрунивает над санкциями, как он поначалу это делал, а возлагает именно на них, на США и союзников, вину за экономические трудности россиян?
– Это может помочь в краткосрочной перспективе, получить какой-то кредит, пережить тяжелые времена, но это не решит глобальной проблемы технологического отставания. Нет институциональной среды в России, чтобы люди были заинтересованы в каком-то технологическом прорыве. Западные компании на все это посмотрели, подумали: зачем нам инвестировать в Россию, если всегда существует риск сумасшествия. Я не вижу, как это решит проблему в долгосрочной перспективе.