Читаю книгу Киссомару Уесиба "Дух айкидо". И возник вопрос: а кто, кроме практических занятий, обращается к теории?
Знаю людей, которые учат только теорию БИ, и тех кто лишь выполняет техники.
Но ведь БИ - это прежде всего философская система, концепции, теории, серьёзная психологическая подготовка.
И ещё есть другой вопрос: кто интересуется историей боевых искусств? И насколько для вас это интересно?
Немного про ту книгу и об авторе:
Киссомару Уесиба - Главный Учитель (Дошу) айкидо, родился в 1921 году. Он был третьим сыном Морихея Уесиба, Основателя айкидо. Закончив университет города Васеда в 1946 г., он стал мастером Высшей Школы айкидо в 1948 г., а в 1967 г. был избран председателем Школы Айкикай, главной федерации айкидо в Японии и других странах. В 1969 г. он стал формальным преемником своего отца. Занимает несколько важных постов, связанных с боевыми искусствами, и представляет Ниппон Будокан - зал боевых искусств в центре Токио.
Интересно, что в истории Японии можно заметить переход от традиционного искусства борьбы (bugei), исходно имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (budo), направленного к совершенствованию личности человека за счет
соединения разума, тела и духа.
С начала 17 века Путь меча превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путем чайной церемонии, Путем стихосложения, Путем каллиграфии, Путем Будды и бессчетным числом других Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа.
Для всех Путей тренировка и дисциплина включает три уровня мастерства: физический, психологический и духовный. На физическом уровне основу тренировок составляет овладение формой (kata). Учитель показывает нужную форму, ученик внимательно смотрит и затем повторяет ее бессчетное число раз, пока полностью не овладеет ей.
Слова не произносятся и объяснения не даются; обучение зависит от ученика. При овладении мастерством формы ученик должен соединятся с ней.
Это соединение осуществляется потому, что с самого начала
происходят внутренние психологические изменения. Равномерное, повторное и монотонное повторение проверяет решительность и силу воли ученика, и при этом уменьшает упрямство, искореняет своевольность и уничтожает дурные привычки тела и разума. При этом начинают проявляться его или ее настоящая сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но появляется только после долгого периода интенсивной тренировки.
Основа духовного мастерства в том, что
личное сознание становится безличным сознанием. В любом боевом и культурном искусстве свободное выражение сознания блокировано собственной личностью. Для Пути владения мечом ученик должен настолько овладеть формой и ритмом движения, чтобы не допускать повления открытых мест (suku) для входа противника. Если такое место появляется, то это происходит за счет собственной личности. Человек становится уязвимым, как только останавливается на мыслях о получении преимущества, пугании противника и достижении превосходства: когда разум хотя бы на момент останавливается, тело замерзает и свободное напрерывное движение теряется.
В трактате, известном под названием "Постепенное овладение искусством борьбы" Ягуи Муненори пишет, что цель тренировок в боевых искусствах состоит в преодолении шести болезней: желания победить, желания использовать хитрый прием, желания показать себя, желания психологически подавить противника, желания оставаться пассивным, пока противник не раскроется, и, наконец, желания освободится от этих болезней.
Это были выдержки из книги. В общем, повнимательней присмотритесь к своим тренерам - вдруг они вас проверяют