Рассказывают, что Фаина Раневская с присущим ей чувством юмора как-то заметила: «Оптимизм — это недостаток информации». Наверно, поэтому молодые мамы так тревожатся, правильно ли развивается кроха. Ведь информации у них сегодня — море! Попробуем все-таки стать оптимистами и разобраться, какие сведения о развитии речи малышей нам напрасно пытаются преподнести как истину в последней инстанции, а какие — полезны и правдивы. Просто удивительно, до чего живучи некоторые заблуждения! Самые распространенные из бытующих в народе мнений мы сопоставим с научными знаниями, и тогда станет понятно, миф это или правда.
Мнение № 1
Родовая травма неизбежно ведет к нарушению развития речи.
НЕТ Однозначно спрогнозировать развитие ребенка нельзя. Это связано с индивидуальными возможностями конкретного организма компенсировать родовые травмы. Очень может быть, что родовая травма никак не затронет будущее развитие малыша — такое случается довольно часто. Правда, проблемы могут появиться (а могут и нет) в более старшем возрасте. Дело в том, что при неврологических проблемах, возникших в результате тяжелых родов, обычно оказываются пораженными более тонкие структуры (бывают, конечно, и исключения).
К 2 годам могут возникнуть трудности с формированием фразовой речи, к 5 годам логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, трудности в овладении письмом, чтением и т. д.
Компенсировать родовую травму помогут систематически занятия по развитию речи (с 2 лет), общеукрепляющие процедуры, а в ряде случаев — медикаментозное лечение. И тогда к школьному возрасту никаких проявлений родовой травмы не останется.
Мнение № 2
Мальчики начинают говорить позже, чем девочки.
ДА Такая «несправедливость» связана с некоторыми особенностями развития центральной нервной системы мальчиков и закладывается еще внутриутробно. Вербальный интеллект у девочек развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро словесно реагировать на поведение малыша, общаться с ним, отвечать на его бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают от своих сверстниц по развитию речи. «Позже» — не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этой особенности стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у 2-летнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем. Нервная система мальчиков более уязвима, с этим следует считаться.
Мнение № 3
Звукоподражания и лепет — это полноценные слова.
ДА В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если оно употребляется только в этом значении, то это самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «му», «кря», «бах», «бобо» — первые и важные слова в жизни крохи, с них начинается речь.
Мнение № 4
В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.
НЕТ Человек — не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. Ребенок прежде всего — индивидуальность, нужно уважать особенности развития конкретного малыша. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов — тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3—4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10—20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями. Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.
Мнение № 5
Один мальчик (девочка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.
НЕТ Кто и когда пер вый это придумал, нам не известно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимый ущерб. Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого аппарата, которые гласят, что к 2 годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из двух слов, пусть даже и лепетных). Если этого не произошло и к 2,5 годам, время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Сомнительно, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин: например родовой травмы, болезней на первом году жизни и т. д. Предположим, что у такого малыша высокие компенсаторные возможности, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит, было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепетать, у него нет звукоподражаний, то он, скорее всего, относится либо к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития (аутизм, олигофрения и т. д.). Очевидно, что такой кроха сам заговорить не сможет. Каждому ребенку будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем — еще через год. Если выявлена задержка речи, то, чем раньше начать специальные занятия, тем эффективнее они будут.
Мнение № 6
Если слишком много говорить с малышом — можно навредить.
ДА На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятым представлением о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде, развитие идет лучше. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио — то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое плохое — наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается».
Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, реже разговаривают с детками и чаще — по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть не воспринимает потока речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, а, следовательно, задания идут одно за другим. Педагог С. Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниям, ощущениям. Полезно устраивать «минуты тишины» на природе («Давай помолчим. Что ты услышал?»). А во время развивающих занятий говорите только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам». Лучше побольше показывать и давать малышу делать пробы и ошибки.
Мнение № 7
Укороченная подъязычная уздечка может привести к нарушению звукопроизношения.
ДА Эта маленькая связочка под языком имеет большое значение. С ее помощью мы можем произносить так называемые верхние звуки — «ш», «ж», «р», «л», при произнесении которых язык поднимается к твердому небу или к основанию верхних зубов. Укороченная уздечка приводит к тому, что малыш не в состоянии поднять язычок, облизать верхнюю губу, а в трудных случаях — даже высунуть язык изо рта. При подрезании уздечки она удлиняется, и становится возможным произнесение верхних звуков. Обычно эту операцию делают в возрасте 1—2 месяцев или уже после 5 лет, когда причина нарушения звукопроизношения у ребенка установлена. В легких случаях уздечку можно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.
Мнение № 8
Запинки в речи малыша приводят к заиканию.
НЕТ Запинки и заикание — разные речевые нарушения, хотя по проявлениям очень похожи. Причины запинок — нестабильное эмоциональное состояние малыша, психологические проблемы, напряженность, стресс. Их может спровоцировать и бурный темп развития речи, когда речевые возможности не успевают за мыслями крохи. Неспроста большинство малышей начинают запинаться в возрасте 2—3 лет, в период активного становления речи. Заикание имеет другую природу — неврологическую, и запинки в этом случае, как правило, имеют судорожный характер (возникают спазмы в мышцах артикуляционного аппарата). Исправление запинок и заикания абсолютно разное. Если при запинках рекомендуется создание спокойной обстановки, занятия с психологом, психотерапевтом и логопедом, то при заикании важную роль играют назначения невролога, показаны занятия со специалистом логопедом-заикологом. Но если не обращать внимания на запинки в речи крохи длительное время, то они могут перерасти в заикание, что исправляется значительно сложнее и дольше.
Разобравшись с мифами о развитии детской речи, вам проще будет сохранять спокойствие в кабинете врача, в беседах с всезнающей бабушкой и с подругой, желающей «помочь».