Правый руль остается, но «серые» иномарки запретят
18 сентября 2009
Правительство России утвердило окончательный вариант технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», из которого исключили пункт 8, запрещающий ввоз праворульных автомобилей.
Победа народных масс? Да, но в каком-то смысле Пиррова победа – возросший курс йены и пошлины «уронили» импорт подержанных «японцев» более чем в десять раз, так что актуальность запрета практически исчезла. В общем, Дальний Восток получил утешительный приз и толику возросшей самооценки.
А может быть, правительство всех перехитрило? За шумихой насчет запрета «правшей», в тени остались другие пункты регламента. Например, про обязательность русскоязычного интерфейса у автомобилей, как новых, так и подержанных. Причем, если машина уже имеет российское одобрение типа, то проверка русскоязычности откладывается до 2013 года, для остальных правило начинает действовать в сентябре 2011 года.
Интерфейс – это панель приборов, дисплеи бортового компьютера, магнитолы, климатической системы. Помимо интерфейса, русифицировать придется любые информационные и предупреждающие надписи, например о типе используемого топлива на лючке бензобака.
Для новых автомобилей, ввозимых в Россию официально, такое требование действовало и раньше. Уж если русифицировали инструкции от телевизоров и этикетки зеленого горошка, то с новыми машинами вопросов не было.
Однако, если вчитаться, регламент распространяется на все автомобили, «ввозимые на срок более шести месяцев на территорию РФ независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска». То есть на «серые» иномарки в том числе.
Значит, перед поставкой подержанной японской, немецкой или американской машины российский представитель марки обязан русифицировать весь интерфейс, включая перевод миль в километры. Если вы не производитель автомобилей, – это сложная задача. Большинство иномарок для чужих рынков даже если имеют мультиязычный интерфейс, русский язык в списке доступных встречается редко, а значит, нужно лезть в электронные «мозги», менять ЖК-панели со стандартными надписями, модифицировать панель приборов. Даже если кто-нибудь заморочится на подобный шаг, результат может быть формальным: вместо Check engine вы увидите «Првр. двг-ль», а Load disk превратится в загадочное: «Реж.заг.», чем иногда грешат псевдорусские приборы.
В Минпромторге акцент делают на безопасность – дескать, в критический момент водитель скорее отреагирует на надпись по-русски. Но так ли часто в аварийных ситуациях вы разбираетесь, что именно написано на спидометре и вообще коммуницируете с автомобилем?
Короче говоря, технично и без особой помпы регламент де-факто ограничивает ввоз серых иномарок в Россию. Схема очень напоминает историю с «красными» поворотниками американских машин.
«Документа я еще не видел, но требование о русскоязычном интерфейсе на безопасность не влияет, значит, нас оно не касается, – говорит заместитель начальника отдела технического надзора УГИБДД по Челябинской области Виталий Скрынник. – Неверно считать, что техрегламент – это документ для госавтоинспекции. Мы имеем к нему отношение лишь в маленьком блоке, где говорится о том, что контроль за соответствием конструкций и техсостоянием автотранспорта лежит на Госатвоинспекции. В остальном он касается изготовления автотехники, ее сертификации, реализации и так далее».
«В требовании русскоязычного интерфейса ничего нового нет, оно было и раньше, – комментирует директор ООО «Центр сертификации», руководитель органа по сертификации продукции автомобилестроения Сергей Костяев. – Помимо национального языка, в обозначениях должны использоваться принятые законом официальные единицы измерения, то есть температура в градусах по Цельсию, а не по Фаренгейту, на спидометре – километры, а не мили».
Отличия лишь в том, что с 2013 года (или уже с 2011?) эти требования планируют распространить на все вводимые в эксплуатацию машины без исключения...
А еще интересно, что регламент обязывает иностранного производителя иметь в России лишь одного представителя, который и отвечает за соответствие машин и запасных частей нормам регламента. Другими словами, новые и подержанные «Тойоты», равно как и запасные части, будут проходить через единственную компанию. От нее будут зависеть цены и ассортимент продукции (ряд моделей, наверняка, сочтут нерентабельными).
Лидер ассоциации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков высказался так: «Технический регламент должен оговаривать технические характеристики автомобилей, а он является экономическим регулятором, препятствующим выходу на рынок определенных товаров и фирм».
Выдержки из утвержденного варианта технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»
Пункт 9.
Интерфейс (совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение пользователем зрительной и голосовой информации и введение им команд управления), а также информационные и предупреждающие надписи на транспортном средстве, оценка соответствия которого проводится в форме одобрения типа, осуществляются на русском языке.
Указанное требование применяется:
– в отношении транспортных средств (шасси), относящихся к типу, ранее не проходившему оценку соответствия в Российской Федерации, – со дня вступления в силу настоящего технического регламента;
– в отношении всех выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) – с 1 января 2013 г.
Определение: «выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси)», не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Артем КРАСНОВ, Мария ШРАМЕНКО, специально для Autochel.ru