Правительство, похоже, решило все-таки не ограничиваться по-быстрому согнанными митингами, а комплексно подойти к вопросу по поддержке отечественного автопрома, в состав которого теперь входят и все заводы иностранных компаний, оказавшихся на нашей территории. На этой неделе вышло правительственное постановление, обнуляющее таможенные пошлины для ряда номенклатурных позиций в листе автокомпонентов, предназначенных для промсборки.
В настоящее время импортная пошлина составляет от 3 до 5%. Согласно новому постановлению, пошлины будут обнулены на двигатели внутреннего сгорания, ввозимые для промышленной сборки тракторов, автобусов для перевозки десяти и более человек, легковых автомобилей, грузовиков, спецтранспорта с рабочим объемом двигателя не менее 2,8 тыс. куб. см. Также обнулены пошлины на коробки передач, ремни безопасности, ведущие мосты, колеса, системы подвески, стабилизаторы, радиаторы, рулевые колеса – в общем, на все те автокомпоненты, которые до сих пор не научились производить в России. Соответствующее постановление вступит в силу спустя два месяца после публикации и будет действовать в течение девяти месяцев.
Чиновники продолжают вынашивать мысль, что в России все же появятся качественные и относительно недорогие автомобили, на которые россияне пересядут взамен старых и праворульных авто. Временное обнуление пошлин, которое периодически производится в самых разных секторах экономики, обычно призвано поддержать внутреннее производство. Правительство уже не раз снижало таможенные пошлины на ряд автокомплектующих – последний раз с 10-12% до 3-5% в 2005 году, когда было принято постановление № 166 “О внесении изменений в таможенный тариф в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки”, а позже, в 2006 году, на некоторые позиции до 0-3%.
Обнуление таможенных пошлин на ввоз комплектующих – книксен в сторону иностранных инвесторов, которым российское правительство обещало рынок и которые в сегодняшних финансовых условиях чуть ли не отказываются от открытия новых автозаводов (как минимум могут отложить запуск). Иностранные автоконцерны не раз заявляли, что не могут достичь заявленного уровня локализации в 50% из-за неприемлемого качества российских автокомпонентов. Для того чтобы производить достойный продукт, большинство автозаводов ведут с собой собственных производителей автокомпонентов (например, только Hyundai в конце 2008 года привела семь корейских компаний). Новое постановление должно стимулировать иностранные компании все-таки строиться в России, поскольку в условиях кризиса некоторые из них пересмотрели свои планы. Например, такая ситуация возникла в Нижнем Новгороде, где изначально планировали создать один из автопромышленных кластеров, но в последний момент ряд иностранных компаний по производству автокомпонентов от участия в проекте отказались.
В то же время и российские автопроизводители, в частности ГАЗ и Sollers, импортируют комплектующие как для собственных одноименных продуктов, так и для сборки иномарок на своих мощностях, поэтому новое постановление будет им только на руку.
Впрочем, в своем стремлении предоставить потребителю качественный продукт чиновники все же предпочли пожертвовать интересами российских производителей автокомпонентов, которым пока все никак не удается развернуться в полную мощь. В конце прошлого года российские производители автокомпонентов и так сократили объемы производства на 5-10%, в ближайшее время эта тенденция может усилиться.
Поддержка импортных автокомпонентов на данном этапе все же призвана создавать здоровый рынок, поэтому для тех, кто желает на этом зарабатывать, для этого есть все возможности. Напомним, недавно правительство разрешило подписываться под промсборку всем желающим производителям автокомпонентов. Изначально подписание соглашений в рамках промсборки было завершено в ноябре 2007 г. как противоречащее нормам ВТО, а вместе с этим был завершен прием заявок в Минэкономразвития России от производителей, которые решили воспользоваться льготным режимом. Таким образом, если раньше сроки подписания соглашений по промсборке автокомпонентов продлевались лишь до 31 декабря 2009 г., то обновленный приказ исключает какие-либо ограничения по срокам принятия заявок.
Возможно, обнуление пошлин на наиболее ценные агрегаты и узлы автомобиля также хоть сколько-нибудь скажется на ценообразовании иномарок, которые уже собираются в России. Это позволит уже весной снизить цены и выиграть часть потребителей таким автопроизводителям, как Toyota, Skoda, GM и Ford.