До внесения поправок возбудить налоговое дело было легко, и правоохранители не брезговали улучшать показатели за счет таких расследований. Порой силовиков использовали в своих конфликтах бизнесмены, устраивая за деньги рейдерские атаки на бизнес-конкурентов. Зачастую под удар попадали предприниматели, к которым у налоговиков вообще не было претензий.
Иногда дела возбуждались ради банального вымогательства. Расследование инициировалось на основании любой информации, часто доноса, предпринимателя брали под стражу и выдвигали условия освобождения: от 100 тысяч до миллиона долларов в зависимости от состоятельности человека.
В 2011 году следственные органы утратили право самостоятельно возбуждать налоговые уголовные дела. Сейчас СК может инициировать расследование по таким преступлениям только на основании материалов, предоставленных налоговиками, которые должны провести проверку и установить факт нарушения. Количество налоговых уголовных дел после либерализации сократилось в несколько раз: если в 2009 году было зарегистрировано 14,6 тысячи таких дел, то в 2011 году — 3,3 тысячи.
Стоит ли говорить, что бизнесу изменения пришлись по душе: после принятия поправок количество жалоб на рейдерские атаки резко сократилось.
Реакция органов оказалась прямо противоположной: Следственному комитету не понравились низкая эффективность раскрытия дел и ухудшение показателей. В сентябре этого года стало известно, что СК подготовил законопроект, предлагающий вернуть ему право возбуждать налоговые дела без участия ФНС. Уже в октябре, без единого согласования с заинтересованными ведомствами, президент Владимир Путин внес документ на рассмотрение Госдумы.