Образование в Снежинске

kroha

Местный
Сегодня задание делали по "Солнечным часам" Василенко.
И как-то в легком афиге... ну может не надо детям в 5 классе про обугленные тела и оторванные детские головы анализировать?
Ну может рановато?
мы про партизан и Молодую гвардию уже знали к концу третьего класса
как их в шахту кидали
как Ккосмодемьянсую вешали мы знали в начальном классе
про концлагеря и газ уже знали точно
моя рыдала про блокаду в Ленинграде во втором классе, зато знала про все
а твой метросексуалом растет
 
  • Like
Реакции: ASCO
ты чего всякой фигне придаешь значение?
Ну мы тест по тексту делали, углубились в тему.
Пришлось рассказать в общих чертах.
Папа еще влез с историей про немецких детей его возраста, которых отправили на фронт в конце войны.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
КТО ЗАБОЛЕЕТ ПЕРВЫМ?

После разделения прежнего минобра на два министерства «образовательные министры» были обречены на конкуренцию. Но в бытность Котюкова и Васильевой тема эта не всплывала ввиду исключительной «разности» названных персон, ибо невозможно состязание на ринге ерша и улитки.

Иное дело — Кравцов и Фальков. Эти двое ближе друг к другу, и оценивать их в сравнении вполне корректно.

По имиджу, умению выступать и держать себя Фальков обходит Кравцова без вопросов. Кое-кто поначалу даже решил, что в вузы и науку пришёл достойный начальник. Этот министр говорит красиво и правильно, не допускает скандальных двусмысленностей, умудряется затронуть в нужном ключе многие актуальные темы. (Однако при этом после его выступлений в итоге не остаётся ничего, кроме хорошего впечатления.) Могло даже показаться, что Кравцову в образовательном тандеме уготована роль исполнителя чужой воли (проще говоря, мальчика на побегушках). Но по факту получилось ровно наоборот.

Не так давно премьер Мишустин подписал распоряжение о передаче в Минпрос (т. е. Кравцову) всех педагогических вузов, которые до этого были в ведомстве Фалькова. Васильева полтора года пыталась поднять этот вопрос, а Кравцов получил остатки созданной в СССР системы подготовки учителей влёт (вместе со всеми сопутствующими бюджетными потоками).

Решение это можно было бы приветствовать, но вопрос упирается в мотивы и цели бывшего надзирателя. Уже отмеченный финансовый интерес и расширение сферы влияния очевидны. Отмечают также, что теперь в непосредственной досягаемости Кравцова окажутся известные критики систем ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, работающие в педагогических университетах. (Мелочная злопамятность министра — его известная черта.)

А вот способность Кравцова поднять педагогическое образование на должную высоту вызывает большие сомнения. Кроме личностных качеств названного «управленца» (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_32470 ), для этого есть объективные причины. За годы «реформ» ликвидировали две трети педагогических вузов, которые прежде были почти во всех регионах. Их слили с университетами, в названии которых нет слова «педагогический», и все такие «кузницы кадров» по-прежнему останутся у Фалькова.

Надо заметить, что в советское время классические университеты также выпускали учителей, и даже было определённое соперничество между выпускниками университетов и пединститутов. Каждый вариант подготовки имел свои достоинства. Работая в одном школьном коллективе, эти учителя взаимно обогащали друг друга, происходил синтез глубоких знаний и владения тонкостями педагогических методик.

Сегодня во многих регионах учителей выпускают только университеты широкого профиля, и там будет «школа Фалькова». А Минпрос станет формировать свою, кравцовскую. Такое вот «единое образовательное пространство».

Ясно, что все отмеченные детали не входят в круг компетенций Мишустина, который подписал соответствующее распоряжение. Возможно, что не в теме и оба министра. Но накануне принятия решения ректор РГПУ им. А. И. Герцена С. И. Богданов обратился к перечисленным персонам с официальным письмом, где подробно обосновал нецелесообразность передачи педагогических вузов в Минпрос (см. https://herzen.spb.ru/news/06-04-2020_3/ ). Отмеченная выше причина в обращении Богданова стоит под номером один. Заметим, что письмо выдержано в самых верноподданнических тонах. Чего стоит, например, следующая цитата:

«Валерий Николаевич Фальков, и Сергей Сергеевич Кравцов – люди, прекрасно знающие образовательную систему РФ и давно доказавшие свою способность достигать поставленные цели».

Как видим, не помогло, Кравцов оказался сильнее.
А что же Фальков? Почему разом и без эмоций отдал большой кусок бюджетного пирога? Ведь у него на руках были все аргументы Богданова.

Конечно, в первом приближении решение выглядит правильным, и возражать против него как бы не с руки. Но ведь у Фалькова есть очевидная возможность встречных требований. Речь о вступительных ЕГЭ, которые проводит Рособрнадзор. Вузы никак не могут влиять на содержание этих экзаменов, что является просто делом немыслимым (принимают «кого ЕГЭ пошлёт»).

Затребовать вступительные экзамены в своё ведение — не просто право, а прямая обязанность министра высшего образования. Не говоря уже о том, что ЕГЭ — это прибыльный бизнес, отжать который вполне в духе времени.

Но Фальков об этом даже не заикнулся.
И тут на ум приходит другая история, которая широко освещалась в интернете. Примерно в то же время Мишустин назначил заместителем министра науки и высшего образования (т. е. Фалькова) некую Дружинину, которая в 2013 году получила титул мисс ТюмГУ (Тюменского университета, где Фальков был ректором), а затем занималась пиаром достижений названного университета. Вполне возможно, что это назначение объясняет пассивность Фалькова в вопросе о педвузах. Произошёл размен, он решил для себя задачу более важную (об особых отношениях министра со своим новым замом писали достаточно).

Скажут: и что? «Новый начальник собирает свою команду».
И тут к месту поговорить о команде.
Недавно в неё (также в статусе зама) влился юрист Кучеренко. По информации https://compromat.group/main/investigations/28984-per.. этот кадр получил назначение по воле директора Курчатовского института Ковальчука (одного из «двух братьев»), «главного специалиста по прорывам» в науке. Заняв пост в министерстве, Кучеренко первым делом принял решение об увольнении академика П.Логачёва, директора Новосибирского института ядерной физики, который занимается проектированием и созданием уникального комплекса СКИФ, главного конкурента Ковальчука.
Тут вопрос: всё это Фалькову надо? Кучеренко — действительно его команда? Похоже, «кураторы» считают, что министру будет вполне достаточно его Дружининой, а в остальном он — тот самый мальчик на побегушках.

У Кравцова есть ещё одна значимая победа. Он сумел прибрать к рукам прежде независимый Рособрнадзор. Собственно, надзорное ведомство само легло ему в руки, когда его начальником (врио) назначили прежнего кравцовского зама Музаева. И теперь Кравцов без стеснения говорит «всю правду» про ЕГЭ , ОГЭ и ВПР, словно по-прежнему руководит проведением оценочных процедур. Фактически под его началом оказалась и аккредитация вузов. А это прямой механизм давления на Фалькова.

Сегодня в аккредитации взята пауза. Не из гуманности, которой надзиратели никогда не страдали. Просто «технология» не позволяет. В университетах нынче никого нет, да и приехать с инспекцией в другой регион непросто: надо две недели сидеть на самоизоляции. В Рособрнадзоре переживают, что так и не довели до ума «методы дистанционного контроля».

В отношениях образовательных министров имел место ещё один любопытный сюжет. Как известно, Кравцов отменил финал Всероссийской олимпиады школьников, и при этом всем финалистам 11 класса подарил статус призёра этой олимпиады, тем самым подчеркнув, что (по его мнению) дети участвуют в этих состязаниях ради вступительных бонусов, потерять которые было бы высшей несправедливостью.

Но тут получилась щедрость за чужой счёт. Дело в том, что призёры «всероса» имеют право зачисления без ЕГЭ в любой вуз соответствующего профиля. Разумеется, в «любой» они не идут, а выбирают самые престижные специальности, на которых и прежде почти все места занимали олимпиадники. Резкое увеличение числа «призёров» практически лишает там шансов всех остальных. В итоге народ возмутился, и появилась петиция, на которую Фалькову пришлось отвечать. Ответ вышел убогим. Оказалось, что Кравцов с ним не советовался, и вообще министр вузов не в теме, поступление по олимпиадам для него — новость.

Словом, можно подумать, что Кравцов на коне.
Однако это совсем не так. Его жёсткий стиль «управления», совмещённый с полной неспособностью предвидеть последствия хотя бы на шаг вперёд, в период коронавирусного кризиса наносит по министру удар за ударом.

14 марта он был полон энтузиазма и призывал всех незамедлительно внедрить и освоить «прорывные дистанционные технологии» в целях борьбы с коронавирусом:

«У нас уже есть опыт отдельных регионов по масштабному переходу на онлайн-обучение, важно его использовать и в других. Необходимую методическую помощь мы регионам окажем».

24 марта Кравцов заявил, что для поддержки дистанционных форм и домашнего обучения функционируют более 20 образовательных платформ и онлайн-сервисов, среди которых российская и московская электронные школы (РЭШ, МЭШ), а также ресурсы со свободным онлайн-доступом к учебникам и заданиям; в стране работает свыше 160 консультационных центров поддержки родителей.
«Уважаемые учителя, учащиеся и родители, используйте возможности отечественной системы образования и сохраняйте позитивный настрой. Мы вас в этом всегда поддержим».

А через месяц:

«Не все школы и не все учителя были к этому (дистанционному обучению) готовы. Для многих семей это оказалось шоком. Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки. Конечно, мы не до конца понимали, какие у нас и у наших школ есть возможности по дистанционной учебе. Никто не видел всю картину целиком».

Скажут: случается, «жизнь открыла глаза». Но ведь речь идёт о бывшем руководителе Рособрнадзора. Ему по должности полагалось бы знать, что представляют из себя «электронные школы», под которые много лет пилили бюджет.

Ещё аналогичный сюжет. В начале карантинных ограничений Кравцов уверял, что ВПР, ОГЭ и ЕГЭ будут проведены обязательно. Неоднократно переносил сроки, менял правила проведения этих «оценочных процедур», но отменять отказывался категорически. Но вот, наконец, объявили, что дети уйдут на летние каникулы без ВПР. Однако упущенные проверочные работы будут проведены в следующем году, как только начнутся занятия. И теперь мы точно знаем, чем станут заниматься школы и репетиторы, когда дети вернутся к учёбе: будут натаскивать на ВПР. И это совсем не повторение материала прошлого года, к которому «проверочные работы» имеют далёкое отношение (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_33962 ).

Так зачем всё это? Какими «государственными интересами» мотивированы такие действия? Министр просвещения двумя руками держится за ВПР, и здесь всё объяснимо. В Рособрнадзоре есть ФИОКО («институт оценки качества образования») — бизнес-структура, созданная Кравцовым, где трудоустроена группа аффилированных дармоедов, для которых ВПР — «единственный хлеб». Перед ними у министра жёсткие обязательства. А до детей и школы ему нет дела.

На днях подошла ещё одна новость: Кравцов не исключил, что аттестацию за 9-й класс в этом году проведут без ОГЭ.
Соображает, но медленно. Сегодня уже можно определённо сказать, что ОГЭ-2020 похоронен окончательно. И про ЕГЭ министр уже не заявляет, что «непременно будет», предпочитает помалкивать.

Тяжёлые времена наступили для чиновников. Шли делать карьеру и деньги, а тут навалилась работа. Вполне возможно, что за что-то придётся отвечать.
Не пора ли, не дожидаясь пинка (сверху или снизу), подумать о добровольном сложении полномочий?

Время даёт для этого удобную возможность. Достаточно попросту заболеть, и не чем-нибудь, а самой топовой ухань-вирусной инфекцией. Стать, так сказать, героической жертвой эпидемического фронта.
И примеры уже есть.
(Скептики замечают, правда, что героизм тут сомнительный: народ призывают самоизолироваться, соблюдать карантин, а сами…
Говорят, что премьер выполнял все ограничения неукоснительно. И это опять плохо: получается, что в самоизоляции смысла нет.
Конечно, руководство работает в зане особого риска. С этим надо согласиться. Там почти у всех дети проживали в Европе, всякие швейцарии, куршавели, самый рассадник заразы, не убережёшься.)

В любом случае — скатертью дорожка, ребята.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
ЕГЭ беда начало
Единый экзамен перенесли, но точных знаний о нем нет


Образовательные ведомства не смогли договориться между собой о порядке проведения ЕГЭ этим летом. В среду, 13 мая, Минпросвещения, Рособрнадзор и Минобрнауки в течение дня выступали с противоречащими друг другу заявлениями о количестве экзаменов, которые должны будут сдавать выпускники школ. Относительной ясности в этом вопросе удалось добиться лишь в среду поздним вечером. Дата и даже месяц проведения ЕГЭ до сих пор неизвестны.

Путаница с госэкзаменом началась с пресс-релиза, который Минпросвещения РФ разослало в среду около полудня: даты проведения ЕГЭ вновь будут перенесены. По установленному графику экзамен должен был начаться в мае, но после введения карантина его отложили на 8 июня, а теперь — на неопределенный срок. «Окончательные даты начала аттестационной кампании будут озвучены в ближайшее время,— говорилось в релизе,— это решение обусловлено рекомендациями органов здравоохранения». Также сообщалось, что формат проведения ЕГЭ в 11-х классах «будет скорректирован». Напомним, что обычно выпускники сдают два обязательных ЕГЭ — по русскому языку и «базовую» математику. Это необходимо для получения аттестата. Те, кто хочет получить высшее образование, сдают еще один-два «профильных» госэкзамена, которые назначает вуз (бывает, что и больше), и поступают по сумме баллов.
В этом году, следует из пресс-релиза Минпросвещения, выпускники, которые не планируют поступать в вузы, могут вообще не сдавать ЕГЭ.
Они получат аттестат с отметками, «выставленными по итогам года», «обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике проводить не планируется». Из письма следовало (но не проговаривалось прямо), что выпускникам, нацеленным на высшее образование, придется сдавать лишь ЕГЭ по выбору.

Днем в Москве прошло онлайн-заседание президиума Российского союза ректоров. Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил ограничить количество профильных ЕГЭ для зачисления в вуз — не больше двух. Он не указал, как действовать вузам, установившим три-четыре испытания. Предложение господина Садовничего одобрил и. о. главы Рособрнадзора Анзор Музаев, добавив, что его ведомство рассчитывает провести ЕГЭ во второй половине июня. Выступил на мероприятии и глава Минобрнауки Валерий Фальков, правда, большая часть его речи передавалась без звука — то ли из-за технических неполадок, то ли «для служебного пользования».
После заседания заместитель главы Минпросвещения Дмитрий Глушко снова заявил в эфире «России 24» о двух экзаменах — уже как о решенном деле.
«Это будет два экзамена, которые выпускнику школы необходимо выбрать исходя из того, на какой факультет и в какой университет он поступает»,— сказал замминистра. Тогда же ряд СМИ получили от анонимного источника письмо заместителя главы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева, которое 8 мая было направлено в Минпросвещения (есть и у “Ъ”). Из него следовало, что ведомство поддерживает идею отказаться от «базовой» математики как обязательного предмета для выпускников. В этом же документе сообщалось, что вузы просят не допустить значительного сдвига начала учебного года на более поздний срок, «что приведет к финансовым издержкам». «В условиях сохранения текущей эпидемиологической ситуации <...> Минобрнауки считает целесообразным предусмотреть возможность его (ЕГЭ.— “Ъ”) проведения в дистанционном формате»,— говорилось в письме.

После этого уже другой анонимный источник передал ряду СМИ письмо Анзора Музаева, которое 7 мая было направлено в Минобрнауки (есть в распоряжении “Ъ”). В нем сообщалось, что проводить экзамены в июле «нецелесообразно», поскольку могут сохраняться последствия текущей ситуации с коронавирусом. В связи с этим Рособрнадзор рекомендовал рассмотреть возможность сдачи ЕГЭ в период с 4 по 25 августа или с 11 по 31 августа. В письме говорилось, что Рособрнадзор «прорабатывает различные схемы проведения» ЕГЭ, в том числе возможность сдачи экзамена по русскому языку в течение двух дней, а не в единый для всей страны день, как раньше. За этим последовало официальное заявление замминистра просвещения Виктора Басюка: «Рассматривается вопрос отмены обязательных экзаменов по русскому языку и базовой математике для тех, кто поступает в вуз в текущем году».

К этому времени СМИ уже распространили информацию о том, что выпускникам придется сдавать всего два ЕГЭ по выбору. Но уже вечером, в 20:03, пресс-служба Минобрнауки официально заявила, что ведомство «не рассматривало» вопрос о сокращении количества предметов ЕГЭ до двух. «Что касается проведения экзамена в дистанционном формате, то такой вариант не исключается для маломобильных групп населения,— добавили там.— Решение о формате и сроках проведения ЕГЭ принимается Рособрнадзором по согласованию с Министерством просвещения». Это заявление окончательно запутало ситуацию. В Минпросвещения “Ъ” пояснили, что ведомство отвечает за два обязательных экзамена, которые надо сдать, чтобы получить аттестат,— это русский язык и «базовая» математика: «Мы их обязательность в этом году отменили. Экзамены по выбору для поступления в вуз — это уже к Минобрнауки». В Минобрнауки сказали, что не решают вопросы о количестве ЕГЭ.

Через полтора часа ТАСС опубликовал заявление министра просвещения Сергея Кравцова о том, что «выпускники школ смогут выбрать то количество экзаменов, которое им будет необходимо для поступления в вуз»:"Как правило, помимо русского языка выпускники сдают не более двух экзаменов. При этом у них есть право выбирать то количество экзаменов, которое будет им необходимо для поступления. Вузы самостоятельно определяют количество экзаменов на ту или иную специальность» "
Во многих странах существуют агентства, проводящие экзамены, министерства, которые курируют школу, и, помимо этого, ведомства, которые курируют высшее образование, говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: «Конечно, в острых ситуациях требуются большие усилия по координации. Но то, что происходит в острых ситуациях, не значит, что это не может работать в стабильной ситуации». По его мнению, возникшие проблемы в коммуникации между ведомствами не означают, что схему с разделением ведомств необходимо поменять: «Хорошо, что вектор у всех трех госструктур один — сохранить экзамен для тех, кто будет поступать в вузы. О деталях, думаю, они договорятся».

Анна Васильева, Александр Черных
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
Роспотребнадзор предложил отменить общие перемены в школах
Роспотребнадзор рекомендовал российским школам внести изменения в организацию процесса обучения. Ведомство предлагает закрепить за каждым классом отдельное помещение, отменить группы продленного дня, а также изменить время начала уроков и перемен для учеников разных классов.

«Пересмотреть режим работы организации, в том числе расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен в целях максимального разобщения классов (групп)»,— сказано в рекомендациях(.pdf) ведомства.

Роспотребнадзор также рекомендовал:
  • закрепить за каждым классом учебное помещение;
  • исключить общение учеников из разных классов во время перемен и при проведении прогулок;
  • по возможности сократить число человек в классе;
  • исключить объединение детей из разных классов в одну группу продленного дня;
  • организовать пребывание детей и проведение занятий по физкультуре на открытом воздухе;
  • обеспечить прохождение «утреннего фильтра» — обязательного измерения температуры у школьников и учителей;
  • обеспечить дезинфекцию воздуха в помещениях школы;
  • усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию учеников и их родителей.
13 мая Минпросвещения из-за пандемии коронавируса рекомендовало проводить в регионах последний звонок и выпускной в школах в режиме онлайн. Также ведомство сообщило о переносе ЕГЭ и отмене ОГЭ.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
И снова постучали...
У школ в России ведь есть уже абсолютно всё.
Выпадающие рамы, рушащийся потолок, проваливающийся пол - ликвидированы повсеместно.
Получите-распишитесь.

Все школы России оборудуют камерами с функцией распознавания лиц
Это поможет обеспечивать безопасность на территории учебного заведения, выявлять посторонних людей, ослеживать посещение учеников. Первые камеры уже поставлены более чем в 1,6 тыс. школ
Все школы России оборудуют системами видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, этим будет заниматься Национальный центр информатизации (НЦИ), который входит в корпорацию «Ростех», сообщили «Ведомости».
Представитель «Ростеха» подтвердил РБК эту информацию.
По информации «Ведомостей», заказчиками работ по оснащению школ камерами выступили региональные департаменты образования. В рамках проекта закупаются системы видеонаблюдения для установки в коридорах, залах, на лестницах, а также снаружи здания для наблюдения за периметром. Общая сумма контрактов, которые уже размещены, превышает 2 млрд руб., сообщает издание.
По словам представителя НЦИ, системы видеонаблюдения уже получили 1608 школ в 12 регионах. Остальные школы в России также в будущем оснастят видеокамерами, сообщил представитель компании «Элвис-неотек», которая отвечает за разработку систем видеонаблюдения для закупки, Евгений Лапшев.
Он уточнил, что для одного образовательного учреждения необходимо около 20 камер. «Элвис-неотек» поставила уже 28 тыс. камер в рамках пилотного проекта, каждая стоила около 10 тыс. руб. Все элементы системы видеонаблюдения подключены к системе Orwell, в которую интегрирован модуль распознавания лиц NtechLab. Он может выявлять на территории школы людей, не внесенных в список тех, кто имеет право там находиться. В будущем NtechLab может быть использован для того, чтобы учитывать рабочее время сотрудников, а также помогать родителям отслеживать посещение их ребенком школы. При этом представитель NtechLab подчеркнул, что внесение лиц сотрудников и учеников в базу данных происходит с их согласия на обработку данных, все базы данных хранятся локально.
Помимо обеспечения безопасности на территории школы, с помощью платформы Orwell также можно обнаружить возгорание, оставленные предметы, выявить присутствие людей на закрытых территориях.
РБК направил запрос в Минпросвещения.
Компания «Элвис-неотек» была создана в 2011 году при поддержке «Роснано», говорится на ее сайте. В базе данных СПАРК указано, что «Роснано» владеет 58,57% компании. Основным видом деятельности «Элвис-неотек» является разработка компьютерного программного обеспечения.
На сайте компании говорится, что она реализовала более 500 проектов с 2011 года. В частности, «Элвис-неотек» занималась оснащением Национального центра управления обороной России системами обеспечения безопасности, также реализовывала проекты в аэропортах Шереметьево, Пулково и поставляла радиолокационные системы охраны периметра и территории на различные ГЭС. В 2016 году «Элвис-неотек» представляла свои разработки в области интеллектуального видеонаблюдения на стенде программы «Умный город» департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.
Подробнее на РБК:
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
В ГОСДУМУ ВНЕСЁН ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ШКОЛЫ ОТ ЕГЭ

Пандемия-2020 сломала сценарий псевдоаттестации по ЕГЭ и выявила её очевидную несостоятельность. Выдачу аттестатов без выпускных единых экзаменов общество восприняло исключительно позитивно. Не было высказано никаких опасений, что такое решение скажется на качестве выпуска. И это — не случайно. В настоящее время для получения аттестата о среднем образовании выпускнику достаточно сдать на минимальный балл два ЕГЭ — по русскому языку и базовый экзамен по математике. Ежегодно эти ЕГЭ отсеивают около 1% выпускников, то есть аттестат получают практически все. В ситуации, когда качество обучения в различных школах различается многократно, и по социальным причинам основная масса выпускников должна быть аттестована, уровень «единых, объективных и независимых» экзаменов неизбежно оказывается низким. Сегодня его в состоянии преодолеть успевающий пятиклассник.

ЕГЭ-2020 будут проходить исключительно как вступительные экзамены в вуз, и уже никто не сможет называть их (без всяких оснований) «выпускными и вступительными экзаменами одновременно». Коронавирусная повестка силовым методом внедрила в жизнь наши предложения об отделении школы от ЕГЭ (см. https://vk.com/wall-62604527_3919 ). И, ещё раз подчеркнём, это не вызвало и не вызовет никаких проблем ни в аттестации, ни в зачислении в вузы по результатам ЕГЭ (разумеется, если экзамены пройдут без эксцессов).

На этом фоне фракция «Справедливой России» внесла в Думу законопроект № 977612-7
«О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (см. https://sozd.duma.gov.ru/bill/977612-7 )

Суть законопроекта изложил лидер фракции С.М.Миронов
( https://tass.ru/obschestvo/8798491 ):

"Сдачу ЕГЭ предлагаем оставить только для поступления в вузы, проводить его нужно отдельно от выпускных экзаменов. ЕГЭ не должен иметь отношения к школе, он не должен становиться единственным способом поступления вуз. Институты и университеты должны иметь право самостоятельно определять, как им набирать новых студентов".

Политик считает, что подготовка учеников в выпускных классах сводится к "натаскиванию на экзамены по двум-трем профильным предметам".
"Мы же предлагаем вернуть в школу в качестве итогового испытания ГВЭ в традиционной, проверенной временем форме: сочинение по русскому языку и литературе и письменная работа по математике. Причем требования для получения высокой оценки должны быть выше по сравнению с ЕГЭ. Это станет серьезным мотивом для усердной учебы и облегчит дальнейшее поступление в вуз", - уверен он.

Парламентарий убежден, что нововведение позволит сделать систему поступления в вузы более гибкой. "Вводить изменения нужно не сразу, а в течение ближайших двух лет. После этого ГВЭ должен стать обязательным для всех, а ЕГЭ - остаться только для будущих студентов", - заключил Миронов.

Выражаем глубокую признательность справедливороссам за их важный политический шаг. Все прежние инициативы об «отмене ЕГЭ», вносимые оппозиционными думскими фракциями, были не работоспособны, поскольку (в случае реализации) сразу создавали бы массу проблем. По этой причине их легко было дискредитировать.

Законопроект СР проблем не создаёт, он их решает. Не случайно близкую законодательную инициативу ЗС РК в 2017 году предпочли не рассматривать, а вынудили законодателей Карелии свой проект отозвать (см. https://vk.com/wall-62604527_11100 ).

Заслуживает внимания и дата внесения законопроекта — 23 июня. Как раз накануне парада Победы и судьбоносного голосования. Прямо скажем, совсем не время официальным политикам поднимать вопрос о ЕГЭ, этой сотворённой властью чуме нашего образования, отношение к которой у большей части электората строго отрицательное.
И это — тоже позиция. Образование — важнее!

Ещё раз большое спасибо Сергею Михайловичу Миронову.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
«В школе, а не на кухне!». Родители устроили собрание астраханскому министру образования

Сегодня в областном минобрнауки прошло стихийное «родительское собрание», которое провел министр образования Виталий Гутман. Активисты из мам, дедушек и бабушек хотели получить от главы ведомства ответ на вопрос: сядут ли школьники 1 сентября за парты или дети продолжат учиться дистанционно?

Регион вошёл в эксперимент
Поводом для такой встречи стали публикации в ряде федеральных СМИ, где несколько провокационно заявлялось, что в России останется дистанционное обучение. Провокационно потому, что дистант, собственно, в том или ином качестве уже несколько лет присутствует в российских школах. Но родители, которые битых два месяца промаялись со своими чадами и их учебой на карантине, вдаваться в нюансы политики заголовков не стали. На самом деле сообщалось, что в 14 регионах, в число которых вошла и Астраханская область, с 1 сентября планируется проведение эксперимента по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды (ЦОС).

Под любым соусом «против»
Тем не менее астраханский сегмент соцсетей буквально взорвался: люди требовали объяснений и выражали готовность идти с протестами под стены местного минобра. В результате Виталий Гутман сам назначил активистам встречу. Многие пришли с копиями правительственных документов, а во время собрания участники собирали подписи против дистанционного обучения.

«Все устали за карантин»
Глава минобра сразу заявил, что разделяет лозунг, с которым пришли родители: «Наши дети должны учиться в школе, а не кухне!». Более того, он даже сам взял плакат в руки, чтобы у собравшихся не осталось и тени сомнений.
«Я тоже абсолютный противник дистанционного обучения в школе. Говорю вам это как дед пятерых внуков. Все устали за карантин: и родители, и дети, и ваш покорный слуга. Поскольку вы даже не представляете, как трудно было это все организовать. И мы единственный регион, который раньше всех ушел на каникулы. Более того, на свой страх и риск я лично отменил дистанционное обучение в период нерабочих дней с 1 по 11 мая. Но об этом почему-то никто не вспоминает», — сказал Гутман.

«Наши дети не хуже московских»
Министр несколько раз подчеркнул, что нет ни одного губернаторского или ведомственного постановления, в котором хоть что-либо говорилось о внедрении в регионе дистанционного обучения. «Эксперимент по внедрению целевой модели ЦОС — это не про дистанционное обучение, а про оснащение школ компьютерами, создание платформы с единым образовательным доступом ко всем ресурсам интернета на бесплатной основе. Благодаря развитию платформы ЦОС в школы придет хорошее компьютерное оборудование, будет проведен высокоскоростной интернет. Я считаю, что астраханские школьники ничуть не хуже детей Москвы, Петербурга, Татарстана и других регионов, у которых больше финансовых возможностей. Мы выиграли этот федеральный грант только для того, чтобы это оборудование закупать в школы, которые будут работать, как и работали, и никто закрывать их не собирается. Мы в очереди стояли, чтобы попасть в эту программу, чтобы пришли инвестиции», — разъяснил он.

«Тупеют на дистанте»
Признание министра в том, что включение региона в эксперимент — во многом заслуга ведомства, только подлило масла в огонь. Участники собрания наотрез отказывались слушать доводы министра, утверждая, что это, мол, только отговорки, а на самом деле за всем этим кроется дистанционное обучение. «Внедряйте для тех, кому это интересно. Дети тупеют на дистанционке, и у них, и у нас нервные срывы. Школьники теряют около компьютеров здоровье. Пусть учатся по учебникам, а не по компьютерам, к тому же не все семьи могут позволить купить детям компьютеры и планшеты, особенно где не один ребенок, а два и больше», — таков был лейтмотив выступавших с мест.

«На добровольной основе»?
Причем особо родители напирали на один из пунктов постановления правительства РФ, в котором говорится, что участниками эксперимента являются среди прочих «участники ЦОС, в том числе обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), образовательные организации, потребители контента, поставщики контента и образовательных сервисов — на добровольной основе». Вместе с этим они были согласны с тем, что учебные заведения нужно технически укреплять.

«Тогда объявляйте карантин!»
«Дистанционное обучение в стране регулирует ст. 16 закона об образовании. Более того, это норма в Астраханской области применяется уже третий год. Прежде всего в обучении детей-инвалидов, в удаленных сельских школах, где нет преподавателей и никогда не будет, а также в рамках программы «Семейное образование». До ковидной ситуации таких в регионе заявилось 200 человек», — подчеркнул министр. Если эпидобстановка усугубится, дистанционное обучение, вероятнее всего, будет возобновлено. Все будет зависеть от решений Роспотребнадзора, дал понять глава ведомства. И в этой части родители были категорически против: «Если начнется вторая волна коронавируса, больше на дистант мы не согласны. Объявляйте тогда полный карантин. Без дистанционной учебы. Потом ученики наверстают упущенное», — настаивали они.

«99%, что сядут за парты»
Также министр ответил и на вопрос, очным или заочным будет 1 сентября, пойдут ли учащиеся в школы. «На 99% уверен, что дети за парты сядут. Но, как мы понимаем, все будет зависеть от эпидситуации в регионе», — сказал он. К слову, Гутман подчеркнул, что первая четверть нового учебного года будет потрачена именно на то, чтобы учащиеся наверстали то, что было пропущено во время карантина весной.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
Заставить бедных учиться дистанционно не позволит Конституция Интервью
В конце июня в Сети появился проект постановления о проведении эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды в некоторых российских регионах. Проект опубликовали на фоне развернувшейся острой дискуссии на тему дальнейшей судьбы дистанционного образования в России.

Что из себя представляет опубликованный проект постановления, какие цели он преследует, а также создает ли он почву для сегрегации российского образования по признаку социального достатка, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Арслан Хасавов.

ИА Красная Весна: Недавно на портале проектов нормативных правовых актов появился проект постановления Правительства России о проведении эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды в ряде российских регионов. Можете рассказать поподробнее про этот эксперимент? Какие вы видите причины в его проведении?

— Что касается Цифровой образовательной среды — это федеральный проект, который входит в национальный проект «Образование». Согласно паспорту данного проекта, к 2024 году должны быть внедрены целевые модели Цифровой образовательной среды по всей стране. Плюс обеспечение техническими возможностями, в частности доступом к интернету 100% образовательных организаций с определенной скоростью: в городских поселениях — 100 МБ/с и в сельской местности — 50 МБ/с. А также создание центров Цифрового образования. И этот проект постановления правительства, который был опубликован — он предусматривает эксперимент на 14 регионах, который позволит выработать единый ресурс и закупить контент от производителя образовательного контента «Моя школа» и отработать его, что называется, апробировать на вот этих пилотных регионах.

С чем это связано? Почему именно сейчас, почему именно с 1 сентября нужно его начинать? На мой взгляд, здесь речь идет о том, что та ситуация, в которой оказались российские школы в условиях пандемии коронавируса, выявила целый ряд проблем.

Очень многие проблемы были отданы на откуп региональным системам власти. И не везде были достигнуты требуемые результаты. Проблемы, с которыми столкнулись регионы, это: стабильный доступ к интернету, техническая неоснащенность отдельных домовладений и семей, невозможность постоянного присутствия на цифровых онлайн-уроках и всего прочего, невозможность оценки качества знаний, которые получали школьники и т. д. То есть был выявлен целый ряд проблем.

Плюс, как оказалось, Российская электронная школа как государственный проект не смогла покрыть все потребности образовательных организаций, которые были задействованы в условиях пандемии коронавируса в удаленном режиме работы. Соответственно, школы использовали все доступные им частные ресурсы. Это и «Учи.ру», и «Яндекс-учебник» и так далее, и так далее. И, соответственно, эти организации, которые предоставили бесплатный доступ к отдельным своим ресурсам, тем не менее не выдержали той нагрузки, которая сильно возросла в связи с массовым переходом на дистанционную форму обучения.

То есть в этом проекте, с одной стороны, задел на будущее. С другой стороны, это попытка шагать в ногу со временем: «А что если окажется, что школы не откроются с первого сентября, если всё-таки вторая волна коронавируса накроет страну?»

Конечно, государство, органы управления образованием вынуждены реагировать, то есть исполнять национальный проект, который никто не отменял, и к 2024 году добиваться тех целей, которые в нем заложены. С другой стороны, ускорять темп принятия тех или иных решений, тех или иных экспериментов и так далее.

И всё-таки тема единой платформы именно государственной, в том числе для дистанционной формы образования, она назревала уже достаточно давно. И сейчас, конечно, это такая пиковая история, когда нужно этот вопрос решить в четко обозначенные сроки. Мне кажется, что речь идет именно об этом в проекте постановления правительства.

ИА Красная Весна: При реализации проекта дистанционного образования во время объявленных нерабочих дней из-за пандемии коронавируса оказалось, что многим преподавателям старшего поколения трудно освоить программное обеспечение для дистанционного обучения. Не произойдет ли ситуации, когда преподаватели старшего поколения будут вынуждены увольняться из-за того, что им трудно овладеть новой методикой преподавания?

— Смотрите, если говорить конкретно про этот документ и 14 регионов, которые в нем обозначены, то там как раз среди тех целей и задач, который он преследует — это апробация этих образовательных процессов, включая деятельность образовательных организаций. То есть, соответственно, это предусматривает обучение персонала школ, административного персонала, непосредственно самих учителей, которые работают со школьниками, обучение работе с данным ресурсом, вновь создаваемым и наполняемым внешними какими-то системами. Поэтому так как это эксперимент, то это не будет 100-процентное погружение всех педагогов, которые задействованы в регионе.

Уверен, что это будет добровольная история, для тех, кто хочет развивать в этом направлении, для тех, кто хочет сделать шаг вперед в профессиональном развитии.

ИА Красная Весна: Соответственно, мы можем предполагать, что это будут какие-то отдельные школы, а не все?

— Да, мы предполагаем, потому что список именно образовательных организаций должен будет подготовить после вступления данного приказа Министерства просвещения РФ в законную силу. Поэтому если мы предполагаем, что это не 100%, то, конечно, будут выбраны, в рамках тех избранных школ, которые включатся в эту программу, будут избираться те педагоги, которые будут готовы поработать в этой среде.

ИА Красная Весна: Ряд экспертов высказывали опасения, что может произойти в результате внедрения цифрового образования его дифференциация или сегрегация по социальному признаку: то есть дети малообеспеченных родителей будут учиться на «удаленке», а дети обеспеченных родителей в нормальной школе. На ваш взгляд, эти опасения обоснованы?

— На мой взгляд, данный проект постановления правительства, конечно, усилит эти страхи. Он усилит и более глобальный страх, что в целом, может быть, российские школы перейдут на дистанционную форму обучения, в более массовом порядке, постоянном и так далее, и так далее. Это, безусловно, усилит данное опасение.

Но если отвечать непосредственно на вопрос, будет ли сегрегация российского образования на очное обучение и дистанционное, в зависимости от материального достатка, то мне кажется, что эти опасения беспочвенны, потому что право на получение бесплатного образования у нас заложено в основных законах Российской Федерации. И никто отменять этого не будет.

Даже если мы предположим, что будет выбор, как сейчас, например, в сторону семейного обучения, то любой родитель имеет право забрать своего ребенка из школы и отправлять его только на аттестацию, получая при этом средства на его развитие, которые можно нанимать самостоятельно педагогов, то есть брать эту всю ответственность на себя. Но это исключительно добровольное решение.

Я уверен, что финансовые возможности родителей не будут играть никакой роли, поскольку образование у нас преимущественно государственное, соответственно, бесплатное. В частные школы родители переводят своих детей исключительно по желанию, и, соответственно, выбирают по своему финансовому состоянию. Поэтому я абсолютно убежден, что бесплатное образование останется как одна из основополагающих социальных гарантий государства.

Массового, обязательного, вынужденного перехода на дистанционные формы обучения для малообеспеченных семей, мне кажется, что никем и никак не предусмотрено. И даже в планах такого не может быть.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
Замминистра взяли на 72 часа
Возбуждено уголовное дело о хищениях в Минобрнауки


Заместитель главы Министерства науки и высшего образования России Марина Лукашевич и начальник управления Россотрудничества Михаил Попов задержаны следователями столичной полиции по подозрению в особо крупном мошенничестве. По версии следствия, они причастны к хищению 40 млн бюджетных рублей в 2016 году при исполнении контракта об автоматической обработке научных данных для нужд тогдашнего Минобрнауки. Позже пути предполагаемых подельников разошлись, однако следы якобы имевших место хищений недавно были выявлены оперативниками МВД. Обвинение намерено настаивать на помещении в СИЗО обоих высокопоставленных чиновников на время расследования. Однако пока этот вопрос отложен.

Как сообщили “Ъ” в МВД России, поводом для начала расследования стала проверка, проведенная оперативниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) столичного главка полиции. Сыщиков заинтересовал контракт, заключенный в 2016 году между Минобрнауки (в 2018 году оно было разделено на Министерство просвещения и Миннауки и высшего образования) и некоей коммерческой структурой.
По некоторым данным, речь в техническом задании шла о разработке автоматической системы обработки различных поступающих в ведомство научных данных. Выполнить контракт взялась некая фирма, руководителем которой являлась Марина Лукашевич.
Надо отметить, что коренная москвичка была человеком далеко не чужим для Минобрнауки. После окончания юрфака Института экономики и права она с 1998 по 2014 год бессменно работала в правовой службе министерства, последовательно пройдя путь по служебной лестнице от должности главного специалиста до директора департамента. Как говорится в ее официальной биографии, с 2014 года госпожа Лукашевич не работала в министерстве, являлась «советником, экспертом, консультантом ряда высших учебных заведений (МФТИ, МИРЭА, ВШЭ и иные), Ассоциации ведущих университетов, Федерального института развития образования, Московского центра образовательного права», что, как выяснили полицейские, также не мешало ей параллельно заниматься бизнесом. По версии следствия, получив бюджетные средства, экс-чиновница и бизнесвумен привлекла к работам неких «подконтрольных ей» индивидуальных предпринимателей, хотя вообще в ее планы якобы не входило реальное окончание разработок в запланированных объемах.
Между тем результаты, которые, как считают сыщики, явно не соответствовали заявленным критериям, утвердил бывший сослуживец госпожи Лукашевич по работе в Минобрнауки — директор департамента управления программами и конкурсных процедур Михаил Попов.

Он осуществил приемку выполненных работ, подписав соответствующие документы. «Результаты заведомо не соответствовали условиям договоров, и, таким образом, ведомству был причинен ущерб в размере более 40 млн руб.»,— сообщил “Ъ” близкий к следствию источник. Надо отметить, что впоследствии пути предполагаемых подельников разошлись. В июле 2018 года после разделения Минобрнауки на два независимых министерства распоряжением тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева Марина Лукашевич была назначена заместителем министра науки и высшего образования — статс-секретарем. Между тем Михаил Попов перешел на работу в Россотрудничество, где занял пост начальника управления реализации проектов в сфере образования и науки.

Невзирая на высокие должности фигурантов, следователи ГСУ ГУ МВД по Москве, как сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк, возбудили на основании материалов оперативников УЭБиПК уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Марина Лукашевич и Михаил Попов были задержаны, а по местам их жительства и в рабочих кабинетах было проведено около 30 обысков. В МВД почти сразу пояснили, что следователи намерены обратиться в Тверской суд Москвы с ходатайством об аресте обоих пока еще подозреваемых — официальное обвинение еще не предъявлено. Слушания в суде могли состояться уже в пятницу вечером, однако, по данным “Ъ”, потом следователи ГСУ решили взять небольшой тайм-аут на 72 часа с тем, чтобы лучше подготовиться к заседанию в понедельник и собрать дополнительные материалы, свидетельствующие как о самом совершенном преступлении, так и роли в нем задержанных чиновников.
О позиции самих предполагаемых расхитителей бюджетных средств пока ничего не известно. Однако очевидно, что их защита будет просить оставить фигурантов громкого расследования на свободе, хотя и под домашним арестом.

При этом они явно будут ссылаться на положительные характеристики чиновников и их заслуги, которых у госпожи Лукашевич на порядок больше. У 45-летней женщины с незапятнанной биографией имеются благодарности от президента и Минобрнауки, памятный знак уже упраздненного ФСКН «За заслуги» и ряд почетных грамот. Кроме того, действующий замминистра, которая на официальном сайте министерства стоит на второй строчке после назначенного полгода назад на пост главы Валерия Фалькова, является также кандидатом экономических и юридических наук. Последнюю степень она защитила в 2008 году на тему «Эволюция формы Российского государства: историко-правовой анализ».

В МВД особо подчеркивают, что расследование уголовного дела продолжается. Не исключено, что в нем появятся и новые фигуранты. В первую очередь, естественно, речь пойдет о рядовых исполнителях контракта, степени их осведомленности, вовлеченности в якобы имевшее место хищение 40 млн руб., а также их показаниях. Кроме того, очень многое будет зависеть от результатов экспертиз, которые должны подтвердить или опровергнуть подозрения в несоответствии выполненных и принятых работ описанным в договорах техническим аспектам.
Сергей Сергеев
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
Для тех, кто витает в облаках, отрицая введение дистанционного обучения ссылка на
Законопроект № 957354-7
О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
Включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на июль 2020 года.
 

Беспринципная Седовласка

Между прочим, здесь написано: «Вытирайте ноги»
Математик Сергей Рукшин: «Опыт дистанционного образования провалился»
Вынужденный переход на онлайн-образование в школах/вузах мало кого привел в восторг. Разгромная критика сменилась рассуждениями на тему «как нам обустроить дистант» и что взять от него в светлое постковидное будущее. На эти вопросы наш сегодняшний эксперт отвечает афоризмом: «Когда вагоновожатый ищет новые пути, трамвай сходит с рельсов». Наш собеседник - Сергей РУКШИН, народный учитель России, руководитель знаменитого Матцентра (его выпускники - филдсовские лауреаты Григорий Перельман и Станислав Смирнов), профессор Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. А также член Общественного совета при Министерстве просвещения. В разговоре о том, как сфера образования будет адаптироваться к постпандемической реальности, математик Рукшин пошел «от противного». Рассказал о том, какой адаптации надо опасаться.

- Сергей Евгеньевич, вам на днях студенты-педагоги зачеты на удаленке сдавали. Успешно?
- Некоторые не заслужили зачета даже по меркам коронавирусного времени. Но кому-то повезло: интернет-связь прерывалась, в таких случаях ставить «незачет» было бы аморально. Правда, и школьники, и студенты наловчились симулировать неполадки в скайпе. Но у меня дома Интернет от двух провайдеров, так что я по крайней мере могу отследить, когда врут, что проблемы с сетью у меня.
- Все говорят, чем плохо дистанционное обучение. А что в нем проявилось хорошего и что нужно взять на заметку?
- Первое, что хорошо, - то, что отдельные учителя и мотивированные родители и школьники/студенты проявили героизм и пережили этот период достойно. Второе хорошо - то, что мы узнали, насколько все плохо.
Знаете, врать другим можно, но себе врать, да еще верить в это вранье, нельзя. Опыт дистанционного образования провалился. Оно проявило себя в лучшем случае как эвакогоспиталь, в котором не лечат, а спасают, чтобы не помер сразу. После чего надо уже отправлять в специализированные клиники и выхаживать.
Вот говорят, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Многомиллиардные затраты на онлайн-методики, онлайн-уроки, на создание, как модно говорить, «контента» - все это оказалось пустой болтовней и освоением бюджетов. И не потому, что бесполезно, если нет компьютера и надежного Интернета. А потому, что не создает мотивации. Школьник заходит в Сеть - и невозможно контролировать, слушает он урок или в игрушки играет.
Дистанционное образование - это не самостоятельная форма, а дополнительная. Это не «вместо», а «вместе». Безусловно, надо какие-то темы перевести в онлайн. Например, ребенок гораздо лучше запомнит, где на карте России находится такой-то субъект Федерации, если будет не 45 минут про это слушать, а 10 минут поиграет в онлайн-игру, где субъекты как пазл складываются. Но мне не нужна была пандемия, чтобы эти возможности онлайн-обучения обнаружить.
- Подразумевалось, что онлайновое - это возможность, живя в поселке, слушать уроки лучших учителей России и лекции профессуры ведущих вузов...
- Я вам привел в пример школьников, у которых будто бы срывается скайп.
На онлайн-обучение способны только высокомотивированные люди. Их никогда не бывает много. Более того: образование, о чем говорили и Макаренко, и Сухомлинский, на начальном этапе всегда имеет элемент принуждения. Потому что интереснее играть во дворе, чем сидеть в классе.
Когда студент дома смотрит лекцию, исчезает состязательность, у него нет понимания того, что одногруппник Вася учится лучше и надо бы поднапрячься и догнать.
Вот говорят: это не последний вирус, надо быть готовыми к повторениям пандемии. К каким повторениям? Венецианская чума не повторялась, а грипп у нас каждый сезон новый. История показывает, что после страшных эпидемий человечество стремилось знаете к чему? К тому, чтобы вернуться к прежнему образу жизни. Закон Ньютона: в отсутствие действия других сил тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения. Чтобы это движение изменить, нужна внешняя сила вроде высыхания степей, которое вызвало миграцию тюркских народов и привело к татаро-монгольскому нашествию...
- Угроза болезней - тоже вполне себе внешняя сила.
- А вот тут надо разобраться. Лично у меня опасения, что временные меры очень удобно пролонгировать. Много говорят о том, что «мир не будет прежним», изменятся социальные привычки, ускорится развитие электронной сети услуг... Я вижу во всем этом одно: прекрасную возможность для манипуляции.
- Вас послушать, так сидят заговорщики и строят коварные планы, как пандемию использовать.
- В том, чтобы человечество пошло по пути коллективного электронного сознания, - безусловно, есть интересанты. У одних интересы корыстные, у других просто по недомыслию.
Заказчиками интенсивного перехода в онлайн могут быть и политики, и бизнес-сообщества. Электронная жизнь, несмотря на возможность связать всех со всеми, на самом деле разобщает. Без личного общения не было бы студенческих бунтов в Париже в 1968 году. А представьте, что все сидят по домам и всем обеспечена довольно уютная жизнь - с доставкой еды, с просмотром фильмов...
Это убивает социализацию. А мы как биологический вид выжили не только потому, что передавали друг другу знания, опыт, навыки, но и потому, что передавали эмоции и все то, что в русском языке начинается с приставкой «со»: сочувствие, сострадание, сопереживание, сознание, соболезнование. Это когда кошки скребут на душе и ком в горле стоит, хотя и не тебе плохо.
В «дистанционном» я вижу разобщение, а значит - угрозу биологическому виду. И если речь об образовании, то особенно. Потому что дистант умножает воспитание на ноль. Воспитание не передается ни дистанционно, ни уколами в musculus gluteus, то есть в задницу. Оно передается только от человека к человеку. Ученый воспитывается ученым вроде математика Франсуа Виета, который мог три дня не есть не в силах оторваться от задачи. Хирург воспитывается хирургом на операциях, когда студент чувствует запах крови.
Я считаю, что, говоря об адаптации к новым условиям, нужно обязательно просчитывать плохие сценарии.
- Например?
- Например, что дистант - это, по сути, конец студенчества и научного сообщества. На территорию средневековой Сорбонны не имела права входить парижская полиция - так ковались университетские свободы.
Я опасаюсь, что в региональных вузах не первого ряда перейдут на онлайн-лекции, начитанные учеными столичных вузов, и это приведет к деградации, а потом к распаду региональных вузов. У местного профессора десятилетиями накопленные знания о том, что нужно именно для местных заводов и шахт. Из столичного вуза будут вещать, возможно, более изощренную математику, но какое отношение она имеет к конкретным местным реалиям?
Я опасаюсь, что человечество постепенно подведут к тому, что будет дешевое онлайн-образование низкого качества для всех и дорогое, личностное, очное для элиты.
На нынешней стадии онлайн-образование - это возможность счастливо заблуждаться относительно своих способностей. Как мне сказал один дирижер: профессионал отличается тем, что он знает, чего не может и за что не возьмется. Вот принято ругать Андрея Фурсенко, некогда министра образования, за фразу «задача школы - воспитывать квалифицированного потребителя». У нас любят усекать цитаты. Он говорил о том, что надо взращивать человека, который будет использовать, условно говоря, компьютер не для того чтобы в игрушки играть, а как рабочий инструмент.
- Вас не примиряет с действительностью то, что во всех странах вынужденный переход на дистанционку прошел не блестяще?
- Мне все равно, что там в других странах. Америка потом купит нужных ей готовых специалистов - китайца, индуса, русского. А Россия должна руководствоваться идеологией чучхе. Это я не Северную Корею восхваляю, а сам принцип: во всех ситуациях мы должны быть готовы полагаться только на свои силы.
Если наши спецы уезжают на Запад - я не требую запретить мобильность. Я настаиваю, что мы в таком случае должны готовить больше, чтобы самим оставалось. Мы ведь продумываем наши стратегические резервы. Так вот образование - это стратегический резерв, и его нужно постоянно восполнять.
Образование - это не услуга, это системообразующий институт Российского государства. Оно не только дает навыки и знания, но и делает получающих образование гражданами.
Еще один «плохой сценарий»: выход из кризиса всегда таит в себе опасность диктата или как минимум советов непрофессионалов. Герман Греф - эксперт в банковской сфере, но не специалист в области образования, однако, как известно, позволял себе заявлять, что физматшколы нужно закрыть. Бывший зампред правительства страны Ольга Голодец, экономист, говорила, что проблемы в нашем образовании - из-за прямоугольной формы классов.
- В советах непрофессионалов никогда нехватки не было, так что тут ничего нового.
- Новое в том, что, повторю, когда мы разобщены, когда мы сидим по норкам, мы не даем отпор. Это может только общество, социальные группы.
Тот, кто снабжает нас электронными сервисами, получает и возможность решать, что нам предлагать, а что нет. На самоизоляции вы не бродили по рынку между рядов, а заказывали те продукты, которые вам предлагала служба доставки. Я могу себе представить, как ректор вуза, человек на контракте у Минобрнауки, станет внедрять в своем вузе те онлайн-программы, которые ему будут, так сказать, рекомендованы.
Меня встревожила опубликованная в «Санкт-Петербургских ведомостях» статья уважаемого мною директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, в которой есть такие слова: «Музей существует не для посетителя, а сам для себя, чтобы культурное наследие хранилось. Лишь одна из его функций - что-то показывать людям, самостоятельно решая, что они должны увидеть».
Как директор огромнейшего музея, Михаил Борисович действительно отвечает в первую очередь за его выживание. И эксперту Михаилу Пиотровскому общество может доверить выбор того, что нам показывать, а что хранить в запасниках. Но глобально доверять производителям услуг право решать, что мне предоставлять, а что — нет, я бы не рискнул. Пример того, какой обычно выбор за нас делается, уже есть. Телевидение. Это ширпотреб, за который вы платите деньги как налогоплательщик и тратите время жизни, просматривая телерекламу.
- В июне в Петербурге должна была проходить Международная математическая олимпиада, важнейшее событие - вот как ее адаптировать к новым обстоятельствам?
- Официально «Межнар» перенесен на сентябрь. Мне бы очень хотелось, чтобы все состоялось: Ленинград — Петербург еще никогда не принимал международную олимпиаду.
Но есть очень большие сложности. Министерство мудро (и, честно говоря, безысходно) поступило, признав всех 11-классников, вышедших в финал Всероссийской олимпиады, победителями. И дав им возможность поступать в вузы вне конкурса: они правда заслужили, они безусловно доказали свою мотивацию.
Но, отменив финалы и в 9 - 10-х классах, министерство попутно лишило нас возможности грамотно формировать сборную страны на международную олимпиаду следующего года. Кандидатов ведь всегда выбирают именно из победителей «Всероса», и уже из них выбирают сильнейших после летних сборов, осенних, декабрьских, после разных международных соревнований. С ними работают в течение года! Сейчас совершенно непонятно, с кем работать. Если про потенциал десятиклассников хоть что-то известно по прежним успехам, то о девятиклассниках, как правило, мы не знаем ничего.
Но это «проблема-2021». А «проблема-2020» в том, что неясно, приедут ли к нам участники из других стран. Вот вы, допустим, живете в Германии и должны отпустить своего одаренного ребенка на олимпиаду в Петербург. И узнаете, что проходить она должна в «Ленэкспо». А сейчас что там? Ковидный госпиталь. Мы его что, весь хлоркой зальем?
Конечно, работа по подготовке ведется, но на нашем, довольно низовом, уровне. А о готовности принять детей должно быть заявлено на высшем уровне. Но министерству пока не до того, оно озабочено ЕГЭ.
- Вы входите в Общественный совет при Минпросвещения. Вот соберется совет когда-нибудь, будете обсуждать образование - чем нужно заняться в первую очередь?
- Качеством очного образования. Нормального, недистанционного.
То же касается образования вузовского: укреплять очное. Особенно в регионах. В гениальном фильме «Председатель» лучший кузнец колхоза собирался уехать в город поступать в институт. Председатель в исполнении Михаила Ульянова спрашивает его: «В какой институт?». Тот мнется: «Порнографический». Ему подсказывают: «Полиграфический». И председатель говорит: «Не отпущу. Потому что тем самым ты говоришь, что любая завалящая судьба в городе выше и лучше, чем то, что ты получаешь здесь».
Ну не едут выпускники московского или петербургского института буровыми мастерами на месторождения! Не едут выпускники столичных педвузов учить в глухую сибирскую деревню! Все программы вроде «Учитель для России», «Земский учитель» не спасают.
У нас из 150 педагогических вузов разрушено больше 100. В Сибири была сильная Новокузнецкая педагогическая академия, ее сделали филиалом Новокузнецкого университета, а затем в этом филиале организовали какие-то другие факультеты... А потом оказалось, что в Кемеровской области не хватает учителей. И решено воссоздать, но уже на базе Кемеровского госуниверситета, вуз для подготовки учителей. «Разрушим до основанья - а затем...»
А вообще, в обычной жизни наша «адаптация» - это сохранение нормальных социальных навыков. Да, в эпоху вируса обнимашки и рукопожатия ушли. Но недавно ко мне приходил бизнесмен и с порога протянул руку, и я ее пожал. Это было знаком того, что наше общение для нас важнее, чем опасения.
Недопустимо, чтобы изоляция осталась с нами и после того, как пик эпидемии пройдет. Даже если этот вирус останется, мы должны соблюдать социальные нормы и привычки человека. А не загнанного в нору зверька.
 
Сверху