извините за объем цитаты...
10 марта 2010 года на сайтах Генпрокуратуры и Верховного суда появился документ, разъясняющий, что МРОТ (4330 руб.) является базовым окладом 1-й тарифной ставки без стимулирующих окладов и надбавок. А говоря проще, что это — исходный минимум, к которому надо плюсовать все остальное. Спорить со столь высокими инстанциями в Братске не рискнули. Однако отреагировали своеобразно. По словам членов инициативной группы педагогов, подключившийся к разрешению конфликта профсоюз “разослал в школы электронное письмо-заявление, по которому Братский департамент образования обязывался-таки выплатить учителям удержанную часть зарплат. Но не всю, а только за 3 месяца, поскольку права на основную часть пропавших средств они якобы лишились за истечением срока давности”.
Адвокаты от подобных юридических новаций чиновников пребывают в шоке: у учителей, разъясняют они, налицо длящиеся отношения со школой. А значит, им должны заплатить за все с 2007 года, а не только за январь, февраль и март. Суммы набегают крупные: одной из воспитательниц детсада, например, — 100 тыс. рублей. А Наталье Завериной — без малого 400 тыс. И все это — в регионе, где жизнь человека, занятого в образовании, и без того полна тягот: зарплаты школьных техничек здесь сопоставимы со стоимостью комплекта учебников для какого-нибудь 6-го класса — 2,9 тыс. рублей. Однако возвращать все средства обиженным никто не торопится.
Я начальник — ты дурак
В школах, где работают подписанты, осмелившиеся защищать свои права, начались проверки. Завериной, например, поставили “ноль” по использованию технических средств обучения: как будто их полное отсутствие в школе — ее вина. Одновременно братские чиновники разослали губернатору и президенту свои письма с извинениями за учителей-правонарушителей, якобы не сумевших разобраться в ситуации и из-за того побеспокоивших высокое начальство зря. А подписать их заставили тех самых учителей, что подписывали письма протеста всего несколько месяцев назад. Аргументы, по словам учителей-активистов, были простыми, но эффективными. Вроде: “А тебе что, нагрузка не нужна?”. Или: “А ты что, хорошо уроки даешь?”
И аргументы сработали. В 42-й школе, например, покаянное письмо подписал 41 учитель из 56, подписавших первое, противоположное. Теперь, по словам остальных, они извиняются, стесняются смотреть в глаза. И, конечно, соглашаются взять компенсацию всего за 3 месяца, подарив остальные 3 года дяде. Отстаивать свои права через суд собираются лишь самые упорные. Но их неожиданно поддержали другие города области: Иркутск, Железногорск и Усть-Илим, где с местными органами власти судятся еще медики.
Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!
По оценке активистов, в братские суды в общей сложности уже обратились десятки людей. В конце мая со своим иском к департаменту образования о взыскании недоплаченных зарплат за 3 года обратится и Наталья Заверина. А за ней — еще пять человек из той же школы: три учителя и два сторожа.
Опыт, по словам правозащитницы, у нее есть: ранее суд уже удовлетворил ее иск о выплате средств на приобретение методической литературы. Пусть ей вернули всего 100 руб. минус подоходный налог, и по форме это смахивает скорее на издевательство, но, по сути, прецедент создан. И по стопам Завериной с аналогичными исками выступили еще 100 человек.
Пока, правда, судьи пытаются ограничить дело выплатой компенсаций за те же 3 месяца. Но истцы заручились поддержкой адвокатов. И добились некоторых успехов. 22 апреля, рассказывают активисты, “был суд по иску о недоплатах одной из воспитательниц детского сада. Поначалу ей пытались предложить компенсацию за 3 месяца. Но воспитательница сослалась на статьи закона, обязывающие произвести выплаты за все 3 года. Этого в суде явно не ожидали. И вместо отказа заседание перенесли на 11 мая”.