На днях «Комсомольская правда» опубликовала
материал, в котором, ссылаясь на собственные источники, рассказывает об обнаруженных зарубежных счетах Бориса Немцова. По данным издания, финансовая разведка России нашла их в банках Кипра. Сейчас проверяются сведения о наличии тайных счетов покойного оппозиционера в Америке и Германии. По предварительным оценкам, на них может храниться суммарно около 10 миллионов долларов.
Самое интересное в этой истории – это реакция оппозиции на опубликованную статью. Вернее полное отсутствие этой реакции. Подобное еще принято называть красноречивым молчанием.
Либеральная общественность, обычно реагирующая на каждый чих, не пишет в твиттере о кристальной честности Бориса Немцова, не говорит о клевете и очернении памяти погибшего. И это несмотря на то, что весть о загадочных счетах политика распространилась в информационном поле достаточно широко. Я вижу этому лишь одно объяснение: российская оппозиция осознает, что такой факт вполне может иметь место.
Борис Немцов был человеком небедным. В
интервью 2012 года он говорил о 170 миллионах рублей, которыми официально располагал, квартире под 200 квадратных метров на Ордынке и автомобиле Range Rover. Свое состояние политик объяснял удачными вложениями в акции и рынок недвижимости. При этом Немцов подчеркивал, что оппозиционная деятельность не принесла ему ни копейки. Однако есть немалые основания сомневаться в искренности его слов.
Оппозиция в целом и Борис Немцов в частности давно научились рассматривать политику в качестве бизнес-проекта. Выгуливать красоток по ресторациям Борис Ефимович брался не только за счет своих накоплений в ценных бумагах и зарплаты депутата областного собрания Ярославской области. Красивой жизни способствовала щедрая спонсорская помощь.
«Жил на спонсорские деньги. Да, противникам власти давали деньги, кто – не буду называть. И на эти деньги он существовал. Как вся оппозиция», - откровенничает бывшая соратница политика Ирина Хакамада.
http://www.kp.ru/daily/26348.7/3230496/
Однако спонсорские деньги – это далеко не единственный возможный материальный выхлоп политической деятельности. Борис Немцов на собственном опыте познал это еще в те времена, когда был далек от оппозиции и являлся частью «системы». Будучи губернатором Нижегородской области он успел прославиться в
скандалах вокруг расхищения кредита, выданного минфином судостроительному заводу «Ока»; «спасением» банка «Нижегородец», которое обернулось потерями для государства, исчисляемыми десятками миллионов долларов;
приватизацией Балахнинского бумажного комбината американцами за сумму, в 35 раз уступающую обороту предприятия.
Согласно источникам «Комсомолки», следствие полагает, что заграничные счета Немцова наполнились в результате его работы в качестве внештатного советника президента Украины Виктора Ющенко в 2005-2006 годах. Также по данным издания, он отвечал за распределение финансовых потоков из США, с помощью которых Америка помогала молодой демократии под управлением своего ставленника двигаться в верном направлении. Кроме того, газета пишет, что Немцов участвовал в распродаже вооружения, доставшегося Украине в наследство от Советского Союза, получая свой личный гешефт за осуществление тайных сделок.
Но и это не последний источник, из которого могли пополняться иностранные счета политика. Вспомним, что Борис Немцов являлся сопредседателем партии РПР-Парнас, и имел доступ к ее материальным активам. А касса этого общественного объединения тоже успела засветиться в довольно интересных историях. Так, в 2013 году, разгорелся скандал, связанный с пропажей денег, которые оппозиционер Алексей Навальный собрал на предвыборную кампанию, выдвигаясь в мэры Москвы.
Тогда «Московский Комсомолец» провел
расследование и обнаружил, что исчезнувшая сумма могла осесть в кассе РПР-Парнас. Согласно данным
ЦИКа, в третьем квартале 2013 года в качестве пожертвований партии поступило 10,4 миллиона рублей против
стандартных для нее 1-1,5 миллионах в квартал. Израсходована была сразу вся сумма, причем 1,2 миллиона пошли на содержание руководящих органов партии (читай: тому же Немцову), что тоже соответствует их обычным цифрам, а 8,8 миллионов направились «на подготовку и проведение выборов и референдумов».
Но это вовсе не значит, что вся сумма достигла цели. Как показывает опыт «Союза правых сил», партии под руководством Немцова тратят деньги на предвыборные кампании не особенно эффективно. Куда больше этот процесс напоминает банальный распил партийной кассы. Так, из 215 миллионного официального избирательного бюджета СПС в 2003 году, потратить умудрились 204 миллиона без всякого эффекта, выраженного в отданных за партию голосах. Аналитики
связывают это с тем, что бюджет просто разворовали. Где осели уплывшие «налево» деньги? Не на подобных ли заграничных счетах?
Впрочем, официальная партийная касса, о которой отчитываются в ЦИКе, она на то и официальная, чтобы где-то были неофициальные скрытые резервы. Не секрет, что спонсором российской оппозиции является не столько народ, отправляющий пожертвования их личного кармана, и даже не банкиры или представители отечественного бизнеса. Одним из основных финансовых источников выступает
Госдеп США. Для передачи денег используется масса различных схем, красивых и сложных. Используются и помянутые российские фирмы, которые получают деньги из-за рубежа, а потом жертвуют оппозиционерам. Таких фиктивных контор, выходящих из спячки лишь во время массового финансового сбора, хватает с избытком. И не исключено, что одна из схем включала в себя и личные заграничные счета особенно доверенных оппозиционеров вроде Бориса Немцова. Тем более, считается, что именно он распределял финансовые потоки внутри российской оппозиции.
То есть очень велика вероятность, что деньги вокруг Бориса Немцова крутились немалые. А где большие деньги, там и большие риски. В качестве главной версии убийства оппозиционера его соратники сразу выдвинули политическую. Политический подтекст был и в версии про исламский след. И на задний план отошли бытовые и меркантильные мотивы. А ведь пока задержаны только предполагаемые исполнители, и все обстоятельства еще необходимо выяснить. Так что нельзя исключать никаких вариантов.
Рассматривая экономическую составляющую, можно предположить сразу несколько вариантов. Немцов, как мы уже сказали, был человеком, финансово обеспеченным. Даже не беря в расчет тайные заграничные счета. При этом политик слыл любвеобильным ловеласом, и его многочисленные наследники, ряды которых
пополняются с каждым днем, до сих пор не могут окончательно поделить наследство своего родителя. А ну кто из них совсем недавно узнал о существовании обеспеченного папаши и решил за счет его жизни решить собственные материальные затруднения?
Нельзя исключать и партийной борьбы за руководство кормушкой. Конфликты на почве лидерства в РПР-Парнас уже
разгорались. Слишком велик соблазн единолично распоряжаться немалыми суммами. Особенно после того, как в недрах партии был рожден капиталоемкий проект под названием «Навальный». Оформившись и став на ноги, он стал приносить немалую прибыль, в том числе и партии-основательнице. Недавнее слияние двух объединений говорит о новых финансовых перспективах, в распоряжении которыми, возможно, захотел поучаствовать кто-то молодой и амбициозный.
Третья версия может быть связана с распределительной ролью Немцова в финансировании российской оппозиции. «Может, из-за долгов, он ведь распределял деньги по оппозиции. Может, давал кому-то в долг доллары, а тут же скачок был…брал кто-то сто тысяч долларов, а отдавать - двести, если в рублях. Надо искать именно здесь», - предполагает соратник Немцова по нижегородским махинациям времен его губернаторства Андрей Климентьев.
То есть недостатка в мотивах нет, и не все из них являются столь героическими, как хотелось бы российской оппозиции. И потому она, родимая, молчит, что опасается, как бы не всплыл на поверхность один из таковых.
Однако следствию стоит рассматривать все варианты, а потому только всестороннее изучение подробностей жизни Бориса Немцова помогут раскрыть его убийство. Какими бы неприглядными эти подробности, порой, ни оказывались.