"Эта шизофрения неизлечима"
Как в Нижнем Новгороде слова Путина о Немцове на экстремизм проверяли
в Нижнем Новгороде сотрудники полиции несколько раз попытались заставить местного предпринимателя Германа Князева, владельца крупной сети аптек, снять с балкона своего офиса в центре города вывешенные им баннеры с портретом Немцова, один из которых сопровождался цитатой слов Владимира Путина. Последняя такая попытка закончилась тем, что нижегородская полиция решила проверить слова российского президента на экстремизм.
проблемы начались не у меня, а у милицейского начальства. Потому что они начали придумывать, как с этим быть. Рядовые милиционеры прекрасно знают и понимают, что никаких правовых оснований для демонтажа и изъятия баннера не существует, но им приказывают и давят сверху. 5 марта я его повесил, в этот же день сразу прибыла оперативная группа нижегородского РОВД, чтобы провести, как они называют это, опрос: кто и зачем повесил, кто изготовил, какая цель. Я достаточно подробно им все рассказал, объяснил полицейским, что я автор, сам изготовил этот баннер и повесил его на своем здании, показал документы на собственность. Объяснил, что никакой цели кого-то к чему-то призывать из этого не следует, никаких свержений действующей власти не следует из этого баннера, никакого экстремизма я в нем тем более не вижу. В личном разговоре с теми, кто меня опрашивал, они сказали, что они тоже не видят никакого криминала, но при этом они сразу сказали, что есть, скажем так, заказ, чтобы этот баннер снять в этот же день. Я сказал, что это невозможно, я его сам лично не демонтирую, а у них нет для этого никаких оснований. 5 марта они ушли, но ночью, в полночь, не оповестив ни меня, ни охрану офиса, была подогнана спецтехника, вызваны понятые. Мне потом охрана рассказывала, что понятых полицейские привезли с собой из участка, что в Нижнем Новгороде часто практикуется. В итоге баннер был демонтирован. Утром я созвонился с теми, кто ко мне приезжал, и они подтвердили, что им поступила команда и они демонтировали его "с целью проведения лингвистической экспертизы", не содержится ли в этой фразе какой-то экстремизм. Все прекрасно понимали, что это условная причина, повод. Главное – снять, чтобы успокоить какого-то большого начальника.
Ей было сказано: снимайте под любым предлогом, не проходит по административному – опять забирайте на экспертизу. Вот тогда я попросил, чтобы она еще раз передала тому, что ей давал по телефону команды, что на баннере слова президента Российской Федерации, они взяты в кавычки, это цитата. Дальше был удивительный момент, когда она передала эту информацию, и на том конце провода была пауза... Я так понимаю, они были в шоке. Они заставили ее выйти на проезжую часть, встать и зачитать им дословно, до каждой запятой этот текст. Она встала и прочитала. Потом был час паузы, когда все были в раздумьях. Через час был звонок, ее попросили еще раз выйти и прочитать, я так понимаю, уже другой начальник, вышестоящий. И после трех часов такого хождения, осмотра, передачи данных поступила последняя команда: снимать и проводить экспертизу слов президента РФ.