когда при равном доступе к информации у людей диаметрально противоположные точки зрения, то сознания с обоих сторон "маловато будет" ... особенно когда точки зрения не сближаются даже при отсутствии реальных доводов ...
ИМХО, это тупик, никто не даст нам избавленья, пока народ не очухается. Не знаю, кто такой Дмитрий Губин, но вроде вполне адекватная констатация:
Говоря об итогах года, когда в России разразился самый серьезный за последние 16 лет кризис, было бы странно темы кризиса избежать. Я и не избегаю. Просто я на эту непогоду смотрю из своего окна.
Для меня происходящее во многом есть результат печального состояния российских нравов, которые сводятся к апологии денег и силы. "Слабых бьют", "Кто девушку платит, тот ее и танцует" и далее по списку. Те люди, которые убеждены, что оплаченного можно танцевать как заблагорассудится, и создают сегодня критическую массу и для "крымнаш", и для отечественной слепоты вкупе с таким же бахвальством.
Я говорю о нравственности, потому что для меня нравственность не абстракция, а эволюционный механизм, обеспечивающий эффективное выживание, причем не только Homo sapiens. Реципрокный альтруизм – то есть альтруизм по принципу "ты мне, я тебе" — встречается, например, и у дрожжевых бактерий. И не нужно штудировать "Протестантскую этику и дух капитализма" Макса Вебера, чтобы понять, что между этикой западного христианства и экономическим доминированием цивилизации Запада есть прямая взаимосвязь. Популярный сегодня западный принцип win-win, в отличие от "хочешь стать сильнее, сделай соперника слабее", основан на именно на этой этике, в рамках которой, кстати, слабых если и бьют, то исключительно негодяи. В этой этике слабость бывает сильнее силы, — и эта религиозная максима продолжает действовать и тогда, когда сознание Запада стало полностью светским.
Современная российская этика сильно отличается от этики западного христианства. Многие считают, что все дело в православной традиции. Может быть. В православии, например, намоленные камни важнее людей. Поэтому в протестантской Англии церковное здание при исчезновении прихожан легко переделывается в паб, как это случилось в городке Фоукстон, а в России под "исторической справедливостью" понимается передача церкви старых зданий с выселением из них музеев и школ.
Как бы то ни было, очевиден факт. То, что в современной России считается моральным, от гонений на геев до презрения к иным убеждениям и национальностям, с глубочайшим иронией по отношению к толерантности, — в цивилизации Запада считается аморальным. И наоборот. В России "толераст" и "либераст" — это ругательства.
2014 год, с моей точки зрения, довел это моральное противостояние до предела, что является моей большой печалью. Потому что в кризис хорошо видно, где находится цивилизация Запада – и где мы. Но поскольку кризис одновременно обозначил тупик, в котором мы со своей моралью оказались, это дает мне надежду, что нравы в России могут измениться вместе с временами.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2643786
а вообще черт его знает, похоже, что с нашим народом можно сделать что угодно. Вот ведь все были верующие до революции, а потом попов убивали и церкви рушили. А потом коммунистов поперли и опять все в церковь ломанулись, кто и не верил никогда. Могут ли какие-то частные беседы влиять на групповые помешательства?