Давайте попробуем оценить нагрузку школьника 9-11 класса. ИМХО раза в полтора выше учительской.
Оценить нагрузку школьника ОЧЕНЬ нужно, поддерживаю. Нагрузка на детей за последние 10 лет сильно возросла, главным образом, потому, что к урокам в школе добавились уроки во второй половине дня- у репетиторов. Причина не только в снижении качества школьных уроков, но и в непродуманных реформах, когда часы в учебном плане предмет урезаются, а требования к выпускникам (особенно на ЕГЭ) повышаются. Впрочем, просто сдать ЕГЭ выше минимума несложно, на троечку хватит и урезанного времени.
Есть ещё такой интересный момент. Некотрые дети, у которых родители могут платить репетиторам хоть по всем предметам, перестают работать на уроках вовсе. Я лично выслушивал откровения в духе "да мы в школу потусоваться приходим, а учёба начнётся после 14 часов, у репетитора". К сожалению, рабочий настрой складывается не в каждом классе. И тут огромна роль классного руководителя.
Я предложил недавно директору ввести серьёзную стимулирующую доплату тем кл. руководителям, которые сумели настроить свои классы на серьёзную работу. Вычислить такой показатель и справедливо перевести в рубли, IMHO, довольно просто: сложить экспертные баллы учителей, ведущих свои предметы в этом классе и всё.
А вот сравнивать труд учителя и труд ученика, IMHO, бессмысленно также, как сравнивать труд программиста и труд шахтёра. Мне кажется, это очень разная работа, да и трудящиеся из разных категорий.
Норму нагрузки ученика контролирует СЭС (естественно, без учёта репетиторов).
Норму нагрузки педагога, ТБ и здоровье не контролирует практически никто. Учителям (как и врачам) почему-то не положены никакие сверхурочные выплаты, компенсирующие работу сверх 8 часов в сутки. Хочешь- работай больше, качество- да ладно, как получится. Не хочешь- а кто ещё пойдёт? Давай-ка выручай школу, гробь здоровье. Нонсенс какой-то.