Соглашение с ЕС как угроза безопасности Армении: у Еревана отберут АЭС?
Posted: Октябрь 15, 2017
Предложение о закрытии Армянской АЭС в Мецаморе содержится во Всеобъемлющем соглашении Армении с Евросоюзом, текст которого был опубликован на сайте МИД Армении 13 октября.
Отказ от Мецаморской АЭС лишит Армению экспорта электроэнергии и ударит по национальной безопасности страны, сказал Sputnik Армения эксперт в сфере энергетики Ваге Давтян.
Проект Соглашения Армения-ЕС предполагает закрытие Мецаморской АЭС с учетом «необходимости ее замены новой мощностью для обеспечения энергетической безопасности и условий для стабильного развития Армении».
Давтян отметил, что ЕС выступал за закрытие Армянской АЭС с конца 90-х, ссылаясь на сейсмические проблемы. Большую роль в этом сыграло и турецко-азербайджанское лобби.
«Мецаморская АЭС — системообразующий элемент армянской энергетической системы. Главный принцип, который был заложен в нее еще в советское время – это экспортоориентированность. Он выстраивался на мощности Армянской АЭС», — сказал Давтян.
Этот принцип, по его словам, сохранился в годы независимости. Без АЭС реализация этой стратегии невозможна. Тем более, что Армения активно вовлечена в реализацию энергетического коридора «Север-Юг», который должен связать Иран, Армению, Грузию и Россию.
В этих условиях, Армения должна обладать такими источниками энергии, которые позволяли бы предлагать ее по низкой цене – для выхода на другие рынки.
«Без атомной станции, по моему глубокому убеждению — это невозможно», — сказал Давтян.
Кроме того, Армянская АЭС является также гарантом энергетической, следовательно, национальной безопасности страны.
С другой стороны, правительство, по его словам, не принимало никаких шагов для поиска инвестиций (5-7 миллиардов долларов) в строительство нового блока АЭС (после вывода эксплуатирующегося через 10 лет).
«Даже на уровне последней программы правительства видно, что поиск средств не находится на повестке властей», — сказал Давтян.
По его словам, Армения постепенно интегрируется в европейскую модель дискриминационной политики в отношении АЭС и пытается отказаться от ее использования, что нецелесообразно со стратегической точки зрения.
Для того, чтобы заменить АЭС, по мнению Давтяна, также нужны серьезные вложения. Потенциальным направлением, которое может заменить энергогенерацию АЭС, является гидроэнергетика. Сейчас ГЭС покрывают порядка 20-25% выработки энергии.
«Водные ресурсы позволяют покрыть до 60% электрогенерации», — сказал Давтян.
Развиваются и источники возобновляемой электроэнергии, но это долгосрочная перспектива – на 50 лет. Без АЭС, по его словам, Армения лишится достаточно дешевой энергии. это ударит по энергетической безопасности в условиях блокады.
Закрытие АЭС ослабит позиции Армении
В свою очередь экономист Вилен Хачатрян считает, что в мире еще не дошли до того уровня, чтобы с помощью солнечной, кинетической и другой энергии заменить АЭС.
«Это значит, что закрытие АЭС значительно ослабит позиции Армении в регионе», — сказал Хачатрян.
Это приведет, по его мнению, к отрицательному балансу в производстве электроэнергии, так как АЭС обеспечивало ее переизбыток.
По мнению Хачатряна, скорее всего, процесс остановки станции рассчитан в перспективе на 10 лет. Постоянное продление срока ее службы также не исходит, по его мнению, из интересов Армении.
Строительство нового энергоблока, по его словам, будет стоить около 5 миллиардов долларов. Это значит, что Армения может столкнуться с серьезными финансовыми проблемами, если захочет построить подобный энергоблок.
«Я думаю, нужно сформировать список строительства наиболее необходимых для страны объектов. Включить, например, АЭС, дорогу «Север-Юг», — сказал Хачатрян.
Он является сторонником идеи, что после закрытия работающего ныне блока будет необходим новый. Если даже Армения сможет получать достаточно энергии от ветра, солнца, или других возобновляемых источников, АЭС практически невозможно заменить.
Хачатрян привел пример других стран, которые отказались от атомной энергетики, но потом вынуждены были снова к ней вернуться. С другой стороны, он предлагает рассчитать экономическую и энергетическую целесообразность возможной замены АЭС на другие источники.
«Если необходимые для запуска нового блока АЭС суммы будут внедрены в возобновляемые источники, может быть, мы сможем как-то обеспечить необходимую энергию. Нужно провести такие подсчеты», — сказал Хачатрян.
И если в течение 10 лет, внедряя эти суммы в возобновляемые источники, можно будет получить близкий к выработке АЭС результат, то стоит это сделать, считает Хачатрян.
Программа «Восточное партнерство» предусматривает перспективу ассоциации с ЕС. Планировалось, что Ереван подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите «Восточного партнерства». Однако за два месяца до этого Армения объявила о намерении вступить в Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу с января 2015 года.
Совет ЕС в ходе заседания на уровне министров иностранных дел в Люксембурге 12 октября 2015 года уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом всеобъемлющем соглашении с Арменией, которое заменит действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и республикой.
Армения надеется на подписание документа на предстоящем саммите Восточного партнерства, который состоится 24 ноября 2017 года в Брюсселе.
http://geoclub.info/soglashenie-s-es-kak-ugroza-bezopasnosti-armenii-u-erevana-otberut-aes/