Альтернативная гражданская служба
Статья 1.
1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу
1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), принято соответствующее решение.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
не подлежат призыву на военную службу;
имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы
1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.
Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы
1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 42 месяца;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 31,5 месяца;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 21 месяц;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 36 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 27 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 18 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 18 месяцев.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.
4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы
1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.
3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.
4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;
ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;
направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;
ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.
Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:
представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;
организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.
и бла бла бла...
Ближе к делу.
К ВОПРОСУ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
К юристам нашей компании обратился администратор сервера VOENKOMAT.RU с просьбой прояснить ситуацию относительно вопросов, зачастую поднимаемых на форуме данного сайта и касающихся альтернативной гражданской службы (а также «отказа от военной службы по убеждениям», «написания заявления об Отказе по убеждениям» и тому подобное). Мы попробуем осветить данную проблематику как с точки зрения действующего законодательства РФ, так и с точки зрения реальной юридической практики.
Прежде всего, давайте определимся с понятиями. Что такое, так называемый «Отказ по убеждениям»? Суть этого понятия состоит в том, что в силу своих убеждений или вероисповедания или принадлежности к коренному малочисленному народу вы не желаете проходить военную службу и хотите заменить ее альтернативной. Т.е. написав соответствующее заявление об отказе от службы в армии по убеждениям, с точки зрения законодательства вы сообщаете о своем желании пройти Альтернативную Гражданскую Службу (АГС).
«Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях если:
1. Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
2. Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.
Статья 2, ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе»
Кроме этого, в законе еще есть один очень интересный пункт:
1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Статья 11 пункт 1, ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе»
Иными словами, если вы действительно в силу своих убеждений решили заменить военную службу альтернативной вам необходимо заявить об этом заранее, за полгода до вашего призыва. В противном случае вам на законных основаниях откажут, призвав на военную службу.
Также стоит отметить то, что участники форумов, занимающиеся распространением (если хотите - пропагандой) альтернативной службы практически всегда ссылаются на статью 59 Конституции РФ. Но дело в том, что данная статья является ДЕКЛАРАТИВНОЙ И БЛАНКЕТНОЙ (есть в юридической науке такие понятия), т.е. имеет ссылку на соответствующий статье ФЗ, в котором и оговаривается сама суть данного права. Именно в этом законе объясняется, в чем состоит Право на АГС, а также уточняются все аспекты прохождения альтернативной гражданской службы. Поэтому правовой основой АГС действительно является Конституция РФ, но реализация данной статьи происходит с помощью Федерального Закона «Об Альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. А в нем говорится следующее:
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией военного комиссариата принято соответствующее решение.
Статья 3, пункт 1, ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе»
Очень важным моментом тут является фраза «не прибывают в запасе». А между тем, частенько приходится видеть, как все те же АГС-агитаторы с большим энтузиазмом пытаются убедить офицеров запаса отказаться от военной службы по убеждениям.
Приведем еще несколько причин, по которым прохождение АГС для лиц, закончивших военную кафедру неосуществимо:
1. Офицер запаса подписал контракт с министерством обороны и вузом, в котором сказано, что он обязан отслужить в вооруженных силах Российской Федерации два года.
2. Вопросами призыва офицера запаса занимается военный комиссар, решение же о направлении на АГС принимает призывная комиссия.
3. «Отказ по убеждениям» для офицера невозможно обосновать, так как он три года обучался на военной кафедре, а закончив её, с оружием в руках принял военную присягу.
Теперь давайте посмотрим на то, что на сегодняшний день представляет собой альтернативная гражданская служба.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.
Статья 5, пункт 1, ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе»
Если у призывника нет высшего образования, срок альтернативной службы составит 42 месяца, если высшее образование есть - 21 месяц.
«Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают».
Статья 4, пункт 2, ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе»
Как вы понимаете, на практике это означает, что вы не будете служить рядом с домом.
Теперь немного об условиях труда. Призывника отправляют в те места, где не хватает работников, а, как вы понимаете, работников там нет не от хорошей жизни. Чаще всего такими учреждениями являются Больницы или Дома престарелых. В них призывник обязан выполнять трудную работу в далеко не самых лучших санитарных условиях по 8 часов в день. Т.к. все эти организации являются бюджетными, зарплаты там за редким исключением выше 1500 рублей в месяц.
В случае уклонения от АГС гражданин привлекается к уголовной ответственности (в виде штрафа или исправительных работ). Только, пожалуйста, не надо путать данный вид штрафа со штрафом за административное правонарушение. После возложения на вас данной ответственности у вас останется судимость. Еще раз подчеркиваем, ответственность уголовная. После этого гражданин подлежит увольнению из АГС и призыву в Вооруженные силы РФ. Если уклонение продолжится и после призыва на военную службу, против призывника возбуждается уголовное дело, подразумевающее в качестве ответственности лишение свободы на 2 года.
Все вышеизложенное, как вы понимаете, описывает отнюдь не радужную картину альтернативной гражданской службы. К сожалению, для большинства российских молодых людей альтернативная служба собственно АЛЬТЕРНАТИВНОЙ в действительности и не является.
Мы искренне советуем всем АГС-агитаторам избавиться от «правозащитных иллюзий 90-х годов». Длительный срок прохождения, тяжелые условия труда и мизерная зарплата - все это, подкрепленное трудностями, связанными с получением права на АГС, делают альтернативную службу в РФ абсолютно неприемлемой.
Antipriziv.ru специально для Voenkomat.ru