«ЗАПРЕТ НА БРЕНДИРОВАНИЕ» В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕС-САММИТАРИТЕЙЛА В МОСКВЕ
Похоже, что запрет на брендирование табачных изделий, который уже действует в Австралии, Франции и Великобритании, может быть введен в законодательном порядке и в России, где уровень потребления табачных изделий один из самых высоких в мире. Тема этого запрета, лишающего табачные компании права использовать торговые марки, логотипы, цветовые решения и бренды, была поднята на XVI Ежегодном международном бизнес-саммите ритейла, который состоялся в Москве в сентябре. Поводом для ее обсуждения послужило заявление министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой, которая сообщила о том, что антитабачная стратегия на 2016–2020гг., разработанная возглавляемым ею министерством, будет предусматривать требование об использовании обезличенной упаковки сигарет.
Саммит, в котором приняли участие представители России и государств, входящих в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), – одно из крупнейших отраслевых мероприятий в секторе розничной торговли и производства товаров широкого потребления. За два дня работы саммита его посетили более 700 человек, в числе которых были не только представители ведущих розничных компаний потребительского сектора России и ЕАЭС, но и сотрудники крупнейших поставщиков и производителей товаров широкого потребления, государственные должностные лица, а также представители отраслевых ассоциаций и СМИ.
Глава JTI в России Дин Гилфиллан на пленарной сессии разъяснил, что введение обезличенной упаковки окажет негативное влияние не только на табачную отрасль, но и на многие другие крупные секторы экономики. «Отказ от безоговорочной правовой защиты прав собственности в отношении одной категории товаров создаст прецедент, который может распространиться и на другие виды товаров, включая алкогольные и безалкогольные напитки, fast food... Прежде чем предлагать новые, радикальные ограничения, следовало бы оценить действенность существующих законодательных мер и эффект от их применения», – сказал он.
Специальная сессия «Ценность бренда глазами потребителя, ритейла и регуляторов» была посвящена обсуждению настораживающей тенденции, когда регулирование продовольственного рынка приобретает все более радикальный характер и все более ощутимо влияет на поведение потребителей и развитие розничного бизнеса. Свои опасения по этому поводу озвучили ряд экспертов, в частности Михиель Рееринк, вице-президент JTI по стратегиям взаимодействия с регулирующими органами, который отметил, что чрезмерно жесткое регулирование сегмента табачных изделий начинает распространяться и на другие сегменты, такие как алкогольные и безалкогольные напитки и продукты питания. Профессор Синклер Дэвидсон из Мельбурнского королевского технологического института представил свой ретроспективный анализ, свидетельствующий о неэффективности применения обезличенной упаковки в Австралии. Пол Бакстер, генеральный директор Национальной федерации газетных киоскеров Великобритании (National Federation of Retail Newsagents, NFRN), заявил: «В Великобритании. стоит только принять один нормативный акт, как активисты уже начинают прорабатывать следующий, и каждый из них все больше ограничивает личную свободу, причем эффективность этих нормативных актов никак не тестируется и не анализируется». А по словам Майкла Ли, управляющего директора Международной рекламной ассоциации (International Advertisers Association, IAA), «деперсонализация» брендов лишает всю цепочку дистрибуции товаров экономического стимула, снижая прибыль как оптовой, так и розничной торговли.
Делегаты также посетили выставку под названием «Эффект домино», организованную российским офисом JTI. Эта выставка, очень точно отобразившая связь между регулированием сегмента табачных изделий и других сегментов потребительских товаров, имела целью побудить представителей различных отраслей объединить усилия и выступить против чрезмерного регулирования. После просмотра вступительного видеоролика посетители могли покрутить «Колесо судьбы» и своими глазами увидеть, каким образом нормативно-правовое регулирование влияет на ситуацию в каждой категории продуктов. А в «Магазине будущего» продавались алкогольные и безалкогольные напитки, пиво и блюда быстрого приготовления, но исключительно в обезличенной упаковке.