30 лет полету «Бурана»
15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полет советского многоразового космического корабля «Буран». Этот проект стал вершиной советской космической программы, одним из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во-многом опередивший свое время. Отчасти это его и погубило, поскольку первый полет и стал последним. О том, как этот проект появился, чем отличался от американского аналога и почему его постигла такая судьба, можно послушать запись моего вчерашнего
радиоэфира на YouTube или почитать мой материал под катом, так же вышедший сегодня
на E1 и других порталах сети Hearst Shkulev Media.
Рождение Бурана
Сейчас перспективы многоразовых кораблей наверно уже ни у кого не вызывают сомнений. Ракеты Илона Маска летают и возвращаются, многоразовые грузовые космические корабли летают к Международной космической станции, развиваются проекты космического туризма, и даже проектируемый новый российский корабль Федерацию тоже будет многоразовым. Но в конце 60-х одноразовые ракеты для не частых пусков всех устраивали. Тогда, в самый разгар холодной войны, две сверхдержавы продолжали соревноваться в космосе. Проиграв лунную гонку, СССР сосредоточился на создании орбитальных станций длительного пребывания космонавтов. А в США после высадки на Луну искали еще более масштабный и вдохновляющий проект. Рассматривались варианты создания огромной орбитальной станции, станций на Луне и, уже тогда, полет на Марс. И все эти проекты предлагалось реализовывать с помощью новой системы полета в космос – многоразовых кораблей. Но урезание бюджета в итоге привело к сокращению планов, от которых остались лишь сами корабли - шаттлы. Они должны были существенно снизить стоимость выведения грузов на орбиту при условии частых запусков каждые две недели. Забегая вперед скажем, что эти ожидания не оправдались.
«Буран» c ракетой-носителей «Энергия»
Идея космического челнока проста – это корабль, который взлетает как ракета, а садится как самолет. При этом у него на борту есть кабина для экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезли в космос до 25 т груза. Это позволяло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. При этом аппарат мог использоваться и в военных целях – кроме выведения военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и «бомбы» для сброса из космоса. А самое главное, и это уникальная возможность, которая появляется именно у многоразового корабля – в грузовом отсеке он может и спускать с орбиты грузы – спутники или станции (например, планировалось, что на шаттле вернут на землю телескоп «Хаббл» и разместят его в музее). И не только свои, но и потенциального противника…
Появление таких возможностей у США не могло не обеспокоить советское руководство и привело к запуску аналогичной программы. Отчасти эта ситуация напоминает историю с атомными проектами, где СССР догонял США с отставанием в несколько лет, пытаясь лишить их монополии на новое оружие. Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина. «Буран» полетел через 7 лет, 15 ноября 1988.
Взлет шаттла «Атлантис». Фото
NASA.
Шаттл и «Буран»: найдите 10 отличий
У нас были свои разработки по многоразовым системам (например,
проект «Спираль»), но политическое руководство поставило задачу идти проверенным путем за американцами -повторить конфигурацию грузового отсека и обеспечить выведение не меньшей массы груза. Из самой постановки задачи вытекало то, что корабли буду очень похожи. И неопытный взгляд действительно с трудом найдет 10 отличий на фотографиях «Бурана» и шаттла.
Макеты шаттла и «Бурана» в екатеринбургском планетарии.
Но сам возвращаемый космический ракетоплан - это лишь часть многоразового комплекса. Вторая важная составляющая – это системы его запуска в космос. И наибольшие отличия двух программ видны именно в них. «Спейс-шаттл» взлетает на самом деле не на ракете, а на собственных двигателях, топливо для которых подается из огромного внешнего рыжего бака, и на двух боковых ускорителях. Т.е. вся эта система без шаттла не взлетит. Советская многоразовая система называется «Энергия-Буран», именно потому что это связка челнока и сверхмощной ракеты «Энергия». Она может самостоятельно вывести на низкую орбиту около 100 т груза (масса «Бурана»), это в 5 раз больше чем позволяют наши современные ракеты «Протон». Поэтому при взлете «Буран» свои двигатели не использует, а включает их лишь на последней стадии полета уже в космосе. А ракета может применяться и для других задач. И до полета «Бурана» она успела вывести в космос военную станцию «Скиф» массой около 80 тонн. Но на этом отличия не заканчиваются.
«Буран» и ракета Энергия в сборочном цехе
Полет и посадка
15 ноября 1988 года «Буран» дважды облетел Землю за 205 минут. На его борту не было людей. Он летел в полностью автоматическом режиме. В отличие от шаттлов, которые садились под управлением астронавтов-пилотов. Даже самый первый полет шаттла в 1981 году был пилотируемым, хотя, конечно, это было очень опасно. Кстати, на нем летел Джон Янг, легендарный астронавт, к тому времени уже 4 раза летавший в космос и ходивший по Луне. К моменту первого полета на шаттле «Колумбия» (с пилотом Робертом Криппеном) он как раз руководил отрядом астронавтов НАСА.
Видео NASA о полете и приземлении первого Спейс Шаттла. Ближе к концу есть невероятные кадры радостного Янга, осматривающего шаттл после посадки.Так вот, в отличие от шаттлов, «Буран» садился полностью автоматически. Он взлетел ранним ноябрьским утром в не самую хорошую погоду. Причем это была вторая попытка старта, первая была за пару недель до того, но была прервана за 51 с. до старта. А в первый полет был ветер, дождь и низкая облачность. Это не страшно для старта, но, как и для всех самолетов, опасно при посадке. Не случайно у «Бурана» было несколько запасных аэродромов для посадки (В Симферополе, Приморье, на Кубе) помимо аэродрома Юбилейный на Байконуре. Точно так же, как и у американского шаттла была резервная посадочная база в Испании.
Подготовка к старту и старт. Видеохроника Роскосмоса.Важно отметить, что посадку в атмосфере и «Буран» и шаттл осуществляют без двигателей, как планер. Начиная снижаться с 200-километровой высоты практически на другой стороне планеты, за десятки тысяч километров от аэродрома посадки, орбитальный самолет имеет всего одну попытку попасть на посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной 80 метров. При этом для снижения огромно скорости, многократно превосходящей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории как сноубордист на склоне, отклоняясь на сотни километров. И права на ошибку у него нет.
Приземления «Бурана»
И вот уже на высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг «Бурана» принимает самостоятельное решение и планер делает резкий маневр и уходит влево. Это стало неприятным сюрпризом для руководителей полета. Драматизма добавило то, что в это же время планер теряют службы наземного слежения, т.к. он попал в слепую зону прямо над ними. Руководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожения «Бурана», опасаясь, что он окончательно потерял управление. Но терпение было вознаграждено. Просто автоматика корабля решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садиться с другой стороны полосы! Почти с ювелирной точностью «Буран» приземлился на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Это был триумф огромного числа строителей, конструкторов, программистов.
Видео приземления «Бурана»
Нереализованные планы
Всего по программе «Буран» планировали построить 5 челноков, как и в США. К 1988 году кроме полетевшего изделия был почти на 95% готов второй экземпляр и на половину готов третий.
Второй полет планировался лишь через 3 года, в 1991-м. Он тоже должен был быть беспилотным. И лишь четвертый полет в 1994 году должен был стать пилотируемым. Все эти полеты планировались как испытательные, поскольку совершенно новую технику предстояло интегрировать в существующую космическую инфраструктуру – отработать стыковку со станцией «Мир», поработать автономно (срок автономного полета 10 космонавтов на «Буране» мог продолжаться до 30 суток, в отличие от 2 недель для 7-8 человек на шаттле), провести переход космонавтов из челнока через «Мир» в корабль «Союз» для запасного варианта спуска. Но ничего из этого не было реализовано. Первый полет стал и последним. А к станции «Мир» в итоге пристыковался «Спейс-Шаттл». И строительство МКС в итоге проводилось с участием американских челноков, а не российских.
Шаттл "Атлантис" готовится к стыковке со станцией «Мир», 1995 год. Фото NASA.
От программы «Энергия-Буран» кроме воспоминаний нам остались сотни технологий, большая часть из которых, к сожалению, скорее всего тоже утеряна. Летавший планер вместе с ракетой «Энергия» символично погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на космодроме Байконур, где он хранился.
Второй летный экземпляр и один из макетов стоят на Байконуре и выглядят примерно вот так. Больше фото
вот тут.
Из нескольких массо-габаритных макетов «Бурана», которые были построены для полетов и транспортировки в атмосфере, в настоящее время сделаны доступные для посещения музейные экспонаты – на ВДНХ в Москве, у центра Сириус в Сочи, в техническом музее Шпайера (Германия) и на Байконуре.
Фото Буран в музее Шпайера, Германия.
Коме того, летает и успешно возит крупногабаритные грузы по всему миру единственный, ныне украинский, самолет Ан-225 Мрия, созданный именно для транспортировки «Бурана».
Фото Ан-225 и Буран на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 г.
Программа «Энергия-Буран» официально не закрыта до сих пор, но понятно, что ни страны, ни производственной кооперации, способной тянуть такой проект, уже нет. Как нет и необходимости в именно таком корабле. Опыт США показал, что даже они не смогли тянуть такую экономически неэффективную программу как «Спей-Шаттл». А две аварии челноков показали, что обеспечение безопасности полетов при отсутствии систем спасения для всего экипажа не представляется возможным. Нужны другие корабли и ракеты, и они обязательно появятся - более эффективные, более мощные, более безопасные. И у нас в стране, я надеюсь, тоже.
Источники фото: Роскосмос, NASA, Википедия.