Ребенку до года нужно только две игрушки -мамины бусы и мячик. ВСЕ!!! Бусы -чтобы было чем заняться во время нахождения на руках у мамы (в слинге, при кормлении) Мячик -очень хорошо удовлетворяет потребности ребенка в освоении пространства как пассивно (изучение самого мячика так и активно -катание, ползание, бросание, игра с мамой).
Все остальное - игрушки не для ребенка, а для мамы, т.е. либо мамозаменители ,либо игрушки удовлетворяющие потребности не ребенка, а мамы.
Максимум, к тем двум игрушкам, которые я выше назвала. можно добавить пару игрушек, которые пойдут в дело после года -ОДНУ мягкую и/ или куклу, ТРИ кубика. И не удивляться если ребенок будет уделять им 5 минут в неделю - больше и не надо.
Все остальное время ребенок должен быть занят открыванием дверей шкафа, шуршанием пакетом, гремением кастрюлями. облизыванием ботинок и т.п. Это жизненно важная потребность ребенка -набор базовых знаний о мире.
-Если есть возможность добавить ребенку интересного и полезного -почему нет? Чувство меры при этом никто не отменял.
-Вот только мера эта для ребенка до года оооочень невелика.Она крошечная. крохотуличная. И нужно понимать что и к чему добавлять.
Дело в том, что ребенок мыслит функционально - каждый предмет, который попадает в руки ребенка до года должен быть функциональным, настоящим, используемым для повседневного быта.
Когда мы говорим о предметно -манипулятивной деятельности ребенка надо иметь в виду. что на первом году жизни эта деятельность не манипулятивная, а предметно - исследовательская. Беря в руки что-нибудь
ребенок видит перед собой не предмет -а мир. Функциональность жизненно необходима ребенку для следующего периода жизни - 1 год-1,5 года. когда развивается предметно -манипулятивная деятельность на основе подражания.
Так вот что бы подражать манипуляциям с предметом ребенку необходимо набрать огромную базу знаний и функциях предметов и о их свойствах.
Загружая пространство до годовалого ребенка игрушками родители рассеивают его внимание, тратя драгоценное время и мощнейший интеллект ребенка на бесполезную информацию.
Вы наверняка знаете. по какой схеме родители маленького ребенка используют игрушки: предположим есть 20-30 минимум разных игрушек к которым ребенок теряет интерес через несколько дней, родители обычно оставляют 5-6 игрушек, остальные прячут, когда эти надоедят, достают следующие 5-6. Вы представляете себе сколько времени ребенок тратит на то, что бы по кругу исследовать одни и те же 20-30 бесполезных предметов? А что бы ребенок "играл" и не мешал маме его сажают в манеж. что бы не дай бог с реальными вещами не познакомился...
Существует тысяча способов продать взрослым людям бесполезные вещи, особенно родителям -развивающие игрушки. брендовые игрушки, модные игрушки. натуральные игрушки, обогощение среды.
Среднестатистический ребенок задыхается в куче игрушек.
Представьте себе ученого-физика, которого переместили в мир, созданный, скажем картиной Дали. Ученый тратит 10 лет жизни на то. что бы исследовать законы, проводит эксперименты, пишет тома научных трудов и вот через 10 лет ему говорят -"а ты знаешь. это не настоящий мир, это все было просто, что бы ты был чем то занят, а смысла в этом никакого нет". Вот примерно это делают игрушки с маленьким ребенком (подчеркиваю -это я имею ввиду ребенка до года)
Я говорю в первую очередь о особенностях восприятия маленького ребенка - а именно о том, что он не воспринимает все целиком. И о перегруженности современных детей бедными для познавательной активности предметами (т.е. игрушками).
Вот кастрюля-это очень богатый предмет. Ребенок видит -мама берет кастрюлю, наливает туда воду (а он сует туда руки) потом насыпает крупу (крупу тоже обязательно пощупать), а потом достает от туда кашу, моет кастрюлю, ставит на свое определенное место. а еще она блестит, гремит,закрывается крышкой и т.п. и т. д. - и вот все это явление для малыша -это кастрюля. Т.е. это не предмет и не в первую очередь предмет, а все что с предметом вообще происходит и все его разнообразные характеристики.
Как выше было сказано -ребенок не воспринимает предмет в отрыве от действия.
Игрушка с этой точки зрения малоинтересна. Ребенок бывает привлечен яркостью, шуршаниеми прочими обманками, силится понять что это за явление...и теряет интерес неизбежно. Поэтому производители стараются напихать побольше всего в игрушку - что бы и шуршала ,и гремела ,и светилась и черте знает что. Что бы убедить родителя,что он не зря потратил деньги.
Ребенку до года нужно явление. а не предмет, т.е. предмет и все что с ним происходит. И в первую очередь то, что с ним делают взрослые близкие взрослые.
Поэтому малышей так привлекает любая вещь в руках родителя -потому что в действии предмет становится явлением.
Исследовательскую деятельность можно и нужно начинать задолго до второго полугодия. собственно говоря она и начинается - как только ребенок нашел свои ручки - он их затянул в рот, исследовал. Потом схватил рукой мамин палец - и туда же и т.д. и т.п. Для того, что бы в первом полугодии развивать ребенка ему необходимо быть максимальное время при маме, наблюдать ее деятельность и по мере возможностей. участвовать в ней.
Это то , что касается именно развития познавательной активности и набора впечатлений.
Что касается игр с ребенком на первом году - то они должны быть больше направлены на взаимодействие с мамой (или папой), чем на познавательную активность: потешки, игровой массаж, игровая (или еще называют пестовальная) гимнастика. И петь надо ребенку много, постоянно надо петь или ритмические потешки приговаривать -это самое лучшее развитие.