Даже самые длинные хвосты имеют обыкновение оканчиваться, простите, задницей. Даже очень бесконечные сериалы (если, это, конечно, не «Санта Барбара») бывают вынуждены поставить точку. Увидеть конец Гарри Поттера (без глупых коннотаций) мечтали едва ли не все маглы мира. И вот распочковавшиеся в дороге надвое «Дары смерти» заглянули-таки за тот край, через который лучше не хватать. А там оказались все обещанные бонусы, необязательное стерео и ожидаемая грусть. И медлительное повествование сразу стало дорогим и близким, ведь этими 130-ю минутами заканчиваются 10 лет нашей киножизни. Семь серий нас мучили изуверским заклинанием «Круцио», а потом вдуг раз – и наступила полнейшая «Авада кедавра». И эту пустоту не скрасит даже хэппиэнд. Ведь мы, по сути, и попрощаться не успели. Очки, палочка, знакомый шрам… А был ли мальчик? Был да вышел весь.
И снова где-то посреди фантазий Роулинг материализуется хрупкий очкарик в компании рыже-честно-влюбленного друга и немного нескладной подруги. Гарри, Рон и Гермиона продолжают блуждать по красивым декорациям в поисках неуловимых крестражей, в которые злодейский Волан-де-Морт заначил свою душонку. Следуя заветам Гринписа, он не стал, подобно Кащею, мучать зайца, утку и яйцо. А потому у наших героев забот полон рот. Сначала элегантный гоп-стоп в неприступном банке Гринготтс. Потом вдумчивая экспроприация из склада, которого нет. И, наконец, грудное взгревание взбесившейся змеюки, осложненное потерей близких, экскурсами в Матрицу и зрелищной финальной битвой. Нам предстоит в последний раз оседлать хохляцкого дракона, узнать истинную цену слезинки мертвеца, сжечь все, пропотеть многое и прицельно навешать агентам мирового империализма. А потом зло выпадет в осадок крупными черными хлопьями. Налетит прерасное далеко, воспарят крылатые качели, и голубой вагон укатит прямо в небосвод. А зал взорвется ему вслед аплодисментами.
***
И ведь все равно не верится, что Поттер-таки закончился. Что через год он не вернется, чтобы сразиться, скажем, с марсианами-педофилами или звероящерами обыкновенными. Что Малфой больше никогда не сядет на снитч, а братья Уизли не смогут изготовить говорящую блевотину. Никогда – это ужасное слово. Через него хочется любить и прощать даже не очень хорошее кино. А последняя серия поттерианы к этому разряду, к счастью, не относится.
Да, Йетсу так и не удалось зацепиться за планку Куарона, поставленную атмосфернейшим «Узником Азкабана». Да повествованию по-прежнему немного не хватает динамики, а чисто актерские сцены часто провисают. Но это, безусловно, фильм, который можно и нужно смотреть. Потому как пустоватые диалоги тут принесены в жертву красивым натурным съемкам и роскошным спецэффектам. Потому как пубертатной сказке удалось превратиться в крепкую фэнтези-драму. Потому как есть еще в киноселеньях многоступенчатые Алан Рикман и Рэйф Файнс. И, наконец, потому, что магию Роулинг сложно испортить даже ремесленникам.
Учтя все тухлые яйца, коими закидали первые «Дары смерти», Йетс по мере сил и возможностей провел монументальную зачистку. Слезы с соплями и гаданиями на ромашке отправились к праотцам, захватив с собою и значительную часть неуемного пафоса. К сожалению, мегатекст Роулинг с многочисленными полисемантическими извращениями так и не проступил сквозь километры кинопленки. Но зато на передний план выкатился стройный экшн и тотальный визуал. Плюс интересная не только поклонникам история, пусть и покалеченная монтажными ножницами.
И если Рэдклиф, которому еще немного и стукнет полтинник, по-прежнему спит, то уже отреспектованные Снегг с Волан-де-Мортом просто висят где-то высоко над Олимпом. Их четыре мощных глаза за пару сцен сказали больше, чем все остальное «актерское» мясо выболтало за 11 лет. Даже сложно представить Рикмана без сальных прядей, а Файнса без сифилитической впадины на лице. Это герои на века. Пусть и с «неожиданно» разными полюсами.
Зато всех прогнозных пинков заслуживает помпезное 3D, о котором трубили из каждого утюга. Коммерческий объем, в который теперь конвертируют даже стихи, традиционно оказался плюхой. Фильм красив и в двухмерном формате. Третье измерение тут нужно только для утяжеления цены. И сцен, ради которых стоит надевать очки не так уж много, и качество подгуливает. Если уж смотреть в 3D, так «Трансформеров», которые в нем и снимались. А все эти перегонки – уже прошлогодний снег.
Но не это важно, а то, что самая длинная кинофраншиза последних лет все же стала историей. Неровной, клочковатой и даже спорной, но все равно красивой и любимой миллионами. И если герои Ноггано оставляют после себя только память и пепел, то последний «Поттер» с грустью выдал два часа киногеничной гари и пота. И мы снимаем шляпу, говоря ему «прощай». Или, быть может, «до свидания»?