29 июля, воскресенье
- Меня не интересуют страны, в которых не проводится Формула 1.
Светлана Амеличкина, фактически мама отечественного формульного движения
Думаю, с этой фразы нужно было начать рассказ. Критерий выбора стран для посещения достаточно жёсткий, но для меня он справедлив. Рад, что получилось приехать, рад, что удалось встретиться с единомышленниками. Однако все хорошие вещи когда-нибудь заканчиваются. Грустно, но такова жизнь.
Вечером в субботу с группой обсуждали прогноз погоды, который обещал дождь в воскресенье с 12 до 16 часов. Следует отметить, что все предыдущие венгерские прогнозы были 100% точными: в среду-четверг переменная облачность и +22...+24, жара в пятницу и дождь после обеда, жара весь день без дождя в субботу. Зная, что дождевые гонки обычно проходят значительно веселее сухих (что справедливо и для Хунгароринга), сошлись во мнении, что было бы неплохо дождю пойти непосредственно до старта.
Лёг спать поздно, уснул не сразу. В голове вращались воспоминания четырёхлетней давности и впечатления от нынешней поездки, всё это ложилось на предвкушение гонки.
В три часа ночи проснулся от раскатов грома. Выглянул в окно и понял, что, скорее всего, это пришёл тот самый фронт, который обещали на гонку: чёрное небо, дождь стеной, полное отсутствие ветра.
Гроза закончилась лишь к семи часам утра, в половине восьмого небо очистилось полностью - нас ожидала сухая гонка
Позавтракал чуть плотнее обычного и начал собираться на автодром. На этот раз на каждой из двух полуторалитровых бутылок толстым чёрным маркером написал "L***OV FROM RUSSIA" и положил их в разные отделы рюкзака - проверяют-то всего один раздел. Всё остальное как обычно - позже, если потребуется, напишу, что нужно брать с собой обязательно, а что желательно.
Собрались без опозданий, выехали вовремя, доехали быстро, но пробки начали формироваться уже в половине девятого утра.
Удивили люди, стоявшие на подступах к автодрому с табличками "Нужен билет!" При этом в официальных кассах билеты были в наличии практически на любую трибуну.
Диалог на входе на автодром:
- Доброе утро! Откройте рюкзак, пожалуйста.
- Доброе утро! Пожалуйста (открываю одно отделение с одной бутылкой).
- Всё хорошо, проходите, пожалуйста.
- Спасибо!
На гонку у меня был билет на трибуну Silver 3, от главного входа до неё можно добраться по грунтовой дороге (чистой, но с учётом плотного трафика минут 25 ходьбы) или по венгерским холмам, намокшим от ночной грозы (минут 10-15 скольжения по грязи). Я подумал и выбрал более весёлый второй вариант.
Добрался без происшествий, по пути осматривался, кто какие действия предпринял, чтобы не извозиться в мадьярской грязи по уши. Передо мной шли финны - болельщики Кими и Ковы, дама из их группы была в толстых белых шерстяных носках и в прозрачных резиновых (или пластиковых?) сапогах. Выглядело это достаточно забавно, своеобразно
К началу гонок поддержки полотно просохло полностью, воздух прогрелся примерно до +24...+26 градусов, дул слабый северо-восточный ветер, вероятность дождя была строго нулевой. Без особого энтузиазма посмотрели заезды GP2 и Суперкубка Порше, подкрепились, привели себя в порядок и приготовились смотреть Парад Пилотов, который традиционно проходит за полтора часа до начала гонки Формулы 1.
Суть этого Парада проста: пилоты, двигаясь на грузовике с открытым верхом, приветствуют болельщиков и дают интервью на английском и на своём родном языке. В это воскресенье все поздравляли Алонсо с 31м Днём рождения и желали ему одержать 31ю же победу, также размышляли о своих шансах на победу и планах на будущее. Болельщики горячо приветствовали каждого гонщика, особенно тепло приняли Именинника и Семикратного. Также было очень приятно, когда Петров на русском поблагодарил за поддержку и пообещал сильно выступить в гонке.
С местом и соседями мне повезло не очень: я сидел на первом месте, то есть в проходе.
Слева от меня сидела не слишком приветливая пожилая итальянская пара;
впереди четыре финна, то и дело выходившие за пивасом;
сзади испанцы с двумя детьми младшего школьного возраста;
в проходе бегал японский фотограф с аппаратом размером чуть ли не с него самого.
В общем, весёлая компания.
Примерно в половине второго по местному времени красивые венгерские дамы вынесли национальные флаги участников, пилоты начали выстраиваться на главной прямой и готовиться к старту. Когда я смотрю Гран-При дома, обычно не слежу за этой процедурой внимательно, но когда я увидел все события уик-энда вживую, при оглашении стартовой решётки вспоминались все яркие моменты, связанные с тем или иным пилотом - и сердце действительно билось чаще.
Первый старт в боевом режиме не состоялся. С нашей трибуны было плохо видно, из-за кого именно, но мне можно было и не говорить, что этим кто-то был Михаэль. К сожалению, стал свидетелем той ситуации, что когда уик-энд начинает идти криво, он идёт криво до самого конца.
Второй старт прошёл успешно, и нам предстояло наслаждаться тактической борьбой на протяжении 69 кругов. Я в очередной раз пожалел, что не взял Fanvision - без тайминга как без рук. В поездку я брал нетбук, но ещё в пятницу выяснилось, что WiFi даже на Super Gold отвратительный. На тридцатом круге я окончательно сбился, кто в одном круге с лидером, кто уже проигрывает круг, а кто будет проигрывать два. Первые шесть-восемь пилотов можно держать в голове, дальше уже сложнее.
Финны, коих вокруг было великое множество, горячо приветствовали каждый проезд Кими Райкконена, и соглашусь, что за свой второй отрезок и хладнокровный выезд с пит-лейн Кими мог поспорить с Льюисом за звание героя гонки. Кто стал антигероем, к сожалению, стало понятно значительно раньше. Также порадовал Бруно Сенна, удивил Баттон и его часть гаража с "Планом Б". В понедельник на завтраке Андрей Лось рассказал, что в пресс-центре существовала "теория заговора", согласно которой в McLaren специально испортили стратегию Дженсону, чтобы развести его на трассе с Льюисом. Я не верю в подобные теории, но Дженсон действительно потерял подиум.
После окончания гонки служба охраны открыла входы на автодром, и болельщики, сидевшие на травке между одиннадцатым и двенадцатым поворотом, высыпали на трассу и устремились к подиуму. В принципе, если хочется увидеть церемонию награждения вблизи и собрать ещё тёплых червяков Pirelli, то нужно брать билеты именно на траву. Экономия, кстати, выходит существенная: билет на траве - 90 Евро, билет на Three Corner Silver - 280 Евро. В следующий раз (надеюсь, он обязательно состоится) постараюсь взять "зелёный" билет и Fanvision.
Встретился с одногруппниками возле выхода с трибуны Super Gold, с полчаса ждали, пока схлынет основная масса разноцветных болельщиков. Минут десять смотрел, как мимо меня проходят совершенно разные люди из разных стран - закружилась голова
На выходе с автодрома докупил остаток сувениров - то, что хотел, но колебался (ведь лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано).
Доехали на удивление легко и быстро, по пути обменялись впечатлениями и обсудили планы на будущее. Благодарен всем своим одногруппникам за совместное участие в посещении Гран-При, надеюсь, с многими из них удастся встретиться в дальнейшем.
Вне зависимости от результатов Гран-При оставил ощущение праздника, и я не думаю, что подобное ощущение смогу получить где-то ещё. Приложу все усилия, чтобы совершить подобный выезд и в следующем году, причём не обязательно в Венгрию - буду расширять географию
Всем спасибо за внимание, читать пришлось много.
Если есть вопросы - пожалуйста, задавайте. Что-то я мог упустить, что-то мог не посчитать важным.