Николай Семенович Патоличев - кавалер 11 орденов Ленина (!!!),
выдающийся государственный деятель Советского Союза 1930-1980 годов, дважды Герой Социалистического Труда.
Комсомольская юность
Талантливый юноша строил карьеру сам, о чем говорят факты биографии. Четырнадцатилетним подростком начал трудовой путь на заводе взрывчатых веществ в Растяпине (с 1924 года - завод № 80 им. Я.М. Свердлова). Чтобы поступить в фабрично-заводское училище, Николаю надо было иметь хотя бы семь классов, но у паренька за плечами не было и их. На заседании приемной комиссии выручил представитель завкома профсоюза: «Среди принятых в школу есть мой брат. Я считаю, что он может подождать годик, а вот этого паренька в лаптях давайте примем» и указал на Патоличева.
Николай получил специальность в ФЗУ в 1928 году и вскоре коммунисты завода им. Я.М. Свердлова приняли трудолюбивого парня в ряды партии ВКП(б), а затем молодежь избрала его секретарем Дзержинского райкома комсомола. В 1931 году энергичного вожака комсомольцы выдвинули на учебу в Московский технологический институт, преобразованный позже в Химическую академию РККА им. К.Е. Ворошилова. Студента, активиста-общественника скоро заметили и продвинули выше - секретарем вузовской комсомольской организации. В заботах, тревогах прошли бурные годы комсомольской юности Патоличева.
Большевик по совести
После окончания академии в 1937-м работал инструктором ЦК ВКП(б), парторгом ЦК на Ярославском резино-асбестовом комбинате и одновременно первым секретарем райкома ВКП(б) одного из районов Ярославля. Комбинат, предназначенный для выпуска 80% автопокрышек в стране, переживал нелегкие времена, однако к концу 1939 года, спустя четыре месяца после назначения Патоличева, начал выпускать 12 тысяч покрышек в день. За это получил правительственную награду, первым орденом Ленина отметили и парторга. Его современники вспоминали: как-то он спешил на очередной пленум Ярославского обкома ВКП(б), а его автомашина, как назло, сломалась на полпути. Патоличев, не желая опоздать, в распахнутой шинели и буденовке помчался по городским улицам. Таким и ворвался на пленум, на котором тридцатилетнего парторга утвердили первым секретарем Ярославского обкома ВКП(б). И первое, с чем столкнулся секретарь, было сфабрикованное НКВД дело группы троцкистов. Многое в нем показалось Патоличеву надуманным - он настоял на пересмотре и добился освобождения всех арестованных. По тому времени такой поступок требовал большого мужества. Его уважали не «по должности», а за высокие человеческие качества. Позже он не раз рисковал собой, спасая людей, оклеветанных и арестованных по сфабрикованным делам.
На переднем крае
Строительство, налаживание новых производственных мощностей стали главной заботой первого секретаря. Завод синтетического каучука в Ярославле создавался при непосредственном участии Патоличева, при нем же методом народной стройки была проложена трасса Ярославль - Рыбинск. Подготовку 90-километрового полотна сделали за одни сутки! Сто тысяч ярославцев и 60 тысяч рыбинцев шли навстречу друг другу. Такими же темпами была построена Костромская дорога.
И уже спешили со строительством водной артерии - Волго-Балтийского канала, Рыбинского водохранилища, двух гидростанций. В 1940 году после выступления на внеочередном пленуме ЦК, созванном в связи с неудачными военными действиями СССР во время советско-финской войны, генерал А.В. Хрулев представил Николая Семеновича Сталину лично. Эта знаменательная встреча сыграла важную роль в его будущей карьере. На посту первого секретаря Ярославского обкома ВКП(б) ему часто приходилось общаться со Сталиным, и он на себе испытал воздействие «вождя», непредсказуемость его поступков. В своих мемуарах Николай Семенович подробно описал ночное совещание у Сталина 14 октября 1941 г., на которое были приглашены секретари Владимирской, Ивановской областей, Ярославля. В тот момент они еще не знали о том, что немцами захвачен город Калинин (ныне Тверь). Именно тогда прозвучали слова о Ярославле как о прифронтовом городе и о создании линии обороны на территории, прилегавшей к Москве.
Новые рубежи
Война ставила все новые требования перед руководством области, и они решались оперативно, с положительным результатом. Однако 28 декабря 1941 года Патоличев получил новое назначение - на должность первого секретаря Челябинского обкома ВКП(б). В короткие сроки надо было создать на Южном Урале мощную промышленную инфраструктуру. От Николая Семеновича ждали решительных действий, и он оправдал надежды. За 56 дней(!) сумели развернуть на Танкограде массовый выпуск Т-34, в короткий срок разработали и начали производить тяжелый танк ИС, а затем - ИС-2 и ИС-3.
Значительно нарастил свою мощность Магнитогорский металлургический комбинат, предприятия Златоуста, выпускавшие основную долю легированной стали, выдавали сверх плана важную продукцию. За считанные месяцы удалось наладить производство на Миасском автомобильном заводе... С именем Н.С. Патоличева связано и создание Уральского добровольческого танкового корпуса, который прошел от Урала до Праги и Берлина. Человек из народа, он хорошо знал его интересы, всегда был вместе с ним, вращался в рабочей среде, ходил по улицам, цехам, бытовкам, вникал в каждую мелочь. Как-то в Челябинске заглянул в обычный магазин, где шла бойкая торговля макаронами. «Заверните!» - «А у нас обертки нет». - Николай Семенович протягивает шляпу: «Заверните в шляпу». - «Как в шляпу?»
Прибегает заведующий - первый секретарь обкома перед ним!..
Вскоре Н.С. Патоличева ожидала сама столица - его избрали секретарем ЦК ВКП(б). На новых постах он решал самые сложные задачи, проблемы, которые требовали от него порой нечеловеческих усилий. Спустя год Патоличев - секретарь ЦК КП Украины, затем руководитель партийной организации Ростова-на-Дону...
Вместе с народом
И где бы ни трудился Патоличев, он всегда уделял огромное внимание социальным вопросам, заботе о простых людях. В Ростове-на-Дону набережную Дона старожилы до сих пор негласно называют набережной Патоличева - именно с его подачи она превратилась в благоустроенную часть города. В пятидесятые годы, с 1950 по 1956 год, жизнь Н.С. Патоличева тесно связана с Белоруссией. Он возглавил компартию республики, которая еще только заканчивала разбирать последствия военной разрухи. Наш земляк не был баловнем судьбы: он добивался успехов выдающимися качествами лидера, умелого и рачительного хозяйственника. В любых обстоятельствах оставался умным, дипломатичным руководителем, твердым, принципиальным, когда надо было отстаивать интересы государства. И при этом он никогда не забывал слова отца: «Не поступлюсь совестью своей».
На посту министра
Двадцать семь лет деятельности на посту министра внешней торговли СССР - с 1958-го по 1985 г. - стали одними из значительных в биографии Патоличева. Он смог кардинально изменить роль и значение внешней торговли, которую превратил в эффективный инструмент развития отечественной экономики. О своем назначении в мемуарах Патоличев вспоминал с юмором. В августе 1958 года Хрущев вызвал Николая Семеновича к себе и буквально ошарашил его, заявив: «Иди на внешнюю торговлю». Патоличев возразил, что понятия не имеет о внешней торговле. Тогда Хрущев с нажимом уточнил, что предлагает ему стать не кем-нибудь, а министром. На что, обладая здоровым чувством юмора, Николай Семенович ответил: «Ну, если министром, то это другое дело!» В этот период внешнеэкономические связи СССР осложнились неблагоприятной международной обстановкой в условиях «холодной войны». Необходимо было создать собственный торговый флот. И Советский Союз его получил, проблема зависимости от иностранных перевозчиков была устранена. В этом была немалая заслуга министра. С 1960-х годов в нашей стране рос импорт зерна, животного и растительного масла, мяса и мясопродуктов, сахара-сырца. В этих условиях к 1980 году экспорт основных валютоемких товаров уже не мог обеспечить растущие импортные поставки продовольствия в СССР без ущерба для развития экономики страны.
Патоличев предложил использовать поставки природного газа, которые в бытность его министром увеличились в 344 раза. Николай Семенович видел в расширении экспорта газа реальную возможность закрыть продовольственную проблему, а валютные ресурсы от экспорта сохранить для развития производительных сил страны на основе внедрения передовых зарубежных достижений. Но возникло немало трудностей. Вскоре после Карибского кризиса в 1962-м Запад ввел эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра. Внешторгу пришлось проявить изобретательность. Параллельно с импортом в стране наладили собственное производство труб большого диаметра. Состоялись сделки по «голубому топливу» с западными странами. С Германией подписали беспрецедентный контракт «Газ - трубы» на поставки природного газа в Западную Германию на 20 лет. В 1971 году аналогичный 20-летний контракт был подписан с Финляндией. С торговыми представительствами этой страны Николая Семеновича связывали крепкие узы дружбы. В Финляндии существует обычай - сокращать фамилии уважаемых людей. Николая Патоличева там называли коротко - Пато.
Семидесятые годы стали началом настоящего прорыва российского природного газа на Запад. Последовала цепная реакция подписания газовых контрактов с другими странами. Получили реальное развитие новые формы внешнеэкономических связей: компенсационные соглашения, торговля лицензиями, международная производственная кооперация... В сотрудничестве с зарубежными компаниями на базе комплектного импортного оборудования построили Волжский автомобильный завод, КамАЗ. Внешторг продвигал отечественные товары на мировые рынки. Например, экспорт легковых автомобилей из СССР составлял более 300 тысяч в год. Неприхотливую советскую технику и транспорт закупали на всех континентах. Помимо углеводородов, заметно возросли физические объемы продаж черных и цветных металлов, минеральных удобрений, целлюлозно-бумажной продукции, изделий машиностроительного комплекса.
За период деятельности Патоличева на посту министра внешнеторговый оборот СССР увеличился с 8 до 142,5 миллиарда инвалютных рублей.
«Не поступлюсь совестью своей».
Медведь. Имею ДВА вопроса.
ПЕРВЫЙ: Как работаешь ТЫ ?
ВТОРОЙ: НАСКОЛЬКО ЦВЕТУЩЕЙ БУДЕТ НАША РОДИНА, если КАЖДЫЙ будет работать как Патоличев?.........