С тех пор прошло 30 лет. Михаил никаких попыток построить летательный аппарат не предпринимал, не до того было. После школы поступил в Шадринский пединститут, получил диплом учителя физики и математики. Перспективного специалиста направили в Макушинский район и сразу назначили директором сельской малокомплектной школы, а через полгода призвали в армию. Отслужив, Паршуков вернулся в школу. Однако очень скоро понял, что на учительскую зарплату семью не прокормить. Был конец восьмидесятых. На дворе бурлил рынок, и молодой учитель ушел на вольные хлеба. Пробовал себя в торговле. Но хотелось что-то делать руками. Видимо, сказалась наследственность: отец у Михаила был плотником и классно владел бондарным ремеслом. Паршуков открыл мебельное производство. Его предприятие продержалось более десяти лет.
Как строить самолеты, Михаил понятия не имел. Полез в Интернет. "Вы можете сколотить табуретку, значит, способны построить самолет", - прочитал как будто специально для него написанную еще в начале прошлого века, когда шло бурное развитие авиации, фразу.
Ну, не только табуретку, подумал Михаил. Как-никак сборкой мебели занимался, да и базовое образование - физика и математика - поможет.
Копаясь в Сети, Паршуков с удивлением обнаружил, что не один он такой "сумасшедший". Немало мужиков даже посолиднее возрастом тоже "болели" аэропланами, охотно делились опытом. Перерыв горы литературы, Михаил остановился на "американце": решил сделать сверхлегкий двухместный самолет СН-701 по модели Криса Хайнца. Точно такие же аппараты строил в Тюмени Александр Павлов. К тому времени тот был уже известным самолетостроителем, собственноручно построил несколько аппаратов. Михаил через Интернет нашел его контакты и поехал знакомиться.
- Думал, съезжу, посмотрю: может, у него руки золотые, раз такие хорошие самолеты получаются, - вспоминает Паршуков. - Но Александр оказался обычным человеком, и руки у него были, как у всех. Зато он меня здорово поддержал.
Судьба свела Михаила с еще одним энтузиастом - 73-летним Юрием Петровичем Поблагуевым из Шадринска. Дома у него стоял токарный станок, и знакомые частенько просили что-то отремонтировать. Михаил тоже пришел к Юрию Петровичу с просьбой выточить детали.
- Тебе для чего? - спросил токарь.
- Да самолет собрался строить.
- Самолет? - заблестели глаза у мастера. - Я с тобой...
Оказалось, Поблагуев по образованию авиаинженер, имеет диплом Казанского авиационного института. Правда, работать по специальности не пришлось, но интерес к авиации не терял: следил не только за отечественными, но и зарубежными новинками. К тому же двое его сыновей тоже связали свою жизнь с самолетами, окончив Московский авиационный институт.
Лишние руки не помешают, решил Паршуков. Профессиональный и жизненный опыт тоже пригодятся.
С тех пор Юрий Петрович приезжает каждое утро в цех к Михаилу, и они вдвоем, как на рабочих планерках, обсуждают ход строительства самолета.
А вот домочадцы к увлечению главы семейства поначалу отнеслись несерьезно.
- Чем бы дитя ни тешилось… - махнула рукой супруга Людмила.
Сыновья (их у Михаила двое) тоже сначала подшучивали, а потом сами втянулись и теперь помогают отцу. В мае 2012 года первый самолет был готов. В небо аппарат поднял летчик Николай Голубцов, который когда-то учил летать в Курганском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ многократную чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину. Испытания прошли успешно.
- Никогда б не поверила, что эта железяка сможет летать, - удивилась жена. А старший сын Кирилл твердо решил стать летчиком. Сейчас он получает второе образование в Челябинском центре подготовки пилотов.
За три года Михаил со своим напарником построил три самолета, на подходе четвертый. При этом утверждает, что не преследует никакой коммерческой выгоды.
- Я предприниматель и прекрасно вижу: бизнес на этом не сделаешь, - говорит Паршуков. - На один самолет уходит почти год, а продать его при нынешней платежеспособности населения невозможно. Поэтому, скажем так, строим для души, для друзей. Они покупают комплектующие, а мы собираем. Правда, первый аппарат я сделал для себя, второй построили для сына Юрия Петровича, третий отдал своему другу, пенсионеру Александру Задорожному.
Трудно поверить в альтруизм бизнесмена. Казалось, в наше время товарно-денежных отношений между людьми такое невозможно. Но откровенность Михаила обезоруживала.
- А если честно, сам не понимаю, зачем мне это надо. Наверное, ищу себя, как один из многих. Иногда ответы на вопросы хочется материализовать. Получается наглядное пособие… Просто мне нравится решать задачки! - по-философски мудрено рассуждает самолетных дел мастер.
Воздушный трудяга
- Разве нельзя найти практическое применение вашим самолетам? - спросили мы Михаила.
- На таких самолетах можно патрулировать леса, линии электропередачи, газопроводы. Например, возле Шадринска проходит газопровод, над ним постоянно кружат тяжелые вертолеты. Машины обслуживают десятки человек: два пилота, наземные службы. К тому же их эксплуатация обходится очень дорого. Маленькие легкокрылые самолеты, а еще лучше - беспилотники выполнили бы ту же работу не хуже, и получилось бы гораздо дешевле. Маршрут известен, высота задана, остается только отсканировать специальной аппаратурой "картинку". Но по нашему законодательству самолеты единичного производства, не внесенные в единый госреестр, запрещено использовать в коммерческих целях. Чтобы что-то изменить, необходимо принять государственную программу развития малой авиации.
Возможно, когда-нибудь самолеты Михаила станут воздушными трудягами. А пока его опыт и знания могли бы послужить развитию детского технического творчества. В Шадринске есть замечательный техноклуб "Робомастер", который возглавляет такой же энтузиаст Владимир Бажутин. С одним из его воспитанников, будущим авиатором, мы недавно познакомились в Кургане, на выставке инноваций форума предпринимателей. Десятиклассник Андрей Кайгородов демонстрировал управляемый самолет-кукурузник, изготовленный из обыкновенной потолочной плитки. Про Михаила Паршукова он, конечно, слышал, но встречаться им не приходилось, хотя очень хочется, признался юноша. По словам Владимира Бажутина, идея совместного с Михаилом проекта витает давно. Но все упирается, как всегда, в финансирование.
С другой точки
Как-то, отдыхая на Черноморском побережье, Михаил Паршуков прокатился на параплане над поселком, в котором жил. Он не первый раз был здесь и давно изучил каждую улицу. Но, поднявшись на высоту птичьего полета, Михаил понял, что совсем не знает эти места, до того они показались ему таинственными и загадочными. С тех пор он запомнил: на мир надо обязательно смотреть с другой точки зрения. Это может изменить взгляды на жизнь. Всем, кто оказался в трудной ситуации, Михаил советует не опускать руки, а по-другому взглянуть на обстоятельства.
ссыль