С одной стороны, нет ничего нового в том, что птица-тройка «не даёт ответа». Таково её свойство, которое не меняется столетиями, — всё по-настоящему важное творится в тишине и молчании, не опошляясь громогласными заявлениями и пышными презентациями. Люди одевают джобсоподобные стильно-неряшливые свитера и выходят на сцену перед экраном для того, чтобы что-то миру впарить. России ничего и никому впаривать не нужно. Она имеет дело не с потребителями, а с историей.
Но у этой тишины есть тяжесть. И эта тяжесть иногда бывает невыносима. Иногда люди не выдерживают такого испытания. В поисках своего «я» они бросаются туда, где гремят речи, где фейерверки, огонь или ослепительный свет очередной «истины».
Но можно поступить иначе.
Лев Николаевич Гумилёв говорил, что нация — это ландшафт. Это поэтическое высказывание скорее всего следует понимать, что культуру нации определяют те факторы, которые заданы ландшафтом, — способ добывания пропитания и вызовы, которые необходимо преодолевать. Нация — это сложный адаптивный механизм передачи культуры, определяемый адаптацией к решению задач безопасности, добывания ресурсов и производства. Нацию определяют враги и ресурсы.
Определив те возможности и те вызовы, которые возникнут в будущем, мы и получим портрет России.
Мне кажется, что в становлении России наибольшую роль играли не ресурсы, а вызовы. Так что начнём с них.
Блокада
России предстоит выдержать и преодолеть созданную США изоляцию от Европы, её рынков, технологий и финансов.
С этой целью России придётся добиться полной автономности своего ВПК, включая сферу высоких технологий, продовольственной и финансовой безопасности. Это будет достигнуто как серьёзными собственными вложениями в ВПК, так и интеграцией со странами БРИКС и ШОС, в первую очередь с Индией и Китаем.
России предстоит преодолеть сопротивление созданных США по периферии России неонацистских режимов Молдавии, Прибалтики, Украины.
Это потребует от России отрастить себе инструменты пропаганды и овладеть техникой мягкой силы, мирной смены режимов, общественной дипломатии, работы с НКО, значительно продвинуться в сфере разведывательной деятельности.
Для преодоления кризиса уже сейчас раскручиваемого нашими «уважаемыми партнёрами» в Нагорном Карабахе нам придётся проявить себя незаурядным миротворцем и уникальным автором компромиссов.
Далее, для противостояния планам нашего главного «уважаемого партнёра» в Средней Азии и на Ближнем Востоке нам придётся доказать свою состоятельность как военной силы и поставщика как высокоточного, так и обычного оружия.
Оперативный простор
Зафиксированная на данный момент гегемония США в финансовой системе за счёт доллара и доли в МВФ и в силовой политике за счёт доминирования в НАТО и игнорирования ослабленной ООН не отвечает не только интересам России и её союзников по ШОС и БРИКС, но и интересам остального человечества, включая интересы Европы. Тем более невыгодно Европе навязываемое в данный момент соглашение о свободной торговле США-ЕС, которое превращает ЕС в экономический придаток США.
Однако Европа не в состоянии выступить за смену имеющегося порядка по причине полной подконтрольности её политического класса интересам США. США являются поставщиком главного ресурса политического класса Европы — легитимности в рамках господствующей идеологии.
Преодолев блокаду и выйдя на оперативный политический простор в Евразии, Россия вступит в прямую конкуренцию с США как поставщиком услуг безопасности, технологий и легитимности.
Это потребует от России значительных усилий по модернизации вооружённых сил и спецслужб, распространению влияния на мировое общественное мнение и, что самое важное, — потребует от России выработать идеологию, в соответствии с которой в дальнейшем предстоит постройка правовой системы международных отношений и осмысление прав человека и прав государств и народов. В соответствии с этими институциями впоследствии возможно будет определять легитимность государств и организаций, других глобальных акторов и возможность применения к ним санкций, включая легитимное насилие.
Идеология — единственный инструмент для проведения необходимой нам ротации элит, как внутри нашей страны, так и в Европе.
С целью утверждения собственных позиций и для ослабления позиций конкурента в глобальной экономике продолжится выход России из доллара во внешней торговле и вывод из него контрагентов и союзников. Это невозможно без глубочайшей интеграции экономик и необходимого для такой интеграции доверия между странами.
Изменения
В период глобальной конкуренции с США за доминирование в Евразии Россия будет делать ставку на следующие преимущества:
1. Возможность экспортировать природные ресурсы.
2. Экономически развитые союзники — Китай, Индия, ЮАР, Бразилия.
3. Развитая наука, военная промышленность, спецслужбы.
4. Развитая культура, позволяющая вырабатывать современные философско-этические концепции, пригодные для дальнейшего развития человечества.
Не все из этих отраслей сейчас оценены и не все они находятся в должном состоянии. Но они будут оценены и будут приведены в состояние, пригодное для решения вышеизложенных задач. Этого потребует сама жизнь, а перед ней невозможно отчитаться о проделанной работе на бумаге.
США противопоставит России этнократические режимы Восточной Европы, ультралиберальную философию, исламский терроризм, размещение ЯО и ПРО в Европе, удушение экономическими санкциями, использованием очагов социальной, религиозной, этнической напряжённости внутри России с целью дестабилизации.
Ответом могут быть только последовательная денацификация Европы, союз с традиционным исламом, усиление ядерного щита (триада + ПРО) и тщательно выверенная социальная политика.
В результате адаптаций под решение данных ключевых задач Россия станет социальным государством с чрезвычайно развитым силовым сектором, пищевой промышленностью, наукой, философией и пропагандой и соответствующей этим отраслям структурой населения.
Россия чрезвычайно изменится, но при этом останется прежней — страной политиков, воинов, учёных и философов. Исчезнут в техническом прогрессе крестьяне. Деревня в её классическом (Михалковском) понимании прекратит своё существование.
Культура и идеология
Преодолевая сдерживающее давление со стороны постсоветских этнократий, основой идеологии которых является антисоветизм, а в элиты кооптированы нацистские коллаборационисты времён Второй мировой войны и их наследники, как идеологические так и кровные, России придётся избавиться от собственного примитивного антисоветизма, заново поднять антифашистскую идеологию СССР.
Плотное сотрудничество с ЮАР, Китаем, Индией заставит Россию заново запустить идеологию интернационализма.
Необходимость сплотить общество, постоянная потребность в высококвалифицированном труде заставит Россию кооптировать многие представления СССР о социальности, особенно в сфере образования.
Экономические и финансовые войны будущего потребуют соответствующих кадров и сопутствующей идеологии. Марксизм неизбежно вернётся в вузы и школы.
Сочетание всех этих факторов приведёт к тому, что Красный Проект будет полностью исторически реабилитирован.
В области символов это, скорее всего, выразится в том, что Мавзолей на День Победы более драпировать не будут. Однако и на него руководство России не поднимется потому, что возврата к прошлому не будет, так же, как и войны с ним. Возможно, что и парад будут принимать в другом месте Красной Площади — у храма Василия Блаженного или у памятника Минину и Пожарскому.
При этом полной реставрации системы СССР не произойдёт, поскольку она оказалась слишком уязвима в условиях конкуренции с капиталистическими системами. Капитализм будет ограничен системами сдержек и противовесов, в его бурлящую реакцию будут введены графитовые стержни морали, законов и культуры, которые не позволят хищнику пожрать общество, однако насмерть зверь задушен не будет. Останется обширная свободная торговля, предпринимательство, артели, кооперация, огромная часть госкорпораций будет принадлежать частным инвесторам и топ-менеджменту, принося им огромные доходы.
Человек в условиях постоянного недостатка людей будет рассматриваться как капитал и объект инвестиций, как частных, так и государственных. Классические религии будут поддерживаться государством, религиозные конфликты — жестоко пресекаться.
Это не будет яркий и солнечный мир из «Гостьи из Будущего».
Но самое главное — он не станет антиутопией.
Роман Носиков
ссыль